Дело № 2-441/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2019 г. г. Валуйки
Валуйский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Шаповалова С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тимофеевой А.В.,
с участием истца Татаринова Е.В. и его представителя - заведующего отделом, правового инспектора ЦК профсоюзов работников здравоохранения по Белгородской области по доверенности – Вавилова В.Н.,
представителя ответчика Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Валуйки и Валуйском районе Белгородской области по доверенности Калашниковой С.В., представителя третьего лица ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ» по доверенности Осадчей И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татаринова Евгения Васильевича к государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской федерации в г. Валуйки и Валуйском районе о включении в специальный стаж периода работы в должности фельдшера отделения скорой помощи и признании права на досрочную страховую пенсию,
установил:
Истец является медицинским работником.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Валуйки и Валуйском районе истцу отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в связи с отсутствием требуемого 25-ти летнего стажа работы в сельской местности.
Дело инициировано иском Татаринова Е.В., который, уточнив исковые требования, просит:
-включить ему в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы: с 17.02.1994 года по 15.04.1994 года, с 25.04.1994 года по 24.06.1994 года, с 04.07.1994 года по 04.10.1994 года, с 14.10.1994 года по 14.12.1994 года, с 23.12.1994 года по 01.11.1999 года в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи, как один год за год и три месяца.
- включить ему в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с 01.11.1999 года по 18.12.2018 года в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи в календарном исчислении.
- обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Валуйки и Валуйском районе Белгородской области назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности.
В судебном заседании истец Татаринов Е.В. и его представитель по доверенности Вавилов В.Н. поддержали уточненные требования.
В их обоснование пояснили, что истец работает фельдшером в отделении скорой медицинской помощи Валуйской ЦРБ (ранее именовалось «Станция скорой помощи Валуйской ЦРБ») с 1994 года по настоящее время. Отделение скорой помощи является структурным подразделением Валуйской ЦРБ, обслуживает территорию Валуйского района и дислоцируется в г. Валуйки, а также в поселке городского типа - Уразово Валуйского района. При этом бригады скорой помощи, которые дислоцируются г. Валуйки, в основном выезжают на вызовы и обслуживают территорию только города Валуйки. Бригады скорой помощи, которые дислоцируются в пгт. Уразово Валуйского района обслуживают только пгт Уразово и «Уразовскую зону», то есть прилегающие села – Шелаево, Колыхалино, Соболевку, Шведуновку, Лобковку, Герасимовку, Двулучное, Знаменку, Тогобиевку, Кукуевку, Долгое, Борки, Бабка, Новопетровка, Сухарево, Кургашки, х. Нижние Мельницы, х. Миронов.
По мнению истца и его представителя по причине недостаточной организации работы органов здравоохранения района в части регламентации работы отделения скорой помощи Валуйской ЦРБ отсутствует приказ главного врача Валуйской ЦРБ и вообще какие-либо документы о том, что в пгт Уразово дислоцируется подразделение отделения скорой помощи Валуйской ЦРБ и за этим подразделением закреплены в зону обслуживания сельская территория – то есть «Уразовская зона».
Но фактически в пгт Уразово Валуйского района на круглосуточной основе функционирует самостоятельное подразделение отделения скорой помощи, которое имеет собственное помещение, свои гаражи и автомобили скорой помощи, телефон вызова скорой помощи – 2-12-03 (и этот телефон указан в телефонных справочниках Валуйского района как телефон скорой помощи) и свой персонал, в том числе своих диспетчеров, водителей, фельдшеров. А всего в Уразовском подразделении скорой помощи работают 22 человека, их рабочее место, в том числе рабочее место истца Татаринова Е.В., находится в пгт Уразово Валуйского района. С начала работы истца, то есть с 1994 года и примерно до 2010 года подразделение станции скорой помощи находилось на ул. 3-го Интернационала, д. 50 поселка Уразово Валуйского района, затем было переведено и в настоящее время дислоцируется на территории Уразовской ЦРБ №.
За весь период работы Татаринов В.Е. и другие бригады скорой помощи, которые дислоцируются в пгт. Уразово Валуйского района, обслуживали только сельскую территорию и территорию пгт Уразово, а территорию г. Валуйки обслуживают бригады отделения скорой помощи, которое дислоцируется в г. Валуйки и имеет свой телефон - 03.
Представитель ответчика - ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Валуйки и Валуйском районе по доверенности Калашникова С.В. исковые требования не признала. В обоснование возражений привела доводы о том, что истцом не представлено каких-либо документов, свидетельствующих о его работе фельдшером скорой помощи только в сельской территории, поэтому для назначения пенсии ему требуется 30-ти летний стаж.
Представитель третьего лица ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ» по доверенности Осадчая И.В. тоже возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку отсутствует документальное подтверждение работы истца Татаринова В.Е. фельдшером скорой помощи только в сельской местности.
Пояснила, что она (т.е. Осадчая И.В.) работает юристом в ОГБУЗ Валуйская ЦРБ, структурным подразделением ЦРБ является отделение скорой помощи (ранее именовалось «Станция скорой помощи»), которая дислоцируется в г. Валуйки на ул. Октябрьская, 31. Подтвердила пояснения истца о том, что фактически в пгт Уразово Валуйского района круглосуточно функционирует подразделение отделения скорой помощи Валуйской ЦРБ, там имеется собственное помещение, свой номер телефона для вызова скорой помощи, со своими диспетчерами, фельдшерами, водителями и автомобилями. Также подтвердила, что фактически дислоцирующееся в пгт Уразово подразделение «скорой помощи» обслуживает только территорию пгт. Уразово и прилегающие к нему села, в подтверждение чему обозрела в судебном заседании «Журнал вызова скорой помощи за август 2004 года»,согласно которого фельдшер Татаринов В.Е. обслуживал в составе бригады скорой помощи только сельскую территорию. Пояснила, что в Валуйской ЦРБ отсутствует приказ главного врача Валуйской ЦРБ и вообще какие-либо документы о том, что в пгт Уразово дислоцируется подразделение отделения скорой помощи Валуйской ЦРБ и за этим подразделением закреплена в зону обслуживания сельская территория. По запросу ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ» в адрес суда были предоставлены документы об образовании ЦРБ и регламентирующие работу Валуйской ЦРБ, в том числе отделения скорой помощи. Других документов в распоряжении ЦРБ не сохранилось, поскольку имело место подтопление помещения с архивом. Не имеется соответствующих документов и в архиве Валуйского городского округа.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Татаринова В.Е. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из трудовой книжки серии АТ-VII № от 26.04.1993 года, выданной на имя Татаринова Е.В. следует, что
- с 26.04.1993 года по 14.05.1993 года он работал в Уразовской райбольнице №2 в должности среднего медработника;
- с 17.02.1994 года по 15.04.1994 года работал в Валуйской ЦРБ в должности фельдшера станции скорой и неотложной помощи;
- с 25.04.1994 года по 24.06.1994 года работал в Валуйской ЦРБ в должности фельдшера станции скорой и неотложной помощи;
- с 04.07.1994 года по 04.10.1994 года работал в Валуйской ЦРБ в должности фельдшера станции скорой и неотложной помощи;
- с 14.10.1994 года по 14.12.1994 года работал в Валуйской ЦРБ в должности фельдшера станции скорой и неотложной медицинской помощи;
- с 23.12.1994 года по настоящее время работает в Валуйской ЦРБ в должности фельдшера станции скорой и неотложной медицинской помощи (с 28.02.2002 года станция скорой и неотложной медицинской помощи именуется – станция скорой медицинской помощи на основании приказа №31 от 28.02.2002 года; с 13.12.2012 года станция скорой медицинской помощи переименована в отделение скорой медицинской помощи на основании приказа №828 от 13.12.2012 года (л.д.6-10).
Согласно справке Валуйской ЦРБ от 28.01.2019 года (л.д. 17-18), уточняющей особый характер работы или условия труда для назначения досрочной пенсии Татаринову Е.В. вышеуказанные периоды его работы фельдшером скорой помощи дают право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с подпунктом 20 части 1 ст. 30 Закона РФ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
Из сообщения (л.д.12-15) ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в г.Валуйки и Валуйском районе Белгородской области от 20.12.2018 года следует, что на 13.12.2018 года специальный стаж Татаринова Е.В. составляет 24 года 09 месяцев 20 дней (то есть в календарном исчислении).
Истцу для назначения льготной пенсии необходимо 25 лет специального стажа, как работающему исключительно в сельской местности.
Ранее подпункт 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривал, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Подпункт 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно Постановления Совета министров РСФСР от 6.09.1991 года № 464 работникам здравоохранения – врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при исчислении срока выслуги применялось правило, согласно которому один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считался за один год и 3 месяца.
Указанное Постановление Совета министров РСФСР от 6.09.1991 года № 464 признано утратившим силу с 1.11.1999 года постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
При этом предусмотренный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, предусматривал должность фельдшера в станции скорой помощи.
Постановлением Минтруда РФ № 66 от 03.10.2002 года применительно к Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 установлено тождество наименования учреждения "станция скорой и неотложной медицинской помощи" наименованию учреждения "станция скорой медицинской помощи".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, которым признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066, утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Вышеназванным Списком предусмотрены должности среднего медицинского персонала, в том числе фельдшер Станции: скорой медицинской помощи; скорой и неотложной медицинской помощи.
Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 названных выше Правил).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
При обращении в Управление пенсионного фонда и в судебном заседании истец просил применить положения ранее действовавших нормативных актов о льготном исчислении периодов его работы до 1.11.1999 года из расчета соответствия 1 году работы за 1 год 3 месяца.
Как установлено в судебном заседании, фактически в пгт Уразово Валуйского района на круглосуточной основе функционирует самостоятельное подразделение отделения скорой помощи Валуйской ЦРБ, которое обслуживает только сельскую территорию, а фельдшер скорой помощи Татаринов В.Е. в спорные периоды осуществлял лечебную деятельность только в сельской местности и пгт Уразово, что подтверждается объяснениями истца, представителя третьего лица ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ» - по доверенности Осадчей И.В., обозрённым в судебном заседании журналом приема вызовов, показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО9 и ФИО10
Оценивая показания допрошенных по делу свидетелей, суд учитывает, что к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ (п.15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»).
Между тем, осуществление истцом Татариновым В.Е. работы фельдшером отделения скорой помощи в сельской местности, подтверждены иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 ГПК РФ, в том числе объяснениями представителя третьего лица - ОГБУЗ «Валуйская ЦРБ» по доверенности Осадчей И.В., обозрённым в судебном заседании журналом приема вызовов, объяснениями истца, а также справкой Валуйской ЦРБ от 28.01.2019 года (л.д. 17-18), уточняющей особый характер работы или условия труда для назначения досрочной пенсии.
Поэтому суд признает, что на момент обращения истца в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Валуйки и Валуйском районе (18.12.2018 года) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения у Татаринова В.Е. с учетом его стажа работы до 1.11.1999 года, который исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца), а после 1.11.199 года – в календарном исчислении, имелось более 25-ти лет стажа работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья в сельской местности.
Доказательств обратного ответчиком в судебном заседании не представлено.
Исследованные судом письменные документы (трудовая книжка истца, изменения в Устав областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Валуйская центральная районная больница, лицензия от 16.07.2018 г., карточки-справки о начислении заработной платы Татаринову Е.В. за 1999,1995 и 1997 гг, а так же документы, полученные по запросу суда: свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, постановление главы администрации Валуйского района и города Валуйки от 26.09.1995 г. № 1172, штатное расписание за 1992 г., 1993 г., 1994 г., 1995 г., приказ Валуйской ЦРБ об утверждении штатного расписания на 1997 год от 20.01.1997 г. № 5; штатное расписание за 1998 г., 1999 г.; приказ Валуйской ЦРБ от 01.03.1999 года №28; приказ Валуйской ЦРБ от 02.12.1999 года №128; приказ Валуйской ЦРБ от 30.04.1997 года №34; приказ Валуйской ЦРБ от 10.02.1996 года №1; отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации по Станции скорой помощи от 01.07.1997 года; штаты по здравоохранению Валуйского района на 01.01.1998 года; копия устава МУЗ «Валуйская ЦРБ» от 17.11.2004 года; копия устава МУЗ «Валуйская ЦРБ» от 13.02.2006 года №63; копия устава МУЗ «Валуйская ЦРБ» от 16.01.2009 года №11-р; копия устава МУЗ «Валуйская ЦРБ» от 07.12.2010 года №2284-р; копия устава МУЗ «Валуйская ЦРБ» от 12.01.2012 года №20; копия положения об организации деятельности станции скорой медицинской помощи) не опровергают доводы истца.
С учетом приведенных обстоятельств, на основании анализа представленных доказательств и действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования истца законны и обоснованы, в связи с чем подлежат удовлетворению. Татаринову В.Е. подлежит назначению досрочная трудовая пенсия по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Валуйки и Валуйском районе Белгородской области с соответствующим заявлением, то есть с 18.12.2018 года.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Татаринова Евгения Васильевича к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской федерации в г. Валуйки и Валуйском районе о включении в специальный стаж периода работы в должности фельдшера отделения скорой помощи и признании права на досрочную страховую пенсию, удовлетворить.
Включить Татаринову Евгению Васильевичу в специальный стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы: с 17.02.1994 года по 15.04.1994 года, с 25.04.1994 года по 24.06.1994 года, с 04.07.1994 года по 04.10.1994 года, с 14.10.1994 года по 14.12.1994 года, с 23.12.1994 года до 01.11.1999 года в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи, как один год за год и три месяца.
Включить Татаринову Евгению Васильевичу в специальный стаж работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с 01.11.1999 года по 18.12.2018 года в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи в календарном исчислении.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г.Валуйки и Валуйском районе Белгородской области назначить Татаринову Евгению Васильевичу досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности с 18.12.2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Валуйский районный суд.
<данные изъяты>
Председательствующий: