К делу № 12-136/2024
23RS0024-01-2024-002741-51
РЕШЕНИЕ
город Крымск 08 августа 2024 г.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Савкина Ю.В.,
при секретаре Богдан Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест Крымского межрайонного прокурора на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении государственного инспектора в Абинском и Крымском районах по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 05.05.2023 и решение по делу по делу об административном правонарушении от 09.07.2024, в отношении ФИО6 по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Определением государственного инспектора в Абинском и Крымском районах по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 05.05.2023 отказано в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО6 по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ.
Решением начальника межмуниципального отдела по Абинскому и Крымскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 09.07.2024 указанное определение оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными решениями, Крымский межрайонный прокурор обратился с протестом, в котором просит их отменить, считая незаконными.
В судебном заседании помощник Крымского межрайонного прокурора Синельникова А.И. доводы протеста поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения жалобы были извещены надлежащим образом.
Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, 04.05.2023 в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю из ГКУ Краснодарского края «Кубаньземконтроль» поступили материалы обследования земельного участка с кадастровым №, площадью 29 600 кв.м., по адресу: Крымский район, Киевское сельское поселение, в границах колхоза «СПК Ленинский путь», находящегося в государственной собственности Краснодарского края, согласно которым выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ.
В соответствии с актом обследования указанного земельного участка № 283 от 04.05.2023, главным специалистом ГКУ КК «Кубаньземконтроль» Мельниченко М.И. выявлено и зафиксировано, что земельный участок с кадастровым № используется с 01.10.2019 по 04.05.2023 года ФИО6 без правоустанавливающих документов, что образует вышеуказанный состав административного правонарушения и является нарушением ст. 26 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч.ч. 1, 1.1, 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Материалы проверки (акты обследования земельных участков) были направлены ГКУ КК «Кубаньземконтроль» органам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, после проведения обследований земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, на которых выявлены признаки совершения лицами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ.
Однако, государственным инспектором в Абинском и Крымском районах по использованию и охране земель Тавабиловым И.П. по результатам рассмотрения предоставленных ГКУ КК «Кубаньземконтроль» материалов, 05.05.2023 вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении на основании ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ, постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336.
Данное определение вынесено незаконно и подлежит отмене, а рассмотрение дела об административном правонарушении необходимо возобновить по следующим основаниям.
Согласно ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; 4) фиксация административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи; 5) подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей части, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения (п.1); виновность лица в совершении административного правонарушения (п. 3); обстоятельства, исключающие производство по Делу об административном правонарушении (п.6); иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (п. 7).
Установление виновности лица в совершении административного правонарушения предполагает доказывание не только вины субъекта, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного деяния.
Вопрос об установлении виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Основаниями для отказа, исходя из вышеуказанного определения, является отсутствие в материалах представленных ГКУ КК «Кубаньзем контроль» данных, позволяющих идентифицировать предмет административного правонарушения, соответственно дело не может быть возбуждено в виду отсутствия данных, указывающих на событие административного правонарушения (ст. 24.5 КоАП РФ).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Объективная сторона правонарушения состоит в самовольном занятии либо использовании лицом земельного участка при отсутствии прав на него.
Материалами ГКУ КК «Кубаньземконтроль» подтверждены факты самовольного занятия ФИО6 земельного участка с кадастровым №, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.1 КоАП РФ.
В п. 1 ст. 8 ГК РФ предусмотрено, что основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.
Из п. 2 ст. 8.1 ГК РФ следует, что права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения. Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п. 2 ст. 261, ст. 264 ГК РФ).
Поскольку Стацюк А.Н. не является собственником или арендатором указанного земельного участка, однако осуществляет на его части производство сельскохозяйственной продукции, с целью ее дальнейшей реализации, т.е. действия указанного лица выходят за рамки требований федерального законодательства законной предпринимательской деятельности, ответственность за нарушение которых должна наступать на общих основаниях.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, обстоятельства, имевшие место для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьи 7.1 КоАП РФ, имели место 04.05.2023.
Следовательно, 60-дневный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, по настоящему делу истек 03.07.2023.
Исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждается дело, обсуждаться не может. Кроме того, из анализа пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что при отмене решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности, выносится решение о прекращении производства по делу.
Таким образом, поскольку срок давности привлечения лица к административной ответственности истек, возможность правовой оценки действий Стацюка А.Н. утрачена.
При таких обстоятельствах, решения должностных лиц подлежат отмене.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 05.05.2023 ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 09.07.2024, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 7.1 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 05.05.2023 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 7.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 09.07.2024 – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: