Дело №2-1771/2022
51RS0001-01-2022-002029-55
Изготовлено 31 мая 2022 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
24 мая 2022 года Октябрьский районный суд города Мурманска
в составе председательствующего судьи Матвеевой О.Н.,
при секретаре Саакян Г.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беликова Ю.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Мурманской области о защите пенсионных прав, перерасчете пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Беликов Ю.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Мурманской области о защите пенсионных прав, перерасчете пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ Беликов Ю.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии. Решением № истцу было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа.
Страховой стаж (календарно) на ДД.ММ.ГГГГ составил 24 года 00 месяцев 06 дней, при требуемом 25 лет. Стаж работы в районах Крайнего Севера – 22 года 10 месяцев 10 дней.
Обратившись в пенсионный орган, истец получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ во изменение решения №, в котором страховой стаж (календарно) на ДД.ММ.ГГГГ составил 22 года 03 месяца 21 день.
В связи с чем пенсионным органом уменьшен страховой стаж, не указано.
Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ из стажа истца были исключены еще некоторые периоды работы.
Полагает, что страховой стаж исчислен неверно, что повлияло на отказ в перерасчете пенсии.
С учетом уточнения исковых требований просит суд признать незаконным действия ответчика по пересмотру страхового стажа, дающего право на перерасчет пенсии и повышения размера фиксированной выплаты за пределами срока исковой давности в части включения периодов:
- учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работы в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работы в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работы в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- работы в СПК «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также установить наличие страхового стажа истца на ДД.ММ.ГГГГ, дающего право на перерасчет пенсии и повышения размера фиксированной выплаты, обязать ответчика произвести перерасчет и повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, с момента возникновения к истца 25 лет страхового стажа.
Истец Беликов Ю.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, направил в суд своего представителя.
Представитель истца Лотник Е.А, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ – ОПФР по Мурманской области Альховик Л.Н. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в соответствующих рениях пенсионного органа в отношении Беликова Ю.В.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон).
Согласно ч. 8 ст. 13 Закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
В соответствии с ч. ч. 4, 6 ст. 17 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Одним из условий для установления и соответственно перерасчета фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере, предусмотренном ч. 4 ст. 17 Закона (за работу в районах Крайнего Севера) и ч. 6 ст. 17 Закона (за работу в приравненных к ним местностях), является наличие необходимой продолжительности стажа, выработанного календарно в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а также страхового стажа.
На основании ч. 3 ст. 36 Закона со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно п. 3 ст. 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
В п. 4 ст. 30 данного Закона указано, что исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01.01.2002, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением: периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере; периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
В целях реализации права граждан на пенсионное обеспечение к выплате устанавливается наиболее выгодный вариант, при котором пенсионер сможет получать пенсию в более высоком размере (по выбору застрахованного лица).
Согласно ч. 1 ст. 13 Закона исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.
При этом при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (ч. 8 ст. 13 Закона).
Положениями ч. 8 ст. 13 Закона не предусмотрена возможность исчисления страхового стажа в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы, для определения права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона. Действующее правовое регулирование предусматривает, что одним из условий для установления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной ст. 17 Закона, является наличие страхового стажа, выработанного календарно.
В судебном заседании установлено, что Беликов Ю.В. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27, пунктом 2 статьи 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии, в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и страхового стажа.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона №400-ФЗ, в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа.
В подсчет стажа для установления повышения фиксированной выплаты к страховое пенсии по старости не включены периоды:
- учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в НПП «<данные изъяты>»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СПК «<данные изъяты>», а также иные периоды, исключение которых истцом не оспаривается.
В результате страховой стаж для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составил 24 года 00 месяцев 06 дней, при требуемом не менее 25 лет, что послужило основанием для отказа в перерасчете пенсии. Стаж работы в районах Крайнего Севера составил более требуемых 15 лет.
После обращения истца ДД.ММ.ГГГГ в ОПФР по <адрес> выплатное дело было проверено и возвращено в территориальный пенсионный орган на дооформление.
В результате проверки пенсионным органом установлено, что отраженный в трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ № период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АОЗТ «<данные изъяты>» в должности директора был необоснованно учтен в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера, поскольку запись о приеме на работу внесена в трудовую книжку в нарушение «Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 №162, а именно дата приема на работу ДД.ММ.ГГГГ не соответствует дате издания приказа о приеме на работу ДД.ММ.ГГГГ.
Из подсчета страхового стажа исключены также периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в НПП «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АОЗТ «Таргет»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СПК «<данные изъяты>», поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения о стаже, заработной плате, начисленных страховых взносах за указанные периоды.
Также исключены иные периоды, исключение которых истцом не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ во изменение решения от ДД.ММ.ГГГГ вынесено новое решение об отказе в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона №400-ФЗ, в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа.
Страховой стаж для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, согласно расчету пенсионного органа, составил 22 года 03 месяца 21 день.
Как указано выше, при исчислении страхового стажа для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона №400-ФЗ нормы ранее действовавшего законодательства не применяются, поскольку в ранее действующем законодательстве не предусматривалось установление фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Таким образом, в указанный страховой стаж календарно учитываются только периоды работы или иной деятельности, иные периоды, то есть предусмотренные статьями 11 и 12 Федерального закона №400-ФЗ.
Поскольку включение периодов подготовки к профессиональной деятельности в страховой стаж действующим законодательством не предусмотрено, пенсионным органом обоснованно исключены периоды учебы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Также суд находит обоснованным исключение периода работы в НПП «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № подтвержден период работы истца в НПП «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ Беликов Ю.В. уволен, что подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая требования о включении в страховой стаж периода работы в АОЗТ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
Согласно записи № в трудовой книжке ДД.ММ.ГГГГ истец принят на работу в АОЗТ «<данные изъяты>» на должность директора. Основанием для внесения указанной записи указан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Документов, уточняющих указанный период работы, стороной истца не представлено.
Вместе с тем, согласно справке УПФР в г.Мурманске от ДД.ММ.ГГГГ АОЗТ «<данные изъяты>» зарегистрировано в системе Пенсионного фонда РФ г.Мурманска с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ финансово-хозяйственная деятельность осуществлялась, страховые взносы уплачивались. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ финансово-хозяйственная деятельность не осуществлялась.
При таких обстоятельствах, суд находит возможным удовлетворить требования истца в указанной части частично, включив в страховой стаж истца период работы истца в АОЗТ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Исключение периода работы истца в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд также находит необоснованным, поскольку запись в трудовой книжке выполнена без перерывов в работе (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), данное предприятие зарегистрировано в системе персонифицированного учета. Кроме того, согласно ответу УПФР в г.Мурманске от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден период работы Беликова Ю.В. в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с чем, периоды работы истца в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в страховой стаж.
Период работы истца в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обосновано не включен в подсчет страхового стажа истца, поскольку данный период не подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Общество ликвидировано и снято с учета с ДД.ММ.ГГГГ. Истцом доказательств, позволяющих включить указанный период в страховой стаж, не представлено.
Разрешая требования о включении в страховой стаж периодов работы в ООО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в СПК «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд находит данные периоды необоснованно исключенными из подсчета страхового стажа истца.
Так, записи в трудовой книжке о работе в ООО «<данные изъяты>» и СПК «<данные изъяты>» внесены надлежащим образом.
Согласно справки ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Беликов В.Ю. работал в Обществе в должности 2-го механика и старшего механика в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки СПК «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, Беликов В.Ю. работал в колхозе в должности второго механика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, решение пенсионного органа №, принятое во изменение решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете пенсии, в части исключения из подсчета страхового стажа для установления повышенной фиксированной выплаты периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АОЗТ «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СПК «<данные изъяты>», является незаконным.
С учетом включения указанных выше периодов работы, страховой стаж истца составляет 24 года 11 месяцев 0 дней.
Условия, предусмотренные ч. 4 ст. 17 Закона для повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, у истца отсутствуют, так как при исчислении страхового стажа в календарном порядке его страховой стаж на момент его обращений за установлением фиксированной выплаты к страховой пенсии, составлял менее 25 лет.
Доводы стороны истца о необходимости подсчета страхового стажа истца для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в таком же порядке, который применяется для назначения пенсии за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не основаны на законе.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований в остальной части не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Беликова Ю.В. к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Мурманской области – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение пенсионного органа №, принятое во изменение решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в перерасчете пенсии, в части исключения из подсчета страхового стажа для установления повышенной фиксированной выплаты периодов работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АОЗТ «<данные изъяты>»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «<данные изъяты>»;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СПК «<данные изъяты>».
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий О.Н. Матвеева