УИД 29RS0026-01-2022-001088-66, госпошлина 0 руб.
Судья Коржина Н.В.
Докладчик Моисеенко Н.С. Дело № 33 - 2426/2023 26 апреля 2023 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Моисеенко Н.С.,
судей Костылевой Е.С., Кучьяновой Е.В.,
при секретаре Тюрлевой Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело № 2 - 22/2023 по административному иску прокурора Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности устранить нарушения жилищного законодательства,
по апелляционной жалобе администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области на решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 24 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи областного суда Моисеенко Н.С., судебная коллегия
установила:
прокурор Холмогорского района Архангельской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу создать на территории муниципального образования «Е» маневренный жилищный фонд.
Мотивировал требования тем, что в ходе осуществления проверки за исполнением жилищного законодательства и законодательства о муниципальной собственности прокуратурой проанализирована ситуация с обеспеченностью на территории муниципального образования «Е» населения маневренным жилым фондом и выявлены нарушения закона в деятельности администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области, выразившиеся в том, что на территории муниципального образования «Е» признаны аварийными 86 многоквартирных домов, из них 3 многоквартирных дома являются непригодными для проживания, кроме того в результате пожара многоквартирного жилого дома № *** муниципального образования «Е» 24 семьи остались без жилья, жилыми помещениями маневренного фонда пострадавшие не обеспечены. По информации администрации муниципального образования «Е» на территории муниципального образования имеется только 3 жилых помещения маневренного фонда, которые заняты гражданами, свободных маневренных жилых помещений, признанных в установленном порядке пригодными для проживания на территории муниципального образования не имеется. Уточнив исковые требования, просил суд возложить на ответчика обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по формированию в границах территории деревень, входящих в ответственность Емецкого территориального отдела администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области маневренного фонда в количестве, необходимом для удовлетворения потребностей граждан.
Участвующий в деле прокурор Полуянова М.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Холмогорского муниципального округа Архангельской области по доверенности Телицын Н.В. в судебном заседании с иском не согласился.
Третье лицо Емецкий территориальный отдел администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области просило рассмотреть без участия своего представителя, представил письменные возражения на иск.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело было рассмотрено судом при данной явке.
Судом постановлено решение:
«иск прокурора Холмогорского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности принять меры по формированию маневренного фонда удовлетворить.
Возложить на администрацию Холмогорского муниципального округа Архангельской области обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по формированию в границах территории деревень, включающей деревни *** маневренного фонда в количестве, необходимом для удовлетворения потребностей граждан».
С решением суда не согласился ответчик, в поданной апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает на незаконность и необоснованность решения, существенное нарушение судом норм материального права. Обращает внимание, что вопреки доводам иска и выводам суда первой инстанции, положения жилищного законодательства не содержат прямого указания о возложении на органы местного самоуправления обязанности по созданию маневренного фонда, а расширительное толкование объема полномочий, имеющихся у последнего для решения соответствующего вопроса местного значения, закрепленного в статьях 14 - 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ, недопустимо. Предоставление гражданам жилых помещений маневренного фонда является одной из возможных альтернатив соблюдения их жилищных прав, конкретный способ соблюдения жилищных прав граждан определяет ответчик самостоятельно.
Более того, доказательств нарушения прав граждан бездействием органа местного самоуправления в материалы дела не представлено, причинно-следственная связь между деянием ответчика и угрозой наступления возможных неблагоприятных последствий в виде нарушения жилищных прав неопределенного круга лиц, не установлена, а факт отсутствия жилого маневренного фонда сам по себе не нарушает прав граждан, поскольку в нормативно-правовых актах, на которые ссылается в иске прокурор и в решении суд первой инстанции, не содержится указание об обязанности органа местного самоуправления на создание маневренного жилищного фонда.
При этом прокурором не обозначено в требованиях, в каком объеме должен быть создан маневренный жилой фонд, что влечет невозможность исполнения решения суда, а резолютивная часть решения о возложении на ответчика обязанности принять меры по формированию маневренного фонда в границах территории конкретных деревень, входящих в округ, является некорректной и противоречит областному законодательству, поскольку предполагает наличие на территории остальных населенных пунктов Холмогорского муниципального округа достаточного и надлежащего маневренного жилья, которым граждане, лишившиеся жилья в спорных населенных пунктах, могут быть обеспечены.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции участвующий в деле прокурор Попов И.В. просил оставить решение суда без изменения, полагая его законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участвующего в деле прокурора Попова И.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Части 1 и 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации гарантируют каждому право на жилище и возлагают на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность создавать условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из названного кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Определяя в статье 19 Жилищного кодекса Российской Федерации виды жилищного фонда, федеральный законодатель выделяет в качестве самостоятельного вида специализированный жилищный фонд, включающий жилые помещения из состава государственного или муниципального жилищного фонда, которые ограничены в обороте предоставляются для решения целей и задач, признанных законодателем в силу определенных причин социально значимыми.
Так, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 92, статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации жилыми помещениями маневренного жилищного фонда, в числе прочих составляющими специализированный жилищный фонд, подлежат обеспечению граждане в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, граждане, утратившие единственное жилое помещение в результате обращения на него взыскания по ипотечным обязательствам, граждане, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, граждане, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Полномочия органов местного самоуправления муниципального округа в сфере жилищных правоотношений, по вопросу участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций определены частями 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 3, 6, 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из приведенного правового регулирования следует обязанность органов местного самоуправления муниципального округа создать маневренный жилищный фонд муниципального образования с целью соблюдения жилищных прав граждан.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства и проанализирована ситуация с обеспеченностью на территории муниципального образования «Е» населения маневренным жилым фондом, в результате которой установлено, что на территории данного муниципального образования признаны аварийными 86 многоквартирных домов, из них 3 многоквартирных дома являются непригодными для проживания.
31 августа 2022 г. произошло возгорание многоквартирного жилого дома № *** муниципального образования «Е» Холмогорского района Архангельской области. В результате пожара 24 семьи, в том числе с несовершеннолетними детьми, остались без жилья, жилыми помещениями из числа маневренного фонда пострадавшие не обеспечены.
В ответе администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области от 8 сентября 2022 г. указано, что в 24 квартирах зарегистрировано 44 человека из них 6 детей, количество жильцов, пострадавших на момент пожара - 29 человек (из них 6 детей); в доме 17 квартир, находящихся в собственности, 7 – муниципальных, занимаемых гражданами по договорам социального найма. В двух квартирах № *** собственники не проживали; маневренный фонд в муниципальном образовании «Е» отсутствует.
Аналогичный ответ дан главой администрации муниципального образования «Е» 8 сентября 2022 г.
16 сентября 2022 г. в адрес главы администрации муницупального образования «Е» вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства № ***, согласно которому, в числе прочего прокурор требует создать на территории муниципального образования «Е» маневренный жилищный фонд для переселения граждан.
Протоколом от 14 октября 2022 г. указанное представление администрацией муниципального образования «Е» рассмотрено, указано на его законность и обоснованность, работникам администрации указано на недопущение нарушений жилищного законодательства.
В соответствии с соглашением от 11 ноября 2021 г. № *** администрация муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области передала полномочия администрации муниципального образования «Е» Холмогорского муниципального района Архангельской области по обеспечению проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями; организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, созданию условий для жилищного строительства, иные полномочия органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, а также оказанию муниципальных услуг, предусмотренных жилищным законодательством.
Советом депутатов сельского поселения «Е» Холмогорского муниципального района Архангельской области от 7 октября 2022 г. № *** принято решение о ликвидации администрации сельского поселения «Е» Холмогорского муниципального района Архангельской области.
Собранием депутатов Холмогорского муниципального района Архангельской области от 18 октября 2022 г. принято решение № *** о ликвидации Администрации муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области. Решением Собрания депутатов Холмогорского муниципального округа от 10 ноября 2022 г. № *** учреждено новое юридическое лицо администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области, которая функционирует с 1 января 2023 г.
Решением Собрания депутатов Холмогорского муниципального округа от 10 ноября 2022 г. № *** установлено, что администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области является правопреемником ***».
В соответствии с Положением о Емецком территориальном отделе администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области от 8 декабря 2022 г. № ***, в границы ответственности Емецкого территориального отдела администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области входят территории деревень, а именно: ***.
Жилых помещений специализированного (маневренного) фонда на территории деревень, входящих в ответственность Емецкого территориального отдела администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области, не имеется.
Полагая, что администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области ненадлежащим образом осуществляет полномочия в жилищной сфере, чем нарушает права и законные интересы граждан из числа указанных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что принимаемые административным ответчиком меры, направленные на создание маневренного жилищного фонда являются явно недостаточными, что свидетельствует о ненадлежащем осуществлении администрацией полномочий в жилищной сфере, требующем судебного пресечения.
С таким выводом судебная коллегия соглашается.
Как верно отметил суд первой инстанции, отсутствие маневренного жилищного фонда на территории деревень, входящих в ответственность Емецкого территориального отдела администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области, в количестве, необходимом для обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в предоставлении временного жилья маневренного фонда на территории данных населенных пунктов, создает потенциальную угрозу нарушения прав населения при возникновении обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации. Самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения не может умалять закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право граждан на жилище.
Доводы административного ответчика об отсутствии потребности в маневренном жилищном фонде, реальной нуждаемости и необходимости создания в заявленных прокурором населенных пунктах маневренного фонда являются несостоятельными, поскольку создание такого фонда прямо предусмотрено законом и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе текущей нуждаемости, необходимости, целесообразности, количества лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма и т.д.
Назначение маневренного жилого фонда состоит в том, чтобы при возникновении определенных обстоятельств, в том числе непредвиденного, чрезвычайного характера, оперативно предоставить для временного проживания пригодное жилое помещение гражданам, оставшимся без жилья вследствие капитального ремонта, обращения взыскания на единственное жилое помещение, чрезвычайных и иных подобных обстоятельств.
Решение вопросов, связанных с обеспечением жильем во внеочередном порядке, требует значительных временных затрат, поэтому наличие маневренного жилищного фонда, предназначенного для временного проживания граждан на случай наступления непредвиденных, внезапно наступивших обстоятельств, является необходимой гарантией конституционного права на жилье (статья 40 Конституции Российской Федерации).
При этом отсутствие в достаточном количестве маневренного жилищного фонда на территории муниципального округа создает угрозу нарушения жилищных прав граждан, когда в силу определенных обстоятельств, перечисленных в статье 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, они остаются без жилья.
Таким образом, бездействие административного ответчика, не принимающего надлежащих мер к созданию на территории муниципального округа маневренного жилого фонда, не соответствует требованиям закона и нарушает права неопределенного круга лиц на жилище в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, что является основанием для удовлетворения заявленных требований прокурора и возложения на администрацию района обязанности по созданию маневренного жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно возложил на ответчика обязанность по формированию маневренного фонда только лишь в границах территории конкретных деревень, входящих в округ, поскольку предполагает наличие на территории остальных населенных пунктов округа маневренного жилья, судебной коллегией признаются необоснованными, поскольку суд не может изменить предмет или основание иска и обязан рассматривать дело в пределах требований, заявленных административным истцом. Предусмотренное статьей 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации право суда в определенных случаях выйти за пределы предмета заявленных требований не распространяется на дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Более того, обязанность по сознанию на всей территории муниципального округа маневренного жилого фонда лежит на ответчике независимо от наличия либо отсутствия судебного акта. Администрация Холмогорского муниципального округа Архангельской области вправе самостоятельно и в добровольном порядке создать на всей территории муниципального округа маневренный жилой фонд в количестве, необходимом для удовлетворения потребностей граждан.
Иные доводы апелляционной жалобы правового значения не имеют, поскольку не опровергают выводы суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не может рассматриваться в качестве достаточных оснований для отмены состоявшегося судебного решения.
Доводы жалобы не содержат ссылок на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов. Иное толкование подателем апелляционной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Холмогорского районного суда Архангельской области от 24 января 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Холмогорского муниципального округа Архангельской области - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Третий кассационный суд общей юрисдикции, а затем – в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 апреля 2023 г.
Председательствующий | Н.С. Моисеенко |
Судьи | Е.С. Костылева |
Е.В. Кучьянова |