Решение по делу № 2а-240/2018 от 03.04.2018

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Дудинка                                    28 мая 2018 года

    Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

    председательствующего судьи А.А.Калмыкова,

    при секретаре Хаземовой М.А.,

    с участием представителя административных ответчиков – старшего помощника прокурора Таймырского района Гурина Г.Ю.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 2а-240 по административному иску Хан Вячеслава Андреевича к прокуратуре Таймырского Долгано-Ненецкого района, прокуратуре Красноярского края об оспаривании действий, связанных с выдачей справки о реабилитации,

У С Т А Н О В И Л :

    Хан В.А. обратился в суд с административным иском к прокуратуре Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, указывая, что обращался в органы прокуратуры с заявлением о признании его лицом, подвергшимся политическим репрессиям на основании ст.1.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» № 1761-1 от 18.10.1991 года. Письмом от 26.06.2017 года прокуратуры Красноярского края ему было сообщено, что действие указанного закона на него не распространяется, с чем истец не согласен. Указывает, что его отец Хан А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в 1937 году постановлением тройки НКВД был приговорен к 3 годам лишения свободы, освобожден из мест заключения в Норильлаге НКВД СССР 15.09.1940 года. 25.10.1956 года дело по обвинению Хан А.К. было пересмотрено Президиумом Приморского краевого суда, постановление тройки УНКВД по ДВК было отменено и дело производством прекращено. После реабилитации, согласно сведений ЗТФ ПАО ГМК «Норильский Никель» Хан А.К. был восстановлен стаж работы 14 лет, что указывает на то, что он был поражен в правах и после отбытия срока заключения и имел статус спецпоселенца, был невыездным из г.Дудинка. Административный истец родился ДД.ММ.ГГГГ в г.Дудинка, и вместе с остальными членами своей семьи находился вместе с отцом в г.Дудинка. Поскольку истец родился в месте, где отец отбывал наказание по политическим мотивам, и на дату рождения истца его отец не был реабилитирован, истец полагает, что является лицом, пострадавшим от политических репрессий и на него распространяется действие ст.1.1 Закона № 1761-1 от 18.10.1991 года. Поэтому, отказ прокуратуры Красноярского края считает незаконным. Просит суд признать его лицом, подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации.

    Административный истец Хан В.А. о времени месте рассмотрения дела извещен судом посредством направления ему заказных писем с уведомлением о вручении по адресу, указанному в административном исковом заявлении, а также путем направления ему смс-сообщения, которое истцом получено. В судебное заседание административный истец не явился, об отложении рассмотрения дела, либо о рассмотрении дела в свое отсутствие суд не просил, в связи с чем судом принято решения о рассмотрении дела в его отсутствие.

    Административный ответчик по делу – прокуратура Таймырского Долгано-Ненецкого района в своих письменных возражениях указывает, что прокуратурой района обращения Хан В.А. по вопросам, связанным с его реабилитацией, никогда не рассматривались, в связи с чем прокуратура района является ненадлежащим административным ответчиком по делу.

    Привлеченный к участию в деле административный соответчик – прокуратура Красноярского края в своем письменном отзыве иск не признал, указав, что 14.06.2017 года в прокуратуру края из прокуратуры ТДН района поступило заявление Хан А.В. о признании его пострадавшим от политических репрессий и выдаче ему справки о реабилитации. При этом, согласно архивной справки ИЦ ГУ МВД России по Красноярскому краю, Хан Андрей, ДД.ММ.ГГГГ., репрессирован постановлением тройки УНКВД Д.В.К. как социально-вредный элемент к 3 годам лишения свободы. Начало срока – 15.09.1937. Прибыл 10.06.1938 года из Сиблага НКВД СССР в Норильлаг НКВД СССР. Освобожден из мест заключения 15.09.1940. Архивное дело Хан А. уничтожено по истечении срока хранения по акту 18.02.1955. Информации о направлении Хан А. в ссылку, высылку, на спецпоселение после освобождения из мест лишения свободы, а также о применении иных лишений или ограничений прав и свобод в информационном центре не имеется. В соответствии со ст.1.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 года, подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. Согласно представленным Хан В.А. документам, он родился ДД.ММ.ГГГГ, то есть после отбытия его отцом Хан А. наказания, в связи с чем реабилитации не подлежит, о чем истцу и было разъяснено в ответах, направленных 26.06.2017 и 17.10.2017. Просит в удовлетворении иска отказать.

    Представитель административных ответчиков – старший помощник прокурора Таймырского района Гурин Г.Ю. в судебном заседании доводы возражений полностью поддержал. Также, указывает, что фактически Хан В.А. оспаривает решение прокуратуры Красноярского края об отказе в выдаче справки о реабилитации, изложенное в ответе от 26.06.2017 года, направленном заявителю по результатам рассмотрения его обращения. На момент обращения в суд с рассматриваемыми требованиями административным истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок давности, в связи с чем просит принять решение об отказе в иске также и по мотивам пропуска срока обращения в суд. Вопрос об оставлении иска без рассмотрения оставил на усмотрение суда.

    Заинтересованное лицо – управление социальной защиты населения администрации ТДН района в письменном отзыве на иск указало, что в случае удовлетворения административного иска, у Хан В.А. будут приняты документы, необходимые для предоставления соответствующих мер социальной поддержки. Просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

    Выслушав явившегося представителя соответчиков, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

    В соответствии со ст.1 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» № 1761-1 от 18.10.1991 года, политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

    Согласно ст.1.1 Закона, подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации, признаются также и дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении.

    В соответствии со ст.6 Закона, заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя, в отношении лиц, указанных в пункте "в" статьи 3 настоящего Закона (подвергнутых в административном порядке ссылке, высылке, направлению на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в "рабочих колоннах НКВД", а также иным ограничениям прав и свобод) - в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных - в органы прокуратуры. При этом, срок рассмотрения заявлений о реабилитации не може превышать трех месяцев.

    При этом, согласно ст.8.1 Закона, по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций о признании подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации лиц, указанных в статье 1.1 настоящего Закона, либо пострадавшими от политических репрессий детей, супругов, родителей репрессированных лиц, указанных в статье 2.1 настоящего Закона, органы прокуратуры проверяют материалы уголовных и административных дел, составляют заключения и выдают справки о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий или сообщают об отказе в их выдаче соответственно: органы прокуратуры - в случаях, когда репрессии осуществлялись по решениям судов и внесудебных органов. Решения об отказе в выдаче справок о признании лиц подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации либо пострадавшими от политических репрессий могут быть обжалованы.

Как следует из представленных суду материалов, административный истец Хан В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родился в г.Дудинка Красноярского края.

Отцом истца является Хан Андрей, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, скончавшийся ДД.ММ.ГГГГ.

    Истцом в материалы дела представлена копия справки председателя Приморского краевого суда № 378 от 29.10.1956 года, в соответствии с которой в соответствии с решением Президиума Приморского краевого суда от 25.10.1956 года, отменено постановление тройки УНКВД по ДВК от 27.09.1937 года, дело производством прекращено.

    Согласно копии архивной справки ЗТФ ПАО ГМК Норильский Никель от 15.08.2017 года, в личном деле Хан А. имеются сведения о том, что с 1937 по 1940 гг Хан А. отбывал наказание в Норильлаге МВД г.Дудинка Красноярского края. С 01.10.1940 года Хан А. являлся старшиной катера Управления Дудинского порта, добросовестно работал на различных должностях и окончил свой трудовой путь 22.08.1974 года в связи с уходом на пенсию. В связи с реабилитацией президиумом Приморского краевого суда 25.10.1956 года, стаж работы восстановлен и составил 14 лет, в том числе 3 года службы в Советской армии до поступления в Норильский комбинат (л.д.15).

    18.05.2017, года, истец направил обращение по месту своего фактического проживания в г.Дудинка в прокуратуру Таймырского района, в котором просил рассмотреть вопрос о признании его пострадавшим от политических репрессий.

24.05.2017 года обращение Хан В.А. было направлено на рассмотрение прокурору Красноярского края.

Прокуратурой Красноярского края по обращению было организовано проведение проверочных действий с направлением запроса в Информационный центр ГУ МВД России по Красноярскому краю, на который была предоставлена архивная справка о том, что хан Андрей, уроженец <данные изъяты>, репрессирован постановлением тройки УНКВД Д.В.К. как социально вредный элемент к 3 годам лишения свободы, начало срока – 15.09.1937. Прибыл 10.06.1938 из Сиблага НКВД СССР в Норильлаг НКВД СССР. Освобожден из мест заключения 15.09.1940 года.

26.06.2017 года, истцу прокуратурой Красноярского края направлен ответ № 27-167-2017 с разъяснением о том, что истец родился после отбытия Хан А. наказания, в связи с чем действие Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий на него не распространяется» (л.д.12).

Таким образом, административным ответчиком по делу – прокуратурой Красноярского края, в рамках процедуры, установленной Законом РФ № 1761-1 от 18.10.1991 года, было рассмотрено заявление Хан В.А. о признании его подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации.

При этом, указанным законом не предусмотрен судебный порядок признания лица подвергшимся политическим репрессиям и подлежащим реабилитации (о чем истец просит суд в просительной части своего административного иска).

В то же время, в своем иске истец прямо указывает на несогласие с фактически принятым в отношении него решением прокуратуры Красноярского края об отказе в выдаче ему такой справки, указывая на причины такого несогласия.

В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, с учетом неявки истца в суд для уточнения заявленных им требований, суд считает приемлемым рассмотрение его заявления в рамках главы 22 КАС РФ, то есть исходя из сути заявленных им в рамках административного судопроизводства требований.

При этом, в соответствии с п.10 ч.2 ст.220 КАС РФ, в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть, в числе прочего, указаны требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

    Истец, фактически оспаривая незаконность действий органов прокуратуры, связанных с отказом в выдаче ему справки о реабилитации, требования о признании незаконными таких действий не сформулировал.

    Согласно ч. 1 ст. 220 КАС РФ форма административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 настоящего Кодекса. Пункт 5 ч. 2 ст. 125 КАС РФ также предусматривает, что если иное не установлено настоящим Кодексом, в административном исковом заявлении должно быть указано содержание требований к административному ответчику

    В соответствии с п.5 ч.1 ст.196 КАС РФ, суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 КАС РФ, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок.

    Судом административному истцу было предложено устранить недостатки административного искового заявления, данные недостатки в установленный судьей срок не устранены.

    В связи с изложенным, суд считает необходимым принять решение об оставлении административного искового заявления Хан В.А. без рассмотрения.

    После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке. На определение суда об оставлении административного искового заявления без рассмотрения может быть подана частная жалоба.

    Уплаченная Хан В.А. государственная пошлина подлежит возвращению в порядке, определенном ст.333.40 НК РФ.

    На основании изложенного и руководствуясь п.5 ч.1 ст.196 КАС РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л :

    Административное исковое заявление Хан Вячеслава Андреевича к прокуратуре Таймырского Долгано-Ненецкого района, прокуратуре Красноярского края об оспаривании действий, связанных с выдачей справки о реабилитации, оставить без рассмотрения.

    На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с оставлением искового заявления без рассмотрения, подлежит возврату истцу уплаченная, согласно чеку-ордеру от 03.04.2018 года государственная пошлина в размере 300 (триста) рублей.

    Разъяснить Хан В.А., что заявление о возврате уплаченной государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

    Определение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в 15-дневный срок со дня его вынесения, путем подачи частной жалобы, а прокурором – представления через Дудинский районный суд Красноярского края.

Судья (подпись) А.А.Калмыков

2а-240/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Хан Вячеслав Андреевич
Хан В.А.
Ответчики
Прокуратура Таймырского района
Прокуратура Красноярского края
Другие
Управление социальной защиты населения Админситрации Таймырского долгано-Ненецкого района
Суд
Дудинский районный суд Ставропольского края
Дело на сайте суда
dudinsky.dud.sudrf.ru
03.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
04.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
06.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2018[Адм.] Судебное заседание
21.05.2018[Адм.] Судебное заседание
25.05.2018[Адм.] Судебное заседание
28.05.2018[Адм.] Судебное заседание
29.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2018[Адм.] Дело оформлено
18.06.2018[Адм.] Дело передано в архив
03.04.2018Регистрация административного искового заявления
04.04.2018Передача материалов судье
06.04.2018Решение вопроса о принятии к производству
06.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.04.2018Судебное заседание
21.05.2018Судебное заседание
25.05.2018Судебное заседание
28.05.2018Судебное заседание
29.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2018Дело оформлено
18.06.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее