дело № 5-294/2018
резолютивная часть объявлена 13.11.2018г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<адрес> 16.11. 2018 г.
Судья Гурьевского городского суда <адрес> Дорошенко И.И.,
с участием:
представителя административного органа, Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования <адрес>, главного специалиста отдела лицензирования и лицензионного контроля, Устинова А.Н., действующего на основании доверенности от 12.11.2018г. №,
рассмотрев материал по обвинению Открытого акционерного общества «Гурьевский металлургический завод» в совершении административного правонарушения, предусмотренного, ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Гурьевский металлургический завод» (далее по тексту-ОАО «ГМЗ») совершило осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) при следующих обстоятельствах:
«ДД.ММ.ГГГГ. - «ДД.ММ.ГГГГ г. на основании ежегодного плана проведения плановых проверок Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования <адрес>, согласованного с <адрес>, в соответствии с приказом Кузбассобрнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена плановая выездная проверка в отношении ОАО «ГМЗ» по адресу: <адрес>.
В ходе плановой выездной проверки было установлено, что ОАО «ГМЗ» является коммерческой организацией - открытым акционерным обществом, осуществляющим образовательную деятельность на основании лицензии, серии №, регистрационный №, предоставленной ОАО «ГМЗ» Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
ОАО «ГМЗ» при осуществлении образовательной деятельности ОАО «ГМЗ» не извлекает прибыль.
В соответствии с требованиями подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности», одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие разработанных и утверждённых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
В нарушение требований подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности», в ОАО «ГМЗ» отсутствуют разработанные и утверждённые данной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательные программы профессионального обучения.
При проведении проверки были представлены только квалификационные характеристики, учебные планы, программы теоретического и производственного обучения, при этом согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа наряду с учебно-тематическим (учебным) планом включает в себя также:
календарный учебный график; рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов; оценочные и методические материалы.
В соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности», одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
В соответствии с требованиями к квалификации, указанными в квалификационной характеристике должности «Преподаватель», утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования», лицо, замещающее должность «Преподаватель», должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Согласно документам, представленным при проверке, в ОАО «ГМЗ» функции преподавателя, осуществляющего обучение по программе повышения квалификации рабочих по профессии «Уборщик горячего металла», исполняет ШДА на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации обучения», имеющий среднее профессиональное образование по специальности «Монтаж промышленного оборудования».
Высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемым предметам (дисциплин образовательной программы повышения квалификации рабочих по профессии «Уборщик горячего металла»), а также дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении ШДА не имеет.
Документов, подтверждающих получение ШДА высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении, при проведении проверки представлено не было.
Пунктом 9 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей образования» предусматривается, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Информация о наличии рекомендации аттестационной комиссии о назначении ШДА на должность «Преподаватель» в порядке исключения при проведении проверки ОАО «ГМЗ» представлена не была.
Исполнение ШДА функций преподавателя в нарушение требований к квалификации, указанных в квалификационной характеристике должности «Преподаватель», утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей образования», является нарушением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности».
Согласно документам, представленным при проверке, в ОАО «ГМЗ» функции преподавателя, осуществляющего обучение по программе повышения квалификации по рабочей профессии «Подручный сталевара мартеновской печи», исполняет ХМЮ на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации обучения», имеющий среднее профессиональное образование по специальности «Технология открытой и подземной разработки месторождений полезных ископаемых».
Высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемым предметам (дисциплины образовательной программы повышения квалификации по рабочей профессии «Подручный сталевара мартеновской печи»), а также дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении ХМЮ не имеет.
Документов, подтверждающих получение ХМЮ высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении, при проведении проверки представлено не было.
Информация о наличии рекомендации аттестационной комиссии о назначении ХМЮ на должность «Преподаватель» в порядке исключения при проведении проверки ОАО «ГМЗ» представлена не была.
Исполнение ХМЮ функций преподавателя в нарушение требований к квалификации, указанных в квалификационной характеристике должности «Преподаватель», утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей образования», является нарушением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности», к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионных требований, предусмотренных, в том числе и подпунктами «г», «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности».
ОАО ГМЗ были нарушены подпункты «г», «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности».
В судебном заседании представитель административного органа, Устинов А.Н. пояснил, что, по его мнению, в действиях ОАО «ГМЗ имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3. ст.19.7 КоАП РФ, что подтверждается собранным доказательствами.
ОАО «ГМЗ» в суд защитника либо законного представителя не направило, просило дело рассмотреть в отсутствие защитника. В письменных пояснениях указало, что общество осуществляет образовательную деятельность по программам профессионального обучения по профессиям, применяемым в производственном процессе на основании лицензии №, выданной Кузбассобрнадзором ДД.ММ.ГГГГ. Указанные программы при проведении проверки и при получении лицензии представлялись административному органу и лицензирующему органу. В штате предприятия отсутствуют должности педагогических работников, а выполнение функций преподавателей осуществляют наиболее опытные и квалифицированные работники, имеющие высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направление деятельности. По мнению общества протокол об административном правонарушении составлен по формальным основаниям, т.к. ШДА и ХМЮ по своим профессиональным навыкам и образованию могли быть рекомендованы аттестационной комиссией на должность преподавателя в соответствии с п.9 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ. №н в порядке исключения. Требования о наличии в штате лицензиата педагогически работников введено после получения обществом лицензии. В настоящее время в отношении общества возбуждена процедура банкротства (конкурсное производство), оно несет убытки, тяжких последствий совершение правонарушения не причинило, поэтому возможно, в соответствии с ч.2 ст.3.4, ч.1 ст.4.1.1. назначение наказания в виде предупреждения.
Вина ОАО «ГМЗ» в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждается следующими материалами дела:
приказом о проведении плановой выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ. №;
актом проверки Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ., выданной ОАО «ГМЗ» Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования <адрес>;
сведениями из ЕГРЮЛ об ОАО «ГМЗ», согласно которым ОАО «ГМЗ» выдана лицензия на право осуществления образовательной деятельности;
программой для профессиональной подготовки и повышении квалификации рабочих по профессии «машинист крана металлургического производства» от ДД.ММ.ГГГГ.;
программой для профессиональной подготовки и повышении квалификации рабочих по профессии «правильщик проката и труб» от ДД.ММ.ГГГГ.;
учебным планом и программой для профессиональной подготовки и повышении квалификации рабочих по профессии «стропальщик» от ДД.ММ.ГГГГ
программой для профессиональной подготовки рабочих по профессии «грузчик» от ДД.ММ.ГГГГ
программой для профессиональной подготовки рабочих по профессии «вальцовщик стана горячей прокатки» от ДД.ММ.ГГГГ
приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № « Об организации обучения»;
дипломом № от ДД.ММ.ГГГГ. на имя ШДА;
сертификатом на имя ШДА, выданным АНО «Новокузнецкий региональный центр охраны труда и промышленной безопасности» ДД.ММ.ГГГГ
приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № « Об организации обучения»;
дипломом № от ДД.ММ.ГГГГ. на имя ХМЮ ;
сертификатом на имя ХМЮ, выданным АНО «Новокузнецкий региональный центр охраны труда и промышленной безопасности» ДД.ММ.ГГГГ.;
объяснениями директора по персоналу ААГ, начальника отдела персонала БМП;
протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности», одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие разработанных и утверждённых организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ.
В соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
В соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности», одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
В соответствии с требованиями к квалификации, указанными в квалификационной характеристике должности «Преподаватель», утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования», лицо, замещающее должность «Преподаватель», должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Пунктом 9 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей образования» предусматривается, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности», к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионных требований, предусмотренных, в том числе и подпунктами «г», «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании образовательной деятельности».
С учетом изложенного, юридическое лицо ОАО «ГМЗ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубыми нарушениями требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
При назначении административного наказания суд учитывает, что административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания (ст.3.12 КоАП РФ).
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12., пункт 6 части 1 статьи 29.10. КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12. КоАП РФ) (ст.23.3 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
При назначении наказания, как смягчающее административную ответственность обстоятельство, судья учитывает, что ранее ОАО «ГМЗ» не привлекалось к административной ответственности, что совершенное правонарушение не повлекло за собой причинение тяжких последствий.
При назначении наказания судом учитывается, что ОАО «ГМЗ» впервые привлечено к административной ответственности, вину признало полностью.
В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 ст.3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Судья учитывает, что данное правонарушение совершено ОАО «ГМЗ» впервые, не причинило вредных последствий, не повлекло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причинило имущественного ущерба.
С учетом этого судья приходит к выводу, что в данном случае возможно и целесообразно применение наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.19.20, ст.4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░.19.20 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» (░░░░ 1024200661264 ░░ 12.07.2002░., ░░░ 4204000253) ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░