ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-17829/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 8 декабря 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фроловой Т.В.,
судей Кожевниковой Л.П., Леонтьевой Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-295/2019 (УИД № 24RS0047-01-2019-000379-90) по иску прокурора Северо-Енисейского района Красноярского края действующего в интересах Агиенко Зинаиды Викторовны к Администрации Северо-Енисейского района, Министерству строительства Красноярского края о включении периода прохождения службы в органах МВД в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о признании незаконным решения жилищной комиссии Северо-Енисейского района о снятии с учета и исключении из очереди нуждающихся в переселении из района Крайнего Севера и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета
по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 18 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 08 июля 2020 г.,
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В., пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Маслаковой О.Г., полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
установила:
Прокурор Северо-Енисейского района обратился в суд в интересах Агиенко З.В. с иском к Администрации Северо-Енисейского района, Министерству строительства Красноярского края о включении периода прохождения службы в органах МВД в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о признании незаконным решения жилищной комиссии Северо-Енисейского района от 23.09.2019 о снятии с учета и исключении из очереди нуждающихся в переселении из района Крайнего Севера и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
В обоснование своих требований указал, что 24.12.2015 Агиенко З.В. поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Решением районной жилищной комиссии от 23 сентября 2019 г. № 64 Агиенко З.В. была снята с учета и исключена из очереди граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с изменением условий и утратой оснований для признания гражданина нуждающимся в переселении из района Крайнего Севера и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета. Основанием для исключения из списка Агиенко З.С. является отсутствие необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера. При этом в стаж работы в районах Крайнего Севера не засчитано время службы в органах внутренних дел ОВД России по Северо-Енисейскому району с №
Прокурор просил включить период прохождения Агиенко З.В. службы в органах МВД России по Северо-Енисейскому району с № в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, признать решение жилищной комиссии администрации Северо-Енисейского района от 23.09.2019 о снятии с учета и исключении из очереди Агиенко З.В. незаконным.
Решением Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 18.12.2019 исковые требования прокурора удовлетворены. Включены периоды службы Агиенко Зинаиды Викторовны в органах МВД России по Северо-Енисейскому району Красноярского края с № в общий стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" для получения жилищной субсидии на переселение из районов Крайнего Севера по категории инвалиды.
Решение жилищной комиссии администрации Северо-Енисейского района от 23.09.2019 о снятии с учета и исключении из очереди Агиенко Зинаиды Викторовны в связи с изменением условий в результате утраты оснований для признания гражданина нуждающимся в переселении из района Крайнего Севера и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, признано незаконным.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 08.07.2020 решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 18.12.2019 оставлено без изменения.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставило вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Агиенко З.В. проходила службу в период с № в органах МВД России, расположенных в районах Крайнего Севера (стаж службы №), имеет иной стаж работы в районах Крайнего Севера, который при сложении со стажем службы в органах внутренних дел превышает 15 лет.
24.12.2015 Агиенко З.В. была поставлена на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий на основании Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", включена в список по очереди «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности).
23.09.2019 решением комиссии Администрации Северо-Енисейского района Агиенко З.В. была снята с учета и исключена из очереди граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий. Основанием исключения явилось отсутствие необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера, поскольку при исчислении стажа истицы был исключен период службы в органах внутренних дел со ссылкой на то, что период службы отнесен к иным периодам, засчитываемым в страховой стаж, и не может быть учтен при исчислении стажа в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Общая продолжительность стажа Агиенко З.В. без учета периода службы составляет 9 лет 5 месяцев 25 дней, то есть менее 15 лет.
Разрешая и удовлетворяя заявленные требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривает при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а наличие специального трудового стажа имеет значение в иных случаях, в частности для назначения пенсии за выслугу лет в силовых структурах, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом исключение периода службы в органах внутренних дел в условиях Крайнего Севера из стажа, противоречит положениям с Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", поскольку в таком случае истец, работая в тех же тяжелых природно-климатических условиях, что и граждане, работающие в иных организациях в районах Крайнего Севера, будет лишен в отличие от них права на получение жилищной субсидии.
С выводами суда согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
В силу статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Статья 3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривает, что постановка на учет граждан, нуждающихся в получении жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии с абзацем 4 статьи 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий трудовой стаж.
Руководствуясь вышеприведенными нормами действующего законодательства, принимая во внимание, что в рамках Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета требуется установить наличие трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального трудового стажа, имеющего значение для назначения пенсии за выслугу лет на службе в органах внутренних дел, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, суды первой и апелляционной инстанций правомерно пришли к выводу об удовлетворении требований, заявленных прокурором в интересах Агиенко З.В.
Доводы жалобы о том, что статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" устанавливает требования непосредственно к продолжительности стажа работы и не учитывает иные периоды, к каковым отнесены периоды службы в органах внутренних дел, указанный Федеральный закон не имеет цели обеспечивать жилищными субсидиями граждан, проходящих службу в силовых ведомствах, основаны на неверном толковании норм права.
Доводы о том, что в нарушение требований статей 67, 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судами первой и апелляционной инстанций не дана правовая оценка доводу Минстроя России о том, что выделение средств из федерального бюджета осуществляется в строгом соответствии с бюджетном законодательством Российской Федерации не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений.
При этом, поскольку судами правильно применены нормы материального права к спорным правоотношениям ссылка в жалобе на иные специальные законы, регулирующие вопросы предоставления социальных гарантий сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти не является основанием для отмены обжалуемых по существу правильных судебных постановлений.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, не опровергают правильных выводов судов первой и апелляционной инстанций и не могут явиться основанием для отмены обжалуемых постановлений в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 18 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 08 июля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева