АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2020 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе:
председательствующего судьи Дука Е.А.,
судей: Максименко И.В., Ковалёва А.А.,
при секретаре Щербина О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалева Алексея Владимировича к администрации города Нефтеюганска о взыскании компенсации за несвоевременно выплаченное денежное содержание, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца Ковалева Алексея Владимировича на решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 июня 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Ковалеву Алексею Владимировичу к администрации города Нефтеюганска о взыскании компенсации за несвоевременно выплаченное денежное содержание, компенсации морального вреда отказать за необоснованностью».
Заслушав доклад судьи Максименко И.В., судебная коллегия
установила:
Ковалев А.В. обратился в суд с иском к администрации города Нефтеюганска (далее Администрация) о взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в размере 15 928 рублей 22 копейки, морального вреда в размере 50 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 27 августа 2019 года в пользу Ковалева А.В. с Администрации взыскано денежное поощрение по результатам работы за 2018 год в сумме 68 156 рублей 71 копейки, которое относится к выплатам по заработной плате. Денежные средства получены истцом 2 июня 2020 года. В связи с чем, в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, истцу должна быть выплачена компенсация за период задержки, взысканной судом суммы с 12 января 2019 года по 2 июня 2020 года.
Истец Ковалев А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации Зебницкая Е.А. требования не признала.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе истец Ковалев А.В. просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований. Считает необоснованной ссылку суда на позицию Конституционного Суда в определениях от 11 мая 2012 года № 804-О и от 13 февраля 2018 г. № 249-О. Выражает несогласие с выводами суда о том, что к данным правоотношениям положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации применению не подлежат, на том основании, что данная норма закона не предусматривает ответственности за неисполнение решений судов. Из статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что указанная компенсация подлежит начислению по день фактической выплаты работнику причитающихся ему сумм вне зависимости от принятия судебного акта о взыскании данных денежных средств. В противном случае теряется смысл дополнительных гарантий и защиты работников от нарушения их прав работодателем, установленный статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку работодатель «грубо» нарушающий права работников на своевременную выплату заработной платы и восстанавливающий их права только после решения суда, ставится в экономически более выгодное положение, так как избегает ответственности. По данному делу юридически значимыми являлись обстоятельства, связанные с порядком исполнения судебного решения за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а именно когда был получен и предъявлен исполнительный лист в соответствующий орган муниципального казначейства. Исполнительный лист истец получил 23 марта 2020 года и на следующий день 24 марта 2020 года предъявил его к исполнению.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Ковалев А.В. ответчик Администрация не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причине неявки не сообщил, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены в апелляционном порядке решения суда, поскольку оно постановлено не в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 августа 2019 года установлено, что Ковалев А.В. с 12 февраля по 27 июня 2018 года работал директором департамента градостроительства и земельных отношений Администрации, уволен на основании заявления от 8 июня 2019 года по собственному желанию. Согласно распоряжению Администрации № 7-р от 10 января 2019 года о премировании по результатам работы за 2018 год принято решение о премировании в размере до 0,5 месячного фонда оплаты труда главу города, должностных лиц Администрации, муниципальных служащих администрации города Нефтеюганска, руководителей Администрации, в том числе департамента градостроительства и земельных отношений Администрации. Денежное поощрение по результатам работы за 2018 годы Ковалеву А.В. не было выплачено. Указанным решением с Администрации в пользу Ковалева А.В. взыскано денежное поощрение по результатам работы за 2018 год в размере 68 156 рублей 71 копейки, компенсация морального вреда в размере 5 000 рублей. Решение суда на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 11 февраля 2020 года вступило в законную силу.
24 марта 2020 года Ковалев А.В. обратился в Администрацию с заявлением о выплате денежных средств по решению Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 августа 2019 года, приложив исполнительный лист.
Денежные средства, взысканные по решению Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 августа 2019 года, выплачены Ковалеву А.В. 2 июня 2020 года.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что материальная ответственность работодателя за неначисленное денежное содержание при увольнении, которое впоследствии взыскано решением суда, положением статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрена. Кроме того, ссылаясь нормы статей 10, 242.1, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, посчитал, что в связи с тем, что истец обратился с заявлением о выплате денежных средств 24 марта 2020 года, 2 июня 2020 года они были перечислены Ковалеву А.В., то есть в течение трех месяцев, то сроки выплаты денежных средств на основании судебного по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации соблюдены.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относится в том числе федеральный бюджет.
Отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются главой 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 и пунктом 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не может превышать трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение с обязательным приложением документов, названных в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 11 мая 2012 года № 804-О и от 13 февраля 2018 года № 249-О, в абзаце первом пункта 6 его статьи 242.2 сделана специальная оговорка относительно срока исполнения соответствующих судебных актов - три месяца со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Содержащиеся в этой норме законоположения, закрепляющие особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе сроки для исполнения судебных актов, направлены на защиту интересов взыскателя, предполагают совершение взыскателем активных действий по получению взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов - исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта и заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства, в связи с чем процедура исполнения судебного акта, как предусматривающая расходование бюджетных средств, не может быть начата без непосредственного волеизъявления лица, в чью пользу взыскиваются денежные средства. Таким образом, в системе действующего правового регулирования предусмотрен специальный - трехмесячный - срок на исполнение судебных актов по искам к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, исчисляемый со дня поступления соответствующих исполнительных документов, направление которых обусловлено активными действиями со стороны самого взыскателя.
Вышеуказанные нормативные положения и правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации определяют порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В данном случае имеет место взыскание с бюджета Администрации города, то есть с бюджета муниципального образования, что нельзя отнести к бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд к данным правоотношениям применил нормы права, не подлежащие применению.
Вывод суда материальная ответственность работодателя за неначисленное денежное содержание при увольнении, которое впоследствии взыскано решением суда, положением статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации не предусмотрена, также является неверным.
Так, работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей сроки расчета с работником при увольнении, предусмотрено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно части 1 статьи 142 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с данным кодексом и иными федеральными законами.
Правила материальной ответственности работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, содержатся в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм (часть 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. А также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 августа 2019 года установлено, что согласно распоряжению Администрации № 7-р от 10 января 2019 года о премировании по результатам работы за 2018 год принято решение о премировании в размере до 0,5 месячного фонда оплаты труда, в том числе и руководителя департамента градостроительства и земельных отношений Администрации. Денежное поощрение по результатам работы за 2018 годы в размере 68 156 рублей 71 копейки Ковалеву А.В. выплачено не было.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что установленное распоряжением Администрации № 7-р от 10 января 2019 года премирование в размере до 0,5 месячного фонда оплаты труда относится к обязательной выплате, а учитывая, что указанная выплата должна была выплачена Ковалеву А.В. после 10 января 2019 года, то работодатель обязан выплатить истцу задолженность по премии с уплатой процентов, предусмотренных статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
При определении размера подлежащих взысканию в пользу Ковалева А.В. процентов за задержку выплаты заработной платы в виде премии по итогам работы за 2018 год, судебная коллегия полагает необходимым исчислять их исходя из периодов задержки выплаты таковой, то есть с 12 января 2019 года и до дня выплаты 1 июня 2019 года, исходя из ключевой ставки и процентной ставки рефинансирования (учетной ставки), установленные Банком России, что составит:
- с 12 января 2019 года по 16 июня 2019 года (68 156-71 (размер премии) х 155 дней х 1/150 х 7,75%) в размере 5 458 рублей 22 копеек;
- с 17 июня 2019 года по 28 июля 2019 года (68 156-71 (размер премии) х 42 дня х 1/150 х 7,5%) в размере 1 431 рубля 29 копеек;
- с 29 июля 2019 года по 8 сентября 2019 года (68 156-71 (размер премии) х 40 дней х 1/150 х 7,25%) в размере 1 317 рублей 70 копеек;
- с 9 сентября 2019 года по 27 октября 2019 года (68 156-71 (размер премии) х 49 дней х 1/150 х 7%) в размере 1 558 рублей 52 копеек;
- с 28 октября 2019 года по 15 декабря 2019 года (68 156-71 (размер премии) х 48 дней х 1/150 х 6,5%) в размере 1 417 рублей 66 копеек;
- с 16 декабря 2019 года по 9 февраля 2020 года (68 156-71 (размер премии) х 54 дня х 1/150 х 6,25%) в размере 1 533 рублей 53 копейки;
- с 10 февраля 2020 года по 26 апреля 2020 года (68 156-71 (размер премии) х 77 дней х 1/150 х 6%) в размере 2 099 рублей 23 копеек;
- с 27 апреля 2020 года по 1 июня 2020 года (68 156-71 (размер премии) х 35 дней х 1/150 х 5,5%) в размере 874 рубля 68 копеек.
Общая сумма, подлежащая взысканию в пользу Ковалева А.В. процентов за задержку выплаты суммы денежного поощрения по результатам работы за 2018 год, предусмотренных статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, составит 15 690 рублей 83 копейки.
Установив нарушение трудовых прав Ковалева А.В., судебная коллегия, руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, полагает подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей. Данная сумма является разумной и справедливой.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 16 июня 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым взыскать с администрации города Нефтеюганска в пользу Ковалева Алексея Владимировича компенсацию за несвоевременно выплаченное денежное содержание в размере 15 690 рублей 83 копейки, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
Председательствующий Дука Е.А.
Судьи Максименко И.В.
Ковалёв А.А.