Решение по делу № 2-3966/2023 от 22.05.2023

    Дело № 2-3966/2023

                                                                          УИД 32RS0027-01-2023-002287-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2023 г.            г.Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе: председательствующего судьи Любимовой Е.И., при секретаре Радченко В.А., представителя истца Волчек Д.А., представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области Сухининой И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Елены Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ей на праве собственности, принадлежит квартира, расположенная <адрес>, общей площадью 42,2 кв.м. Право собственности истца возникло в порядке наследования. Решением №... от 11.05.2023 г. было отказано в выплате компенсации за утраченное имущество, расположенное <адрес>, поскольку в отчете №1123256-27023 от 27.04.2023г. завышена стоимость имущества, а также не представлены документы, подтверждающие право собственности (пользования) наследодателя на утраченное имущество по состоянию на 01.01.1994.

Считая данное решение незаконным и необоснованным, истец, уточнив требования, просит суд признать за ней право на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – квартиры, общей площадью 42,2 кв.м., расположенной <адрес>, обязать выплатить единовременную компенсацию материального ущерба в размере 942 000 руб.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что истец является собственником заявленного имущества на основании свидетельства о праве на наследство после смерти своей матери. Квартира находилась сначала в пользовании родителей истца, затем была приватизирована, после смерти матери в порядке наследования право собственности перешло к истцу. В данной квартире она не проживает, зарегистрирована по иному месту жительства также в <адрес>, не выезжала с данной территории, компенсаций за имущество не получала. В данном случае, как наследник данного имущества имеет право на получение компенсации независимо от места своего проживания.

Представитель ответчика исковые требования не признала, ссылаясь на то, что доказательств принадлежности имущества наследодателю по состоянию на 01.01.1994 не имеется, стоимость имущества завышена, а также полагала, что поскольку истец проживает в <адрес>, права на получение компенсации за утраченное имущество не имеет.

Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещались надлежащим образом.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Согласно пункту 4 статьи 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 6 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, а также им гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года.

Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 г. жилые помещения, садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.

В силу пункта 1 статьи 1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно пункту 2 статьи 1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему имущества, в чем-бы оно не заключалось и где-бы оно не находилось.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Юридически значимым обстоятельством, с которым закон связывает право граждан на получение единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является наличие у лица по состоянию на 1 января 1994 г. утраченного имущества в зоне отчуждения и отселения.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Постановлением Госкомстата СССР от 25 мая 1990 г. № 69 утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являются документами первичного учета хозяйств (пункт 1). Похозяйственные книги содержали в разделах III и IV «А» информацию о жилом доме, являющемся личной собственностью хозяйства, а также предоставленных хозяйству для ведения личного подсобного хозяйства землях.

Согласно п.18 Указаний по ведению похозяйственного учета, похозяйственная книга ф. N 1 состоит из следующих разделов: I "Список членов хозяйства", II "Скот, являющийся личной собственностью хозяйства", III "Жилой дом, являющийся личной собственностью хозяйства", IV "Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства".

Судом установлено, что Шевченко Е.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение <адрес>, основание государственной регистрации права- свидетельство о праве наследства по закону, документ нотариально удостоверен <дата>, нотариус Красногорского нотариального округа С.

В материалы дела представлена копия свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>, из которого следует, что Шевченко Е.В. получено наследство после смерти матери Е.Р. в виде квартиры <адрес>.

Право собственности наследодателя (матери истца) Е.Р. было зарегистрировано <дата> До этого право собственности на квартиру возникло у отца истца Е.В. на основании договора о передачи квартиры в собственность граждан от <дата> заключённому с комитетом по управлению имуществом Гордеевского района в лице председателя Комитета К.

Как следует из предоставленных копий похозяйственных книг, в частности из книги №3 за 1986-1996г., указанная квартира находилась во владении и пользовании Е.В., Е.Р. (родителей истца) по состоянию на 1988г. и в последующий период, в том числе по состоянию на 01.01.1994г. Истец также была зарегистрирована в данной квартире, выезжала на учебу, затем убыла на <адрес>.

Таким образом, представленные в деле сведения подтверждают владение право предшественниками истца на законных основаниях указанным жилым помещением по состоянию на 1 января 1994 г.

Согласно справки Мирнинской сельской администрации в квартире <адрес> никто не зарегистрирован, основание выдачи справки похозяйственной книга №04 лицевой счет №... за 2023 год.

Истец с <дата> по настоящее время зарегистрирована <адрес>.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, территория населенного пункта п.Мирный Гордеевского района Брянской области отнесен к зоне отселения.

Истец в данном случае заявляет сове право на получение компенсации за имущество в порядке абз.4 п.4 ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которым гражданам, получившим в зонах отчуждения и отселения имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.

Таким образом, по статусу, установленному базовым законом, истец относится к категории лиц, на которых распространяются гарантии, предусмотренные п. 4 ст. 17 Закона.

Право граждан на получение компенсации за утраченное имущество предусмотрено законом. Однако наступление такого права связано непосредственно со сдачей утраченного имущества, т.е. после рассмотрения заявления гражданина о выплате соответствующей компенсации на основании представленных гражданином документов и Отчете об оценке имущества.

На основании указа Губернатора Брянской области от 16 февраля 2018 г. №34 «О передаче функций Департамента строительства Брянской области в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области и внесении изменений в отдельные правовые акты Брянской области» функции по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, по осуществлению выплаты компенсаций, пособий и иных выплат гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, были возложены на Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

В соответствии с п.1.1 указа Губернатора Брянской области от 27 декабря 2021 г. №181 «О внесении изменений в указ Губернатора Брянской области от 16 февраля 2018 г. №34 «О передаче функций Департамента строительства Брянской области в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области и внесении изменений в отдельные правовые акты Брянской области» с 1 января 2022 г. указанные выше полномочия из Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области были исключены.

Согласно статье 5.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставление, в том числе выплата и доставка, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением предоставления компенсаций и других выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка), 13 и 15 части первой, частями второй и четвертой (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4 - 6 и 13 статьи 17, пунктами 1 - 3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5, 7 - 10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1 - 3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона), осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Указанные изменения внесены Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. №409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и вступили в силу 1 января 2022 г.

После передачи указанных полномочий, уполномоченным органом по осуществлению выплаты (включая доставку) компенсации за утраченное имущество, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являлось Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области.

С 01.01.2023 в Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования, в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" от 14.07.2022 N 236-ФЗ, Фонд в числе иных функций, осуществляет назначение и выплату пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению; предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации; организацию инвестирования средств пенсионных накоплений.

В соответствии с положениями ст. 18 N 236-ФЗ от 14.07.2022, Фонд создается путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации. Со дня создания Фонда Фонд осуществляет функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивая непрерывность их исполнения.

В этой связи, уполномоченным органом по осуществлению выплаты (включая доставку) компенсации за утраченное имущество, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области.

Согласно имеющейся в материалах дела информации, Шевченко Е.В. не обращалась с отказом от права собственности на имущество, расположенное <адрес>, не имеется сведений, что указанное жилое помещение передавалось на баланс администрации как бесхозное. Сведений о получении компенсации в связи с утратой имущества <адрес> Администрация Гордеевского района Брянской области не располагает (с учетом данных администрации Мирнинского сельского поселения). Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области с учетом базы данных Департамента строительства Брянской области за период с сентября 2010г по 15.04.2018 сведений о выплате Шевченко Е.В. компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества не имеется. За период с 16 апреля 2018 по 31 декабря 2021 в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области заявлений от Шевченко Е.В. на компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества не поступало, компенсация не выплачивалась.

Истец обращалась в ОСФР по Брянской области с заявлением о выплате компенсации за утраченное имущество.

Решением №... от 11.05.2023 г. было отказано в выплате компенсации за утраченное имущество, расположенное <адрес>, поскольку в отчете №1123256-27023 от 27.04.2023г. завышена стоимость имущества, а также не представлены документы, подтверждающие право собственности (пользования) наследодателя на утраченное имущество по состоянию на 01.01.1994.

Иных обстоятельств, указывающих на отсутствие у истца права на получение заявленной компенсации, ОСФР по Брянской области, как органом уполномоченным проверить обоснованность поступившего от Шевченко Е.В. заявления о выплате компенсации за имущество, не установлено и в решении об отказе не отмечено.

Доказательств, опровергающих вышеприведенные обстоятельства, при рассмотрении дела не представлено.

Принимая во внимание доводы ответчика о завышенной стоимости имущества, для решения вопроса о размере рыночной стоимости заявленного истцом имущества, <адрес> судом назначалась строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению эксперта №31823ОЦ от 16.10.2023г., составленному ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки», рыночная стоимость квартиры, общей площадью 42,2 кв.м, расположенной <адрес>, с учетом степени загрязнения составляет 942000руб. Квартира, является пригодной для проживания.

Оценивая экспертное заключения в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства Российской Федерации, суд признает данное заключение достоверным, обоснованным профессиональным. Кроме того, выводы эксперта не находятся в противоречии с исследовательской частью экспертного заключения, изложены ясно и подробно, согласно поставленным вопросам.

Экспертное заключение основано на материалах дела, с учетом осмотра объекта исследования (08.09.2023г), и по своему содержанию оно полностью соответствует нормам гражданского процессуального законодательства Российской Федерации, предъявляемым к экспертным заключениям.

Заключение дано экспертом, аттестованным на право самостоятельного производства судебных экспертиз, в том числе и строительно-технических, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, как того требует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», имеющего стаж работы в сфере оценочной деятельности, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Заключение выполнено на основании стандартов оценочной деятельности (статья 20 №135-ФЗ) и требованиям к проведению оценки, содержащимся в главе IV Федерального стандарта оценки.

В экспертном заключении содержится описание последовательности определения стоимости объекта оценки, позволяющее пользователю отчета об оценке, а также иным лицам, не имеющим специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки. Указанное экспертное заключение соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки.

При определении рыночной стоимости оцениваемой квартиры, экспертом применялся сравнительный метод при сравнении 4 объектов-аналогов, с применением корректировок и соответствующих поправочных коэффициентов, которые подробно описаны в экспертном заключении и зафиксированы в таблице расчете №4. Экспертным заключением установлено, что средняя стоимость одного квадратного метра жилого помещения составляет 22324,07руб.

Итоговая оценка стоимости объекта с учетом корректировок составляет 942000руб.

Ответчиком, в соответствии с требованиями ст.56 ПК РФ, не представлено доказательств, в обоснование своих возражений относительно стоимости утраченного имущества. Ходатайство о назначении повторной экспертизы не заявлено.

В ходе судебного разбирательства при исследовании указанного экспертного заключения у суда не возникло сомнений в достоверности или обоснованности выводов, изложенных в заключении эксперта, в связи с чем суд принимает его как допустимое доказательство и учитывает при разрешении заявленных требований

Уточнив требования, истец просит взыскать сумму в размере 942000 руб.

Суд рассматривает дело в рамках заявленных исковых требований, руководствуясь ч.3 ст. 196 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Проанализировав все представленные доказательства, установленные по делу обстоятельства, учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд считает, что имеются основания для признания за Н., как относящейся к категории граждан, на которые распространяются льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1, права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в размере 942 000 руб.

Основными задачами гражданского судопроизводства, сформулированными в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3).

С учетом вышеизложенного, требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению, при этом суд при вынесении решения считает необходимым указать, что при получении компенсации за утраченное имущество истец обязан сдать соответствующее утраченное имущество органу местного самоуправления по месту нахождения такого имущества.

В соответствии со ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Следовательно, при получении истцом компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, право собственности на это имущество прекращается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Шевченко Елены Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, удовлетворить.

Признать за Шевченко Еленой Викторовной право на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – квартиры, расположенной <адрес>, общей площадью 42,2 кв.м. в размере 942 000 руб.

Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области выплатить Шевченко Елене Викторовне единовременную компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – квартиры, расположенной <адрес>, общей площадью 42,2 кв.м. в размере 942 000 руб.

После получения Шевченко Еленой Викторовной компенсации за утраченное имущество, право собственности Шевченко Елены Викторовны на имущество - квартиру, расположенную <адрес>, общей площадью 42,2 кв.м. –прекратить.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                                        Е.И.Любимова

Решение в окончательной форме изготовлено 14.12.2023

    Дело № 2-3966/2023

                                                                          УИД 32RS0027-01-2023-002287-43

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2023 г.            г.Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе: председательствующего судьи Любимовой Е.И., при секретаре Радченко В.А., представителя истца Волчек Д.А., представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области Сухининой И.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шевченко Елены Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что ей на праве собственности, принадлежит квартира, расположенная <адрес>, общей площадью 42,2 кв.м. Право собственности истца возникло в порядке наследования. Решением №... от 11.05.2023 г. было отказано в выплате компенсации за утраченное имущество, расположенное <адрес>, поскольку в отчете №1123256-27023 от 27.04.2023г. завышена стоимость имущества, а также не представлены документы, подтверждающие право собственности (пользования) наследодателя на утраченное имущество по состоянию на 01.01.1994.

Считая данное решение незаконным и необоснованным, истец, уточнив требования, просит суд признать за ней право на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – квартиры, общей площадью 42,2 кв.м., расположенной <адрес>, обязать выплатить единовременную компенсацию материального ущерба в размере 942 000 руб.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что истец является собственником заявленного имущества на основании свидетельства о праве на наследство после смерти своей матери. Квартира находилась сначала в пользовании родителей истца, затем была приватизирована, после смерти матери в порядке наследования право собственности перешло к истцу. В данной квартире она не проживает, зарегистрирована по иному месту жительства также в <адрес>, не выезжала с данной территории, компенсаций за имущество не получала. В данном случае, как наследник данного имущества имеет право на получение компенсации независимо от места своего проживания.

Представитель ответчика исковые требования не признала, ссылаясь на то, что доказательств принадлежности имущества наследодателю по состоянию на 01.01.1994 не имеется, стоимость имущества завышена, а также полагала, что поскольку истец проживает в <адрес>, права на получение компенсации за утраченное имущество не имеет.

Иные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещались надлежащим образом.

Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 6 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Согласно пункту 4 статьи 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 6 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, а также им гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года.

Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 г. жилые помещения, садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.

В силу пункта 1 статьи 1110 ГК РФ, при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно пункту 2 статьи 1152 ГК РФ, принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему имущества, в чем-бы оно не заключалось и где-бы оно не находилось.

Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

Порядок выплаты единовременной денежной компенсации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Юридически значимым обстоятельством, с которым закон связывает право граждан на получение единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является наличие у лица по состоянию на 1 января 1994 г. утраченного имущества в зоне отчуждения и отселения.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Постановлением Госкомстата СССР от 25 мая 1990 г. № 69 утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, согласно которым похозяйственные книги являются документами первичного учета хозяйств (пункт 1). Похозяйственные книги содержали в разделах III и IV «А» информацию о жилом доме, являющемся личной собственностью хозяйства, а также предоставленных хозяйству для ведения личного подсобного хозяйства землях.

Согласно п.18 Указаний по ведению похозяйственного учета, похозяйственная книга ф. N 1 состоит из следующих разделов: I "Список членов хозяйства", II "Скот, являющийся личной собственностью хозяйства", III "Жилой дом, являющийся личной собственностью хозяйства", IV "Земля, находящаяся в личном пользовании хозяйства".

Судом установлено, что Шевченко Е.В. на праве собственности принадлежит жилое помещение <адрес>, основание государственной регистрации права- свидетельство о праве наследства по закону, документ нотариально удостоверен <дата>, нотариус Красногорского нотариального округа С.

В материалы дела представлена копия свидетельства о праве на наследство по закону от <дата>, из которого следует, что Шевченко Е.В. получено наследство после смерти матери Е.Р. в виде квартиры <адрес>.

Право собственности наследодателя (матери истца) Е.Р. было зарегистрировано <дата> До этого право собственности на квартиру возникло у отца истца Е.В. на основании договора о передачи квартиры в собственность граждан от <дата> заключённому с комитетом по управлению имуществом Гордеевского района в лице председателя Комитета К.

Как следует из предоставленных копий похозяйственных книг, в частности из книги №3 за 1986-1996г., указанная квартира находилась во владении и пользовании Е.В., Е.Р. (родителей истца) по состоянию на 1988г. и в последующий период, в том числе по состоянию на 01.01.1994г. Истец также была зарегистрирована в данной квартире, выезжала на учебу, затем убыла на <адрес>.

Таким образом, представленные в деле сведения подтверждают владение право предшественниками истца на законных основаниях указанным жилым помещением по состоянию на 1 января 1994 г.

Согласно справки Мирнинской сельской администрации в квартире <адрес> никто не зарегистрирован, основание выдачи справки похозяйственной книга №04 лицевой счет №... за 2023 год.

Истец с <дата> по настоящее время зарегистрирована <адрес>.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. №1074 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, территория населенного пункта п.Мирный Гордеевского района Брянской области отнесен к зоне отселения.

Истец в данном случае заявляет сове право на получение компенсации за имущество в порядке абз.4 п.4 ст. 17 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с которым гражданам, получившим в зонах отчуждения и отселения имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.

Таким образом, по статусу, установленному базовым законом, истец относится к категории лиц, на которых распространяются гарантии, предусмотренные п. 4 ст. 17 Закона.

Право граждан на получение компенсации за утраченное имущество предусмотрено законом. Однако наступление такого права связано непосредственно со сдачей утраченного имущества, т.е. после рассмотрения заявления гражданина о выплате соответствующей компенсации на основании представленных гражданином документов и Отчете об оценке имущества.

На основании указа Губернатора Брянской области от 16 февраля 2018 г. №34 «О передаче функций Департамента строительства Брянской области в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области и внесении изменений в отдельные правовые акты Брянской области» функции по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации, по осуществлению выплаты компенсаций, пособий и иных выплат гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, были возложены на Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

В соответствии с п.1.1 указа Губернатора Брянской области от 27 декабря 2021 г. №181 «О внесении изменений в указ Губернатора Брянской области от 16 февраля 2018 г. №34 «О передаче функций Департамента строительства Брянской области в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области и внесении изменений в отдельные правовые акты Брянской области» с 1 января 2022 г. указанные выше полномочия из Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области были исключены.

Согласно статье 5.1 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предоставление, в том числе выплата и доставка, гражданам компенсаций и других выплат (за исключением предоставления компенсаций и других выплат военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, пенсионерам из числа этих лиц, в том числе работающим (независимо от места работы), гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти, а также пенсионерам из числа лиц, уволенных из федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе работающим (независимо от места работы), предусмотренных пунктами 5 (в части дополнительного оплачиваемого отпуска), 12 (в части ежемесячной денежной компенсации на питание ребенка), 13 и 15 части первой, частями второй и четвертой (в части пособия на погребение) статьи 14, пунктами 3 и 4 части первой статьи 15, пунктами 3 (в части среднего заработка), 4 - 6 и 13 статьи 17, пунктами 1 - 3, абзацем четвертым пункта 4, пунктами 5, 7 - 10 части первой статьи 18, пунктами 1 и 2, абзацем вторым пункта 3, пунктами 4, 6 и 7 части второй статьи 19, пунктами 1 - 3 и абзацем четвертым пункта 4 части второй статьи 20, пунктом 3 части первой статьи 25, частями первой, второй и четвертой статьи 39, статьями 40 и 41 настоящего Закона), осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Указанные изменения внесены Федеральным законом от 6 декабря 2021 г. №409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и вступили в силу 1 января 2022 г.

После передачи указанных полномочий, уполномоченным органом по осуществлению выплаты (включая доставку) компенсации за утраченное имущество, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являлось Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области.

С 01.01.2023 в Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования, в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" от 14.07.2022 N 236-ФЗ, Фонд в числе иных функций, осуществляет назначение и выплату пенсий по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению; предоставление иных видов обеспечения, устанавливаемых дополнительно к страховым пенсиям и пенсиям по государственному пенсионному обеспечению, а также иных выплат и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации; организацию инвестирования средств пенсионных накоплений.

В соответствии с положениями ст. 18 N 236-ФЗ от 14.07.2022, Фонд создается путем реорганизации государственного учреждения - Пенсионного фонда Российской Федерации с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации. Со дня создания Фонда Фонд осуществляет функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивая непрерывность их исполнения.

В этой связи, уполномоченным органом по осуществлению выплаты (включая доставку) компенсации за утраченное имущество, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области.

Согласно имеющейся в материалах дела информации, Шевченко Е.В. не обращалась с отказом от права собственности на имущество, расположенное <адрес>, не имеется сведений, что указанное жилое помещение передавалось на баланс администрации как бесхозное. Сведений о получении компенсации в связи с утратой имущества <адрес> Администрация Гордеевского района Брянской области не располагает (с учетом данных администрации Мирнинского сельского поселения). Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области с учетом базы данных Департамента строительства Брянской области за период с сентября 2010г по 15.04.2018 сведений о выплате Шевченко Е.В. компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества не имеется. За период с 16 апреля 2018 по 31 декабря 2021 в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области заявлений от Шевченко Е.В. на компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества не поступало, компенсация не выплачивалась.

Истец обращалась в ОСФР по Брянской области с заявлением о выплате компенсации за утраченное имущество.

Решением №... от 11.05.2023 г. было отказано в выплате компенсации за утраченное имущество, расположенное <адрес>, поскольку в отчете №1123256-27023 от 27.04.2023г. завышена стоимость имущества, а также не представлены документы, подтверждающие право собственности (пользования) наследодателя на утраченное имущество по состоянию на 01.01.1994.

Иных обстоятельств, указывающих на отсутствие у истца права на получение заявленной компенсации, ОСФР по Брянской области, как органом уполномоченным проверить обоснованность поступившего от Шевченко Е.В. заявления о выплате компенсации за имущество, не установлено и в решении об отказе не отмечено.

Доказательств, опровергающих вышеприведенные обстоятельства, при рассмотрении дела не представлено.

Принимая во внимание доводы ответчика о завышенной стоимости имущества, для решения вопроса о размере рыночной стоимости заявленного истцом имущества, <адрес> судом назначалась строительно-техническая экспертиза.

Согласно заключению эксперта №31823ОЦ от 16.10.2023г., составленному ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки», рыночная стоимость квартиры, общей площадью 42,2 кв.м, расположенной <адрес>, с учетом степени загрязнения составляет 942000руб. Квартира, является пригодной для проживания.

Оценивая экспертное заключения в соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства Российской Федерации, суд признает данное заключение достоверным, обоснованным профессиональным. Кроме того, выводы эксперта не находятся в противоречии с исследовательской частью экспертного заключения, изложены ясно и подробно, согласно поставленным вопросам.

Экспертное заключение основано на материалах дела, с учетом осмотра объекта исследования (08.09.2023г), и по своему содержанию оно полностью соответствует нормам гражданского процессуального законодательства Российской Федерации, предъявляемым к экспертным заключениям.

Заключение дано экспертом, аттестованным на право самостоятельного производства судебных экспертиз, в том числе и строительно-технических, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, как того требует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», имеющего стаж работы в сфере оценочной деятельности, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации. Заключение выполнено на основании стандартов оценочной деятельности (статья 20 №135-ФЗ) и требованиям к проведению оценки, содержащимся в главе IV Федерального стандарта оценки.

В экспертном заключении содержится описание последовательности определения стоимости объекта оценки, позволяющее пользователю отчета об оценке, а также иным лицам, не имеющим специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки. Указанное экспертное заключение соответствует ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральным стандартам оценки.

При определении рыночной стоимости оцениваемой квартиры, экспертом применялся сравнительный метод при сравнении 4 объектов-аналогов, с применением корректировок и соответствующих поправочных коэффициентов, которые подробно описаны в экспертном заключении и зафиксированы в таблице расчете №4. Экспертным заключением установлено, что средняя стоимость одного квадратного метра жилого помещения составляет 22324,07руб.

Итоговая оценка стоимости объекта с учетом корректировок составляет 942000руб.

Ответчиком, в соответствии с требованиями ст.56 ПК РФ, не представлено доказательств, в обоснование своих возражений относительно стоимости утраченного имущества. Ходатайство о назначении повторной экспертизы не заявлено.

В ходе судебного разбирательства при исследовании указанного экспертного заключения у суда не возникло сомнений в достоверности или обоснованности выводов, изложенных в заключении эксперта, в связи с чем суд принимает его как допустимое доказательство и учитывает при разрешении заявленных требований

Уточнив требования, истец просит взыскать сумму в размере 942000 руб.

Суд рассматривает дело в рамках заявленных исковых требований, руководствуясь ч.3 ст. 196 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Проанализировав все представленные доказательства, установленные по делу обстоятельства, учитывая вышеприведенные правовые нормы, суд считает, что имеются основания для признания за Н., как относящейся к категории граждан, на которые распространяются льготы и меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991г. № 1244-1, права на получение компенсации за утраченное имущество вследствие катастрофы на ЧАЭС в размере 942 000 руб.

Основными задачами гражданского судопроизводства, сформулированными в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 3).

С учетом вышеизложенного, требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению, при этом суд при вынесении решения считает необходимым указать, что при получении компенсации за утраченное имущество истец обязан сдать соответствующее утраченное имущество органу местного самоуправления по месту нахождения такого имущества.

В соответствии со ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Следовательно, при получении истцом компенсации за имущество, утраченное вследствие катастрофы на ЧАЭС, право собственности на это имущество прекращается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Шевченко Елены Викторовны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области о признании права на получение компенсации в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, удовлетворить.

Признать за Шевченко Еленой Викторовной право на получение компенсации материального ущерба за утраченное имущество вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – квартиры, расположенной <адрес>, общей площадью 42,2 кв.м. в размере 942 000 руб.

Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Брянской области выплатить Шевченко Елене Викторовне единовременную компенсацию материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – квартиры, расположенной <адрес>, общей площадью 42,2 кв.м. в размере 942 000 руб.

После получения Шевченко Еленой Викторовной компенсации за утраченное имущество, право собственности Шевченко Елены Викторовны на имущество - квартиру, расположенную <адрес>, общей площадью 42,2 кв.м. –прекратить.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                                        Е.И.Любимова

Решение в окончательной форме изготовлено 14.12.2023

2-3966/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Шевченко Елена Викторовна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области
Другие
Администрация Гордевского района Брянской области
УФК по Брянской области
Мирнинская сельская администрация
Министерство финансов РФ
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Любимова Елена Игоревна
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
22.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2023Передача материалов судье
24.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2023Подготовка дела (собеседование)
10.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2023Судебное заседание
07.11.2023Производство по делу возобновлено
22.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
14.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее