КОПИЯ
Дело № 2-185/2020
Категория 2.№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 июля 2020 года Ленинский районный суд города Севастополя в составе: председательствующего судьи – Кукурекина К.В.,
при секретаре – Яцук Е.А.,
с участием помощника прокурора Нахимовского района города Севастополя – ФИО7
представителя ответчика – ФИО8, действующей на основании доверенности,
представителя ответчика – ФИО9, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Севастополе гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Нахимовского района г. Севастополя к Государственному бюджетному учреждению "Экологический центр" в интересах неопределенного круга лиц, третьи лица - Управление по промышленной безопасности, электроэнергетике и безопасности гидротехнических сооружений г. Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Главное Управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) о совершении понуждению определенных действий,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит суд обязать ГБУ «Экологический центр» в отношении следующих гидротехнических сооружений: <данные изъяты> выполнить следующие мероприятия в сфере обеспечения безопасности их эксплуатации: организовать постоянный и периодический контроль технического состояния гидротехнических сооружений, а также назначить лиц, ответственных за их техническое состояние и безопасную эксплуатацию; - произвести обследование гидротехнических сооружений и разработать декларацию их безопасности; разработать правила эксплуатации гидротехнических сооружений; застраховать гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии на гидротехнических сооружениях; обязать ГБУ «Экологический центр» зарегистрировать в Управлении государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя право оперативного управления в отношении следующих гидротехнических сооружений: комплекс ГТС пруда – <данные изъяты>
Исковые требования мотивированы тем, что прокурором района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон от 21.071997 №117-ФЗ) при содержании и эксплуатации гидротехнических сооружений, расположенных на территории Нахимовского района г. Севастополя.
На основании распоряжений Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № в оперативное управление ГБУ «Экологический центр» переданы гидротехнические сооружения: комплекс ГТС пруда – копань б/н в с. Вишневое, а также берегозащитные дамбы на реке Бельбек.
Названное имущество Департаментом по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя включено в Реестр собственности г. Севастополя.
Прокурором Нахимовского района г. Севастополя установлено, что ГБУ «Экологический центр» не выполняются требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и подзаконных актов при эксплуатации гидротехнических сооружений - комплекса ГТС пруда – копань б/н в с. Вишневое и берегозащитных дамб на реке Бельбек.
Выявленные прокуратурой района нарушения являются основанием для обращения с иском в суд в защиту неопределенного круга лиц о понуждении ГБУ «Экологический центр» принять меры к исполнению требований законодательства в сфере безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений и регистрации права оперативного управления на них.
Помощник прокурора Нахимовского района города Севастополя в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Судом установлено, что в соответствии со ст.3 Федерального закона от 21.071997 №117-ФЗ данные объекты являются гидротехническими сооружениями.
Безусловным требованием к эксплуатации гидротехнических сооружений является обеспечение эксплуатирующей организацией их безопасности, т.е. состояния, позволяющего обеспечить защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов (ст.3 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ).
Так, согласно ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ эксплуатирующая организация гидротехнических сооружений обеспечивает соблюдение обязательных требований законодательства при их эксплуатации, а также обязана организовать их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Эксплуатирующая организация обеспечивает контроль за показателями состояния гидротехнического сооружения, осуществляет оценку его безопасности, разрабатывает критерии безопасности гидротехнического сооружения, правила его эксплуатации, а также своевременно осуществляет разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения.
Обязанности финансирования мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечения его безопасности, а также работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий на гидротехническом сооружении возлагаются на эксплуатирующую организацию (ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ).
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ, п.п. 4, 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 №1303, эксплуатирующая организация с целью анализа и оценки безопасности гидротехнического сооружения, определения возможных источников опасности, выполняет обследование ГТС, на основании которого разрабатывает декларацию безопасности.
Согласно ст.15 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 №225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» организация, эксплуатирующая гидротехнические сооружения, обязана застраховать гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии на нем.
В соответствии ст.31 Закона г. Севастополя от 18.07.2014 №56-ЗС «Об основах управления государственным имуществом г. Севастополя» содержание объектов собственности г. Севастополя осуществляют пользователи таких объектов, если иное не предусмотрено законами г. Севастополя или решениями Правительства Севастополя.
Судом установлено, что ГБУ «Экологический центр» не выполняются требования Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» и подзаконных актов при эксплуатации гидротехнических сооружений - комплекса ГТС пруда – копань б/н в с. Вишневое и берегозащитных дамб на реке Бельбек.
Так, в нарушение ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ, п.6.1 Свода правил СП 58.13330.2012 «Гидротехнические сооружения. Основные положения» эксплуатирующей организацией не организован постоянный и периодический контроль технического состояния указанных гидротехнических сооружений, а также не назначены лица, ответственные за их техническое состояние и безопасную эксплуатацию.
Ответчиком в нарушение ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ, п.п. 4, 6, 7 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.11.1998 №1303, не произведено обследование указанных объектов, не разработана декларация их безопасности.
В нарушение ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ, п.п. 3, 4, 13 Требований к содержанию правил эксплуатации гидротехнических сооружений, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.10.2015 №395, не разработаны правила эксплуатации названных гидротехнических сооружений.
В нарушение ст. ст. 9, 15 Федерального закона от 21.07.1997 №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», ст.4 Федерального закона от 27.07.2010 №225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» ответчиком не обеспечено страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на гидротехническом сооружении.
Материалами дела установлено, что в 2019 году ГБУ «Экологический центр» не приняты меры по регистрации в Управлении государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя права оперативного управления на переданные объекты недвижимости.
По правилам ч.1 ст.130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.
В силу ч.1 ст.131 ГК Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с ч.3 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регистрация такого права – это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Кроме того, ч.6 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ предусматривает, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Отсутствие государственной регистрации права оперативного управления на указанные гидротехнические сооружения нарушает положения федерального законодательства в сфере государственной собственности и препятствует возможности расходования бюджетных средств на их содержание и обслуживание.
Непринятие ГБУ «Экологический центр» мер по обеспечению безопасного содержания и обслуживания гидротехнических сооружений, создает угрозу жизни и здоровью граждан, а также может причинить вред окружающей природной среде.
Учитывая установленные обстоятельства, поскольку доводы, изложенные в исковом заявлении прокурора опровергнуты не были, доказательств обратного ответчиками, не представлено, суд считает исковые требования Прокурора Нахимовского района законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Нахимовского района г. Севастополя к Государственному бюджетному учреждению "Экологический центр" в интересах неопределенного круга лиц, третьи лица - Управление по промышленной безопасности, электроэнергетике и безопасности гидротехнических сооружений г. Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Главное Управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) о совершении понуждению определенных действий – удовлетворить в полном объеме.
Обязать ГБУ «Экологический центр» в отношении следующих гидротехнических сооружений: <данные изъяты> выполнить следующие мероприятия в сфере обеспечения безопасности их эксплуатации:
- организовать постоянный и периодический контроль технического состояния гидротехнических сооружений, а также назначить лиц, ответственных за их техническое состояние и безопасную эксплуатацию;
- произвести обследование гидротехнических сооружений и разработать декларацию их безопасности;
- разработать правила эксплуатации гидротехнических сооружений;
- застраховать гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии на гидротехнических сооружениях.
Обязать ГБУ «Экологический центр» зарегистрировать в Управлении государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя право оперативного управления в отношении следующих гидротехнических сооружений: <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано сторонами в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд города Севастополя.
Решение изготовлено в окончательной форме <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>