РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года <адрес>
Заводской районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Шаипов А.М.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №а-1041/2018 по административному иску исполняющего обязанности прокурора <адрес> Чеченской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц и Росскийской Федерации к Управлению Роскомнадзора по Чеченской Республике о прекращении доступа к экстремистским Интернет-ресурсам,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора <адрес> Чеченской Республики обратился в Заводской районный суд <адрес> ЧР с административным иском к Управлению Роскомнадзора по ЧР, в котором просил признать страницу социальной сети «Интернет» https://maria-deatata.livejournal.com/709828.html, запрещенной к просмотру на всей территории Российской Федерации; обязать управление Роскомнадзор по ЧР ограничить доступ Интернет-провайдеров ЗАО «Вайнах Телеком», ФГУП «Электросвязь» в ЧР, ЗАО «Чеченская сотовая связь», Кавказский филиал ОАО «»Мегафон» (обособленное подразделение по ЧР), ОАО «ВымпелКом» грозненский филиал, ОАО «МТС» в ЧР к указанной странице; направить решение суда в управление Роскомнадзора по ЧР для включения их в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, указывая, что содержание указанной Интернет-страницы, на которой размещены для свободного доступа неограниченного круга лиц материалы, преследуют цель оскорбить религиозные чувства мусульман, распространение которых может служить предпосылкой к разжиганию национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, что противоречит условиям и порядку распространения информации.
При этом прокурор ссылается на ст. 29 Конституции Российской Федерации, ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а также ч.6 ст. 10 Федерального закона oт ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В обоснование требований указывает, что
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии признается экстремисткой деятельностью. Экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремисткой деятельности, либо обосновывающие пли оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.
Согласно ст. 11 Федерального чакона № I 14-ФЗ в Российской Федерации запрещается, распространение через средства массовой информации экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности.
В случае осуществления средством массовой информации экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность соответствующего средства массовой информации может быть прекращена по решению суда наосновании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного, средства массовой информации, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему соответствующего прокурора.
Согласно п. 6 ст. 10 ФЗ № «О средствах массовой информации» (далее - ФЗ №), запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации.за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Пункт 1 статьи 4 ФЗ № предусматривает, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.
Поскольку распространение названной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к страницам в сети «Интернет», где
размещены указанные выше информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
В связи с поступившими в адрес суда заявлениями представителей сторон о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения судебного разбирательства, а также заявления административного ответчика о признании административного иска прокурора, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ было постановлено о рассмотрении дела и вынесении решения в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Исследовав доводы административного истца, изложенные в административном иске и заявлении, заявление административного ответчика, письменные доказательства, представленные в дело, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст.1Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, при этом перечень данных дел, приведенный в названной норме права, не является исчерпывающим.
В силу ст.17Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.
В соответствии со статьей29 КонституцииРФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Обеспечениедоступак информации, способствующей совершению уголовных и административно-наказуемых деяний, свидетельствует о неправомерном вмешательстве в сферу управленческих отношений, регулируемых нормативными правовыми актами Российской Федерации, о нарушении прав граждан, в том числе несовершеннолетних, в сфере распространения информации.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с частью 5 статьи15Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Федерального закона №149-ФЗ) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется безограниченийпри условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограниченав порядке, на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст.10Федерального закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В силу ч. 1 ст.9Федерального закона №149-ФЗ, ограничениедоступак информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ч. 2 ст. 3 названного Федерального закона правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, основывается на принципе установленияограниченийдоступак информации только федеральными законами.
В соответствии с частью 6 статьи10Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
На основании пункта 5.1.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Роскомнадзор осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых, коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.
Согласно акта осмотра сайта от ДД.ММ.ГГГГ помощником прокурора <адрес> ЧР ФИО3 осуществлен осмотр Интернет-сайт https://maria-deatata.livejournal.com/709828.html.
В ходе проведенной проверки выявлен Интернет – ресурс с адресом https://maria-deatata.livejournal.com/709828.html, на которой размещены для свободного доступа неограниченного круга лиц материалы, преследующие цель оскорбить религиозные чувства верующих, распространение которых может служить предпосылкой к разжиганию национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды.
К протоколу осмотра приложены распечатки информации, содержащихся на данном Интернет-ресурсе.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности принятия признания административным ответчиком заявленных административным истцом – исполняющим обязанности прокурора <адрес> Чеченской Республики в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации требований, поскольку доступпользователей сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям федерального законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора <адрес> Чеченской Республикив защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к административному ответчику Управлению Роскомнадзора по Чеченской Республике о прекращении доступа к экстремистским Интернет-ресурсам – удовлетворить.
Признать страницу социальной сети Интернет- https://mariadeatata.livejournal.com/709828.html запрещенной к просмотру на всей территории Российской Федерации.
Обязать управление Роскомнадзор по ЧР ограничить доступ Интернет-провайдеров ЗАО «Вайнах Телеком», ФГУП «Электросвязь» в ЧР, ЗАО «Чеченская сотовая связь», Кавказский филиал ОАО «»Мегафон» (обособленное подразделение по ЧР), ОАО «ВымпелКом» грозненский филиал, ОАО «МТС» в ЧР к указанной странице;
Направить решение суда в управление Роскомнадзора по ЧР для включения их в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Заводской районный суд <адрес> в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии данного решения суда.
Председательствующий А.М.Шаипов