Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 16 декабря 2019 года
Судья Старопромысловского районного суда <адрес> – Тепсуркаев А.В.,
при секретаре – ФИО2,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Гимназия № <адрес>» об обязании разработать и утвердить кодекс этики служебного поведения работников и локальный нормативный акт, предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ ««Гимназия № <адрес>»об обязании разработать и утвердить кодекс этики служебного поведения работников и локальный нормативный акт, предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов, мотивируя требования тем, что прокуратурой района в ноябре 2019 года проведена проверка исполнения МБОУ «Гимназия № <адрес>» (далее - Учреждение) требований законодательства о противодействии коррупции, в том числе выполнения обязанности по предупреждению коррупции, в ходе которой установлено, что по ранее выявленным нарушениям закона, меры по их фактическому устранению не приняты.
Так, в целях снижения коррупционной составляющей ст. 13.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ) обязывает организации независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств, принимать меры по предупреждению коррупции.
Частью 2 ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрен перечень соответствующих антикоррупционных мероприятий.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организаций, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учётом существующих в данном учреждении коррупционных рисков.
Согласно ч. 2 ст. 13.3 Федеральный закон № 273-ФЗ антикоррупционные мероприятия могут включать в себя:
1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;
3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
6) недопущение составления неофициальной отчетности и использованияподдельных документов.
Перечень действий, приведённый в части второй, исходя из ее формулировки, не является исчерпывающим. В данном случае, следует руководствоваться принципами эффективности и достаточности.
В целях реализации подп. «б» п. 25 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации положений Федерального закона «О противодействии коррупции», а также положений ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ министерством труда и социальной защиты Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ подготовлены методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Настоящие методические рекомендации разработаны для использования в организациях вне зависимости от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.
Согласно ст. 1 разд. 4 «Методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции», антикоррупционная политика организации представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений деятельности данной организации.
Задачами Методических рекомендаций являются: информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений; определение основных принципов противодействия коррупции в организациях; методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупциив организации.
Антикоррупционную политику и другие документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволит обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации.
Деятельность Учреждения сопровождается повышенными коррупционными рисками, поскольку связана с документированием операций хозяйственной деятельности, с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности Учреждения, в связи с чем, возникает необходимость проведения мероприятий, направленных на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.
Между тем, проведенной проверкой на предмет устранения ранее выявленных нарушений закона установлено, что по настоящее время в Учреждении меры, предусмотренные ст. 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ не приняты.
В частности, не разработаны и не утверждены кодекс этики служебного поведения работников и локальный нормативный акт, предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Непринятие вышеуказанных мер по противодействию коррупции ответчиком, делает невозможным исполнение требований закона о противодействии коррупции и неисполнимыми функции государства в сфере борьбы с коррупцией, что в целом негативно влияет на реализацию антикоррупционной политики государства, а, следовательно, нарушает интересы Российской Федерации.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО3, поддержала исковые требования прокурора по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Директор МБОУ «Гимназия № <адрес>» ФИО4 направила в суд письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, требования прокурора признает.
Изучив и исследовав материалы дела, выслушав старшего помощника прокурора – ФИО3, суд находит представленные в суд доказательства достаточными для рассмотрения дела по существу, а исковое заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит требованиям закона и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При таких обстоятельствах суд находит необходимым удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Гимназия № <адрес>» – удовлетворить в полном объеме.
Обязать МБОУ «Гимназия № <адрес>» разработать и утвердить кодекс этики служебного поведения работников и локальный нормативный акт, предусматривающий ответственность за составление неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР через Старопромысловский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.
Судья А.В. Тепсуркаев
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинник решения суда хранится в деле № – 1048/2019 г.
Копия верна:
Судья А.В. Тепсуркаев