Решение по делу № 2-1434/2023 от 08.11.2023

    Дело (УИД) № 19RS0011-01-2023-002687-16

    Производство № 2-1434/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

рп. Усть-Абакан Республики Хакасия                                     25 декабря 2023 года

Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Борец С.М.,

при секретаре Граф Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Усть - Абаканского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Абаканского района Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия об обязании совершить определенные действия, мотивируя требования тем, что прокуратурой Усть-Абаканского района проведена проверка по обращению ФИО1 о бездействии администрации Калининского сельсовета по принятию мер в сфере дорожной деятельности в части обустройства подъездного пути к участку ... переулка Речного д. Чапаево Усть-Абаканского района. В рамках проверки с участием представителя ОГИБДД ОМВД России по Усть-Абаканскому району осуществлен выезд на указанную улицу, установлено отсутствие подъездного пути к указанному участку. Помимо этого, администрацией Калининского сельсовета не приняты меры по разработке и утверждению проекта организации дорожного движения на данную улицу. В силу ст. 13 ФЗ № 131-ФЗ, п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона РХ от 07.11.2014 № 84-ЗРХ, к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Необходимость разработки, согласования и утверждения проекта организации дорожного движения закреплена в п. 15 Основных положений к допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», подп. 1 п. 9 приказа Минтранса России от 16.11.2013 № 402, а также «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Постановлением Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст. По выявленным нарушениям прокуратурой Усть-Абаканского района 14.08.2023 главе Калининского сельсовета внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, по результатам рассмотрения которого меры к обустройству подъездного пути переулка Речной д. Чапаево Усть-Абаканского района, а также к разработке проекта организации дорожного движения не приняты ввиду отсутствия денежных средств. Невыполнение администрацией Расцветовского сельсовета требований законодательства о безопасности дорожного движения в части отсутствия проектов и схем организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения может привести к аварийным ситуациям, создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Просят обязать администрацию Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия в срок до 31.12.2024 произвести разработку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта организации дорожного движения автомобильной дороги общего пользования по переулку Речной д. Чапаево Усть-Абаканского района, осуществить обустройство подъездного пути к участку ... переулка Речной д. Чапаево Усть-Абаканского района.

В судебном заседании старший помощник прокурора Усть-Абаканского района РХ Анисимова Н.В. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила иск удовлетворить.

        Представитель ответчика администрации Калининского сельсовета Усть-Абаканского района РХ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Об уважительности причин отсутствия суд не известили, о рассмотрении дела без их участия не ходатайствовали.

        Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОГИБДД ОМВД России по Усть-Абаканскому району РХ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Об уважительности причин отсутствия не сообщили, о рассмотрении дела без их участия не ходатайствовали.

        В соответствии со ст. 167 гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.

        Выслушав участвующего в деле прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

     В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Статьями 7, 41 Конституции Российской Федерации определено, что в Российской Федерации охраняется здоровье людей, каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с п. 5, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожно деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормами Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены и перечислены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные ст. 13 Федерального закона № 131 – ФЗ, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления, реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 07.11.2014 № 84 - ЗРХ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями в Республике Хакасия» за сельскими поселениями закрепляется дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно - транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) определено, что дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно п. 9 ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Под дорожной деятельностью согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу ст. 14 Федерального закона № 257-ФЗ планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, нам экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Необходимость разработки, согласования и утверждения проекта организации дорожного движения закреплена в п. 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О правилах дорожного движения», подп. 1 п. 9 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», а также «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», который устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.

Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

В силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В соответствии с ч.ч. 1, 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, о транспортной безопасности, о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов.

Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Приказом Минтранса России от 30.07.2020 № 274 утверждены Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения, в п. 3 которых основными целями и задачами разработки документации по организации дорожного движения указаны, в том числе, обеспечение безопасности дорожного движения; упорядочение и улучшение условий дорожного движения транспортных средств и пешеходов.

Таким образом, обязанность по подготовке (разработке) проектов и схем организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения на территории Калининского сельсовета является обязанностью администрации Калининского сельсовета, предусмотренной действующим законодательством.

В судебном заседании установлено, следует из ответа первого заместителя главы администрации Усть-Абаканского района от 13.07.2022 на обращение ФИО1 от 17.06.2022 по вопросу приведения в нормативное состояние автомобильной дороги по переулку Речной, участок *** в д. Чапаево, что комиссией администрации Калининского сельсовета проведено обследование земельного участка *** пер. Речной в д. Чапаево. В результате обследования установлено, что к данному земельному участку подъезд отсутствует. На основании проведенного обследования администрацией Калининского сельсовета принято решение рассмотреть вопрос об организации подъезда к земельному участку по адресу: д. Чапаево, пер. речной, уч. ***, на сессии Совета депутатов Калининского сельсовета при рассмотрении бюджета на 2023 год.

Из ответа руководителя Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Усть-Абаканского района РХ на обращение ФИО1 от 18.05.2023 об устройстве подъездного пути к земельному участку *** по переулку Речному в д. Чапаево, следует, что по информации, предоставленной главой Калининского сельсовета был принят бюджет на 2023 год и плановый 2024 – 2025 годы. На реконструкцию дороги, обустройство подъездного пути переулка Речной в д. Чапаево бюджетные средства не запланированы. При дополнительном поступлении денежных средств будет произведена отсыпка переулка Речной в д. Чапаево.

17.07.2023 к прокурору Усть-Абаканского района РХ Шарову С.Н. обратилась ФИО1 по факту неисполнения администрацией Калининского сельсовета с 2022 года обязанности по содержанию автомобильных дорог в д. Чапаево, в том числе в районе ... по переулку Речной д. Чапаево Усть-Абаканского района РХ.

18.07.2023 заместителем прокурора Усть-Абаканского района главе Калининского сельсовета был направлен запрос о предоставлении сведений о принимаемых мерах по обустройству подъездного пути к земельному участку ***, переулок Речной, д. Чапаево Усть-Абаканского района.

Согласно ответу главы Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Сажина И.А. от 27.07.2023, решением Совета депутатов Калининского сельсовета был принят бюджет на 2023 год и плановый 2024 – 2025 годы. На реконструкцию дороги, обустройство подъездного пути переулка Речной в д. Чапаево бюджетные средства не запланированы. При дополнительном поступлении денежных средств будет произведена отсыпка переулка Речной в д. Чапаево.

На требование заместителя прокурора Усть-Абаканского района о проведении проверки по вопросу неудовлетворительного состояния дорог по ул. Тихая, Дачная, пер. Речной в д. Чапаево и ул. 1-я Строительная в с. Калинино, 28.07.2023 сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Усть-Абаканскому району было произведено выездное обследование, в результате которого установлено, в том числе, что в д. Чапаево, пер. Речной, ... отсутствует подъездной путь к данному участку, так как участок расположен в поле за оврагом, к которому ранее был подъездной путь через участок *** по ул. Пушкина (в настоящий момент участок ... огорожен, что исключает проезд к дому *** по пер. Речной), проект организации дорожного движения на пер. Речной д. Чапаево отсутствует, что подтверждается протоколом осмотра от 28.07.2023, актом выездного обследования от 28.07.2023.

14.08.2023 главе Калининского сельсовета и.о. прокурора Усть-Абаканского района направлено представление о разработке и утверждении проекта организации дорожного движения по переулку Речной д. Чапаево, обеспечить обустройство подъездного пути к участку *** переулка Речно д. Чапаево.

По результатам рассмотрения представления администрацией Калининского сельсовета меры к обустройству подъездного пути к участку *** переулка Речной д. Чапаево, разработке проекта организации дорожного движения не приняты ввиду отсутствия денежных средств.

Таким образом, из материалов дела следует и фактически не оспорено стороной ответчика, что до настоящего времени администрацией Калининского сельсовета требования законодательства о безопасности дорожного движения не исполнено, а именно не разработан, не согласован и не утвержден проект и схемы организации дорожного движения автомобильной дороги общего пользования пер. Речной д. Чапаево, не обеспечено обустройство подъездного пути к участку *** переулка Речной д. Чапаево, в связи исковые требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Устанавливая указанный срок, суд должен исходить из того, что такой срок должен быть разумным, то есть достаточным для того, чтобы ответчик имел реальную возможность исполнить решение суда.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание временной период, необходимый для подготовки соответствующих документов, для выполнения ответчиком заявленных требований и реальную возможность их выполнения, суд приходит к выводу о необходимости обязать ответчика совершить определенные действия в срок до 31.12.2024, полагая, что указанный срок для исполнения решения является разумным и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон, и доказательств иного стороной ответчика суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия в срок до 31 декабря 2024 года:

- провести разработку, согласование и утверждение в установленном порядке проекта организации дорожного движения автомобильной дороги общего пользования по переулку Речной д. Чапаево Усть-Абаканского района Республики Хакасия,

- осуществить обустройство подъездного пути к участку *** переулка Речной д. Чапаево Усть-Абаканского района Республики Хакасия.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения через Усть-Абаканский районный суд.

    Председательствующий                                                             С.М. Борец

Мотивированное решение составлено и подписано 27 декабря 2023 года.

Председательствующий                                                                С.М. Борец

2-1434/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Усть-Абаканского района РХ в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Калининского сельсовета РХ
Другие
ОГИБДД ОМВД России по Усть-Абаканскому району РХ
Суд
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия
Судья
Борец Светлана Михайловна
Дело на сайте суда
ust-abakansky.hak.sudrf.ru
08.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2023Передача материалов судье
08.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2023Подготовка дела (собеседование)
30.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2023Судебное заседание
27.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее