Решение по делу № 2а-3751/2022 (2а-12804/2021;) от 07.12.2021

Дело №2а-3751/2022                                                      11 февраля 2022 года

47RS0004-01-2020-007668-22

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Всеволожский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Береза С.В.

при секретаре Скворцовой М.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску СНТ «Озерное-2» к администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании незаконным решения, обязании произвести действия,

УСТАНОВИЛ:

    СНТ «Озерное-2» обратилось в суд с административным иском к администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в обоснование требований указав, что 19.04.2020 г. СНТ «Озерное-2» обратилось администрацию МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения садоводства СНТ «Озерное-2».

    Решением администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, оформленного выпиской из протокола заседания земельной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденной постановлением администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , СНТ «Озерное-2» отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в границы квартала 191 Южного участкового лесничества, леса на данной территории закреплены за Морозовским лесничеством.

СНТ «Озерное-2» с указанным решением не согласно ввиду того, что испрашиваемый земельный участок не относится к зонам с особыми условиями использования, не имеет вкраплений в другие земельные участки, не имеет изломанности границ, не приводит к черезполосице, невозможности размещения объектов недвижимости, не имеет других недостатков, препятствующих рациональному использованию и охране земель, не нарушает установленные законодательством требования.

СНТ «Озерное-2» указывает, что права товарищества и его членов нарушены тем, что им незаконно отказано в праве на получение земельного участка под садоводство.

Административный истец полагает решение незаконным и необоснованным, в связи с чем просит суд:

- признать решение земельной комиссии администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, содержащееся в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставление земельного участка – незаконным;

- обязать администрацию МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> устранить нарушения, а именно предварительно согласовать предоставление земельного участка СНТ «Озерное-2» для ведения садоводства согласно схеме расположения земельного участка.

    Решением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования СНТ «Озерное-2» удовлетворены частично.

    Апелляционным Определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

    Определением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административное дело принято к производству Всеволожского городского суда <адрес>.

    Решением Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования СНТ «Озерно-2» удовлетворены частично.

    Апелляционным Определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Всеволожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

    Определением судьи Всеволожского городского суда <адрес> – Береза С.В. от ДД.ММ.ГГГГ административное дело принято к своему производству, этим же Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

    При новом рассмотрении админситарвтиного дела, в настоящем судебном заседании представители административного истца поддержали заявленные административные исковые требования, просили суд их удовлетворить, так же представили дополнительную правовую позицию.

Представители административного ответчика администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> просили отказать в удовлетворении административных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, в судебное заседание не явился, представил письменный мотивированный отзыв по административному иску, содержащую просьбу о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя, просил отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований, извещался судом судебной повесткой, направленной заказной почтой с почтовым идентификатором.

Представитель заинтересованного лица Всеволожской городской прокуратуры, в судебное заседание не явился, извещен лично о времени и месте слушания дела (расписка имеется в материалах административного дела).

Представитель заинтересованного лица ФГКУ «Морозовское лесничество» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела лично (расписка в материалах админситарвтиного дела имеется), ранее представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица ЛОГКУ «Ленобллес» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения административного дела путем направления судебной повестки заказной почтой с почтовым идентификатором.

                Представители заинтересованных лиц ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), привлеченных к участию ДД.ММ.ГГГГ Определением суда о принятии админситарвтиного дела к своему производству, в судебное заседание не явились, извещались судом судебной повесткой, направленной заказной почтой.

            При таких обстоятельствах, суд, применительно к положениям ст.ст.150, 226 КАС РФ приступает к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц, явка которых не была признана судом обязательной.

        Выслушав мнение участников процесса, изучив и оценив материалы административного дела, представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения административных исковых требований, исходя из следующего.

    В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

            Материалами административного дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ СНТ «Озерное-2» обратилось в администрацию МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> с заявлением, в соответствии с которым на основании решения гражданами РФ в 2019 году было организовано и зарегистрировано СНТ «Озерное-2». Товарищество было создано в соответствии Федеральным законом «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательстве акты №217-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ гражданами с последующим предоставлением товариществу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Председателем СНТ «Озерное-2» проведена работа для определения и оформления земельного участка, для создания садоводства. На основании изложенного административный истец просил предварительно согласовать предоставление земельного участка, выделить земельный участков под садоводство «Озерное-2».

            К заявлению были приложены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, лист записи ЕГРЮЛ, устав СНТ «Озерное-2», протокол от ДД.ММ.ГГГГ общего собрания учредителем о создании СНТ «Озерное-2», список огородников и садоводов СНТ «Озерное-2».

            Решением заседания земельной комиссии администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> по согласованию границ земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ , утвержденным постановлением администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в удовлетворении заявления СНТ «Озерное-2» о предварительном согласовании предоставления земельного участка отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в границы квартала 191 Южного лесничества, леса на данной территории закреплены за Морозовским лесничеством. В качестве оснований указаны пп.1 пп.2 ст. 39.15, п.14.1 ст. 39.16, пп. 3 п.16 ст.11.10, п.6 ст. 11.9 ЗК РФ.

Согласно пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Согласно п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ установлено требование к образуемым и измененным земельным участкам: образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с ч.3 ст.3 Земельного Кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельным участком, а также по совершению сделок с ним регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды, специальными федеральными законами.

Согласно ч.2 ст.214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Государственная собственность в свою очередь делится на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность в порядке, установленном Постановлением Верховного совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1.

В соответствии с ч.1 ст.5 Земельного кодекса РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

В статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" приводится разграничение права собственности на земельные участки.

В ч.1 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ указано, что распоряжение земельными участками, указанными в ст.3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами не установлено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Частью 2 ст.3.3 Федерального закона 25.10.2001 г. №137-ФЗ установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно ст.6.1 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст.7 Лесного кодекса РФ).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ст.8 Лесного кодекса РФ).

Согласно ст.23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества, а также участковые лесничества, которые могут создаваться в составе лесничеств. Лесничества создаются, в том числе, на землях лесного фонда, обороны и безопасности, на которых расположены леса.

Исходя из положений ст.68.1, 92 Лесного кодекса РФ, ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 г. №218-ФЗ, границы лесничеств устанавливаются при проектировании лесничеств, представляют собой текстовое и графическое описание (карты) с указанием местоположения границ лесничеств, включающее в себя перечень географических координат характерных точек границ лесничеств или перечень координат этих точек. Границы лесничеств в соответствии с установленными координатами характерных точек, сведения о государственной регистрации прав на лесные участки, ограничения прав на лесные участки, обременения лесных участков подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с положениями ст.91 Лесного кодекса РФ, документированная информация о составе и границах земель лесного фонда, в частности, о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах содержится в государственном лесном реестре, в частности, в материалах лесоустройства - лесных планшетах, лесотаксационном описании.

Из письменного мотивированного отзыва от ДД.ММ.ГГГГ на административное исковое заявление ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений», привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, следует, что земельный участок, испрашиваемый под расширение садоводства СНТ «Озерное-2» расположен на земельном участке с кадастровым номером 47:07:1424001:12 и находится в границах Ржевского военно-испытательного полигона. В соответствии с Государственным актом на право пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ серии А-1 в бессрочное пользование войсковой части 33491 для спецнадобностей был передан земельный участок, общей площадью 73980 га. ДД.ММ.ГГГГ Государственным агропромышленным комитетом РСФСР подготовлен список координат точек поворота внешней границы землепользования в/ч 33491. ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 739803233 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 47:07:0000000:122. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 47:07:00-00-000:0122, площадью 739803233 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Российской Федерации. В дальнейшем, распоряжением ТУ Росимущества от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 47:07:00-00-000:0122 был разделен и были утверждены границы вновь образованных 86 земельных участков. На основании приказов Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ участок и образованные из него 86 земельных участков были закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны РФ», полномочия Министерства обороны Российской Федерации по управлению имуществом Вооруженных сил РФ, осуществляет Департамент имущественных отношений МО РФ. Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, земельные участки в том числе, участок 47:07:1424001:12, были закреплены на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ «Северо-западное ТУИО» Минобороны России. Испрашиваемый СНТ «Озерное-2» земельный участок находится в границах земельного участка с кадастровым номером 47:07:1424001:12, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Согласно решению Арбитражного суда <адрес> и <адрес> по делу №А56-16763/2013 от ДД.ММ.ГГГГ, оставленному без изменения Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда и Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-западного округа, право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Центральное ТУИО» Минобороны России и право собственности Российской Федерации в отношении земельного участка с кадастровым номером 47:07:1424001:12 прекращено, границы указанного земельного участка аннулированы. В настоящее время, территория указанного участка относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. На указанной территории находятся леса, принадлежащие Морозовскому лесничеству Министерства обороны Российской Федерации.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ на адрес суда представитель ФГКУ «Морозовское лесничество» сообщил суду об отсутствии у него сведений, представляющих интерес для рассмотрения спора.

ФГКУ «Морозовское лесничество» входит в состав Южного участкового лесничества, которые в свою очередь, входят в состав Министерства обороны Российской Федерации, представитель которого - ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» представил свою письменную правовую позицию по административному делу, изложенную судом выше.

Рассматривая доводы заинтересованных лиц, суд приходит к следующему.

Обстоятельства принадлежности земли Министерству обороны Российской Федерации устанавливались в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и <адрес>, решением суда по делу №А56-16764/2013 признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 47:07:14-24-001:0012. Решение суда вступило в законную силу.

Рассматривая публичную кадастровую карту, в отношении земельного участка с кадастровым номером <адрес>, имеются следующие сведения: без координат границ, <адрес>, для ведения садоводства, земельный участок, кадастровый , кадастровый квартал: <адрес>, адрес: <адрес>, площадь декларированная: 20042 501 кв.м., статус: ранее учтенный. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения гражданами садоводства и огородничества.

Сам факт принадлежности спорного земельного участка уже рассматривался в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и в соответствии с вступившим в законную силу решением суда, земельный участок не принадлежит Министерству обороны и Российской Федерации.

В случае возникновения пора о пересечении границ земельных участков, он подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом, принимая во внимание письменную правовую позицию ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений», ФГКУ «Морозовское лесничество», основанной по судебных решениях, вступивших в законную силу, испрашиваемый СНТ «Озерно-2» земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

А в соответствии с положениями статьи 3.3 части 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, то есть в данном конкретном случае в компетенции администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области, на территории которого находится испрашиваемый земельный участок.

То обстоятельство, что по утверждению ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений» на территории испрашиваемого земельного участка находятся леса, принадлежащие Морозовскому лесничеству, ничем не подтверждены, опровергается правовой позицией ФГКУ «Морозовсское лесничество», представленной в материалы настоящего административного дела, а также опровергнуто решениями Арбитражных судов, на которые и ссылается ФГКУ «Северо-западное территориальное управление имущественных отношений», которые пришли к выводу о том, что спорный земельный участок отнесен к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что испрашиваемый СНТ «Озерное-2» земельный участок отнесен к землям, государственная собственность на которые не разграничена, то есть не принадлежит Министерству обороны Российской Федерации, и не относится к Лесному Фонду Российской Федерации, то ссылка администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в оспариваемом решении на п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, в частности, на то обстоятельство, что схема расположения земельного участка, нарушает требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами, является голословной и ничем не подтверждена, так как суду не представлено доказательств, что в отношении спорного земельного участка установлен особый режим, исключающий земельный участок из гражданского оборота.

При таком положении дела, суд приходит к выводу о недоказанности администрацией МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области законности оспариваемого решения от 17.06.2020 г., в связи с чем оно подлежит признанию судом незаконным, а административные исковые требования СНТ «Озерное-2» в данной части подлежат удовлетворению.

Способ восстановления нарушенного права, предложенный административным истцом, в виде обязания администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> устранить нарушения, а именно предварительно согласовать предоставление земельного участка СНТ «Озерное-2» для ведения садоводства согласно схеме расположения земельного участка, не основан на нормах материального права, в связи с чем административные исковые требования СНТ «Озерное-2» в этой части не подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ст.ст.178, 227 КАС РФ суд определяет способ восстановления нарушенного права СНТ «Озерное-2» как обязать администрацию МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда повторно рассмотреть на земельной комиссии заявление СНТ «Озерное-2» (регистрационный номер от 20.05.2020 г.) о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

    При таком положении дела, административные исковые требования СНТ «Озерное-2» подлежат частичному удовлетворению по вышеизложенным судом основаниям.

    На основании, изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 218-227, 150 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования СНТ «Озерное-2» к администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> о признании незаконным решения, обязании произвести действия – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение земельной комиссии администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес>, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением администрации МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , в отношении заявления СНТ «Озерное-2» о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Обязать администрацию МО «Токсовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> в течение 30 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения суда повторно рассмотреть на земельной комиссии заявление СНТ «Озерное-2» (регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В удовлетворении административных исковых требований СНТ «Озерное-2» в остальной части – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда, через суд его постановивший.

Судья:

Мотивированное решение суда изготовлено 28 февраля 2022 года.

2а-3751/2022 (2а-12804/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
СНТ "Озерное-2"
Ответчики
Администрация МО "Токсовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области
Другие
Федеральное Агенстсво лесного хозяйства (Рослесхоз)
ЛОГКУ «Ленобллес»
Морозовское лесничество Минобороны России
Всеволожский городской прокурор
Северо-Западное территориальное управление по Ленинградской области
ФГКУ "УПРАВЛЕНИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ" МО РФ
Суд
Всеволожский городской суд Ленинградской области
Судья
Береза София Витальевна
Дело на странице суда
vsevgorsud.lo.sudrf.ru
07.12.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
07.12.2021Передача материалов судье
08.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2021Судебное заседание
11.02.2022Судебное заседание
28.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.03.2022Дело оформлено
11.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее