Дело № 2-3369/2022
УИД 39RS0001-01-2022-002816-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2022 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Нартя Е.А.,
при секретаре Ладугиной Б.Г.,
с участием представителя истца Рудько А.В., представителя ответчика ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» Алпатовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Русских О.А. к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной политики Калининградской области об оспаривании решений об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, возмещении материального ущерба, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Истец Русских О.А. в лице представителя по доверенности Рудько А.В. обратилась в суд к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной политики Калининградской области, указав в обоснование, что 18.01.2022 через портал Госуслуги Русских О.А. в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» было подано заявление № 1735317539 о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетнего сына Рудько Тимофея Андреевича 30.10.2014 года рождения, однако решением ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» №30 от 31.01.2022 в предоставлении ежемесячной выплаты ей было отказано в виду отсутствия у заявителя дохода за период с 01.09.2020 по 31.08.2021. С данным решением Центра истец не согласна, поскольку 30.08.2021 ею был заключен договор авторского заказа на произведение изобразительного искусства, в рамках которого ей была выдана предоплата, полный расчет произведен 06.11.2021, что соответствует пп.12 Порядка и условий и считается доходом.
На основании изложенного просила суд признать право на получение денежной выплаты на ребенка по заявлению № 1735317539 от 18.01.2022, признать решение ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» № 30 от 31.01.2022 незаконным, обязать ответчика назначить и выплатить ежемесячную денежную выплату на ребенка от 3-х до 7-ми лет в установленном порядке, взыскать расходы по уплате государственной пошлины 300 рублей.
В ходе рассмотрения дела истец уточнила исковые требования, указывая, что 13.12.2021 через портал Госуслуги Русских О.А. в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» было подано заявление № 1687401548 о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на несовершеннолетнего сына Рудько Тимофея Андреевича 30.10.2014 года рождения, однако решением ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» № 10 от 18.01.2022 в предоставлении ежемесячной выплаты было отказано в виду отсутствия у заявителя или трудоспособных членов его семьи (супруга) доходов за период с 01.08.2020 по 31.07.2021. С данным решением Центра истец не согласна, полагает, что данным решением нарушены ее права.
На основании изложенного, с учетом неоднократных уточнений (последнее уточнение от 28.07.2022 вх.№10010/б), окончательно просила суд:
- признать право на получение денежной выплаты за заявлению от 18.01.2022 № 1735317539, признать решение ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» № 30 от 31.01.2022 незаконным, обязать Центр назначить ежемесячную выплату на ребенка со дня подачи заявления, взыскать расходы по оплате госпошлины 300 рублей; взыскать с Министерства социальной политики Калининградской области компенсацию морального вреда 500 рублей;
- признать недействительным (ничтожным) оспариваемое в рамках данного дела Решение об отказе № 10 от 18.01.2022; обязать ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» возместить материальный ущерб, нанесенный Русских О.А. и Рудько Т.А. вынесением недействительного решения в размере и из расчета 1/30 часть от 100% прожиточного минимума на душу населения Калининградской области за каждый день с 13.12.2021 по 02.02.2022, то есть за весь период, в который денежная выплата должна была выплачиваться, но не была назначена и осуществлена из-за действий ответчиков, приведших к неисполнению государственной услуги в должном объеме. Возмещение ущерба может быть осуществлено путем назначения и осуществления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в порядке, установленном законодательством РФ со дня подачи заявления № 1687401548 с 13.12.2021 по 02.02.2022 или за счет средств регионального бюджета Калининградской области; обязать Министерство социальной политики Калининградской области возместить моральный вред истцу в размере 500 рублей, обязать Министерство социальной политики возместить судебные издержки или ОГКУ «Центр социальной поддержки населения», в размере государственной пошлины, уплаченной истцом – 300 рублей.
Истец Русских О.А., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, направив для участия в деле представителя по доверенности Рудько А.В., который заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, указав, что ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» неверно трактует положения законодательства, которыми предусмотрено назначение спорного пособия. Отсутствие дохода у Русских О.А. в спорный период, в частности, связано с обучением заявителя в образовательном учреждении высшего образования по очной форме обучения и неполучением стипендии. Заполняя форму для обращения на портале «Госуслуги», заявитель указала на наличие такого обстоятельства, возможности прикрепления на сайте подтверждающих документов не имелось, какого-либо обращения от ответчика о необходимости предоставления дополнительных документов в личный кабинет заявителя не поступило, в связи с чем, заявитель полагала, что указание в анкете на уважительные причины отсутствия дохода является достаточным. Кроме того, подтверждающие обучение документа направлялись ответчику в рамках рассмотрения иного судебного спора в Центральном районном суде г. Калининграда, таким образом данная информация у ответчика имелась.
Представитель ответчика ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» Алпатова А.В. возражала против удовлетворения настоящего искового заявления по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указала, что основанием для отказа в предоставлении выплаты являлось отсутствие у заявителя доходов в расчетном периоде с 01.09.2020 по 31.08.2021 (по решению Центра от 31.01.2022 №30), и в расчетном периоде с 01.08.2020 по 31.07.2021 (по решению Центра № 10 от 18.01.2022). Сведения о доходах по договору авторского заказа в налоговом периоде 2021 года на момент обращения в ноябре 2021 г. в налоговых органах отсутствовали. В дальнейшем, с февраля 2022, с учетом таких сведений пособие Русских О.А было назначено.
Министерство социальной политики Калининградской области в судебное заседание не явилось, судом извещено надлежаще.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности на основании ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ«О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).
Дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей установлены Указом Президента РФ 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Указ Президента РФ).
Пунктом 1 Указа Президента РФ с 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении (далее по тексту - основные требования).
Согласно пункту 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. N 199, установлен Постановлением Правительства Калининградской области от 13 апреля 2020 года N 194 (далее – Порядок и условия).
Согласно пп. 3 п. 12, п. 13 Порядка и условий заявление о назначении ежемесячной выплаты подается в областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг», в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 384.
Основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты является, в том числе, отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами 1, 2 (в части пенсий), 3, 6, 10, 12-14, 16 пункта 31 настоящих порядка и условий, за период, предусмотренный пунктом 32 настоящих порядка и условий для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период, в частности, если заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу, заявитель или члены его семьи младше 23 лет обучались в образовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию (пп.пп. 5, 7 п. 22 Порядка и условий).
Указанные положения Порядка и условий согласуются с положениями Постановления Правительства РФ от 31.03.2020 N 384, согласно пп.пп. «д», «ж» п. 16 которых основаниями для отказа в назначении ежемесячной выплаты является отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в" (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), "ж", "л", "н" - "п" и "с" пункта 21 настоящих основных требований, за расчетный период, предусмотренный пунктом 22 настоящих основных требований, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период, в частности заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу; заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию.
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 постановления N 384).
Как установлено судом, 13.12.2021 истец Русских О.А. посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг подала заявление № 1687401548 по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, о назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а именно на сына Рудько Т.А., 30.10.2014 года рождения, указав основные и дополнительные сведения о себе и членах своей семьи.
Как следует из копии свидетельства о заключении брака I-PE № 625914 от 31.12.2011 истец Русских О.А. и Рудько А.В. являются супругами, которые имеют двух несовершеннолетних детей Рудько Д.А., 12.06.2012 года рождения, и Рудько Т.А., 30.10.2014 года рождения (свидетельства о рождении I-PE № 720429 от 03.06.2012 и I-PE № 763783 от 18.11.2014).
По результатам рассмотрения названного выше заявления истца, а также на основании сведений, полученных в рамках межведомственного взаимодействия, ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» было принято решение № 10 от 18.01.2022 об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно – Рудько Т.А., 30.10.2014 года рождения, на основании пп. 7 п. 22 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 13.04.2020 № 194 (в ред. от 23.04.2021), в связи с отсутствием у заявителя или трудоспособных членов его семьи (супруга) (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных пп. 1,2 (в части пенсий), 3, 6, 10, 12-14, 16 п. 31, за период, предусмотренный п. 32 Порядка и условий, а именно – у заявителя отсутствует доход за период с 01.08.2020 по 31.07.2021.
В силу п. 15 Порядка и условий документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 384 (далее - перечень), запрашиваются Центром в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»и (или) представляются заявителем.
Административным регламентом предоставления государственной услуги по предоставлению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет утвержденным Приказом от 03.11.2021 Правительства Калининградской области № 87-НПА установлен исчерпывающий перечень документов, получаемых по каналам межведомственного взаимодействия, в том числе, в соответствии с п.п. 15 сведения о наличии статуса безработного или ищущего работу в период, за который рассчитывается среднедушевой доход семьи, - до 31 декабря 2021 года посредством запроса по защищенным каналам связи в государственном казенном учреждении Калининградской области "Центр занятости населения"; с 1 января 2022 года через информационно-аналитическую систему "Общероссийская база вакансий "Работа в России" в Федеральной службе по труду и занятости; сведения о доходах по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности - через АИС "Налог-3" в ФНС России (пп.19).
В пп. 23 п.25 регламента установлено, что сведения о размере доходов по договорам авторского заказа предоставляются заявителем в случае, если данные сведения отсутствуют в информации, полученной Центром в соответствии с п.29 Административного регламента.
Одновременно с заявлением заявителем представляются в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации следующие документы (сведения), в том числе о факте обучения заявителя или членов его семьи младше 23 лет в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения; о факте неполучения стипендии в случае обучения заявителя или членов его семьи младше 23 лет в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения; о размере доходов по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности (пп.5,6, 22 п.16 Порядка).
Состав, последовательность и сроки выполнения административных действий при приеме и регистрации Заявления, поступившего через Единый портал государственных и муниципальных услуг, указаны в пунктах 102-106 Административного регламента.
При подаче Заявления с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Заявителем в течение 10 рабочих дней со дня регистрации Центром Заявления представляются при личном посещении Центра оригиналы документов, предусмотренных пунктом 25 Административного регламента (п.100).
При заполнении формы заявления на Портале, в случае выбора заявителем одного из оснований в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации документы одновременно с формированием заявления формируется предупреждение о необходимости представления дополнительных документов и перечень в соответствии с выбранным основанием, соответственно, таким образом осуществлялось информирование заявителя о перечне подтверждающих избранное основание документов.
В обоснование уважительности причин отсутствия у заявителя дохода в расчетный период Русских О.А. отмечен в заявлении пункт «заявитель или члены его семьи младше 23 лет обучались в образовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию». При избрании заявителем данного пункта, формируется предупреждение о необходимости представить подтверждающие факт прохождения заявителем обучения и неполучения стипендии документы.
Согласно имеющимся в деле документам, Русских О.А. является студенткой ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта» очной формы обучения по основным образовательным программам по контрактной основе, специальность/направление «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (бакалавриат)», зачислена приказом ректора № 2761 от 29.08.2020.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что в период с 30.04.2020 по 30.04.2021 истец находилась на регистрационном учете в Центре занятости населения в качестве безработного, с 08.04.2020 по 02.06.2020 на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы, получая пособие по безработице в период с 30.04.2020 по 30.09.2020.
Учитывая, что истец Русских О.А. в период с 30.04.2020 по 30.09.2020 получала пособие по безработице, а с 29.08.2020 и по настоящее время является студенткой образовательного учреждения высшего образования по очной форме обучения по контрактной основе, не получая стипендию, суд приходит к выводу о том, что у заявителя имелось право на получение выплаты исходя из расчетного периода с 01.08.2020 по 31.07.2021.
В ходе судебного разбирательства представитель истца не оспаривал факт невозможности получения Центром в рамках межведомственного взаимодействия сведений от доходов от договора авторского заказа, полученного в налоговом периоде 2021 г., поскольку на дату обращения – 13.12.2021 сведения о доходах Русских О.А. не декларировались, соответственно сведения о них в налоговом органе отсутствовали.
В дальнейшем, после получения Центром сведений о доходах от договора авторского заказа, с 02.02.2022 Русских О.А. назначена выплата спорного пособия.
Установлено, что обязательства по предоставлению подтверждающих документов заявителем не исполнены. Как пояснял представитель истца, истец полагала, что договор об обучении на контрактной основе, что в свою очередь свидетельствует о неполучении стипендии, в Центре имеются, поскольку направлялись в рамках рассмотрения иного гражданского дела, в котором Центр привлечен в качестве ответчика. Однако, указанные доводы истца не нашли своего подтверждения и противоречат представленным Центром журналом регистрации входящих документов № 430/с.
При таком положении, оспариваемое истцом решение ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» от 18.01.2022 № 10 об отказе в предоставлении государственной услуги предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возврате от трех до семи лет включительно формально соответствует нормативным положениям, регламентирующим порядок и условия его приятия.
Как следует из представленных суду документов, принятое Центром решение № 10 от 18.01.2022 подписано уполномоченным должностным лицом Центра с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи посредством информационной системы Министерства социальной политики, что следует из п.5 Положения о Министерстве социальной политики Калининградской области, утверждённого постановлением Правительства Калининградской области от 28.10.2005 № 13. В этой связи доводы истца о том, что оспариваемое решение является недействительным (ничтожным), поскольку было подписано организацией, не имеющей на то полномочий, подлежат отклонению.
Вместе с тем, добросовестность гражданина (получателя социальных гарантий) презюмируется. Основания для указания в анкете на наличие обстоятельств, обуславливающих отсутствие у нее доходов в расчетный период, подтверждены в ходе судебного разбирательства.
Фактически право на получение спорного пособия на дату обращения – 13.12.2021 у Русских О.А. имелось, о чем заявитель указала.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").
Статьей 3 указанного федерального закона определены цели оказания государственной социальной помощи, в их числе поддержка уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений следует, что целями государственной социальной помощи, которая может осуществляться, в том числе, в виде денежных выплат, является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также снижение уровня социального неравенства и повышения доходов населения.
Ограничение права на получение государственной социальной помощи по формальным основаниям является недопустимым.
Принимая во внимание совокупность представленных доказательств, с учетом приведенных выше норм права, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению, считает необходимым отменить решение Центра от 18.01.2022 № 10 об отказе в предоставлении Русских О.А. государственной услуги в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возврате от трех до семи лет включительно.
Между тем, установлено, что вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Калининграда от 08.09.2022 № 2-3314/2022 на Центр возложена обязанность выплатить Русских О.А. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на Рудько Т.А., 30.10.2014 года рождения, за период с 05.11.2021 по 02.02.2022.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований истца в части возложения на Центр обязанности возместить материальный ущерб путем назначения и осуществления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в порядке, установленном законодательством РФ со дня подачи заявления № 1687401548 с 13.12.2021 по 02.02.2022, не имеется, поскольку такая выплата истцу назначена по решению вышеуказанного решения суда от 08.09.2022, при этом доказательств причинения истцу ответчиком ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» материального ущерба не представлено.
Что касается требований истца о признании решения ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» № 30 от 31.01.2022 незаконным, суд учитывает следующее.
Как установлено судом, 18.01.2022 истец Русских О.А. посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг подала заявление № 1735317539 по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384, о назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а именно на сына Рудько Т.А., 30.10.2014 года рождения, указав основные и дополнительные сведения о себе и членах своей семьи.
По результатам рассмотрения названного выше заявления истца, а также на основании сведений, полученных в рамках межведомственного взаимодействия, ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» было принято решение № 30 от 31.01.2022 об отказе в предоставлении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно – Рудько Т.А., 30.10.2014 года рождения, на основании пп. 7 п. 22 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 13.04.2020 № 194 (в ред. от 23.04.2021), в связи с отсутствием у заявителя или трудоспособных членов его семьи (супруга) (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных пп. 1,2 (в части пенсий), 3, 6, 10, 12-14, 16 п. 31, за период, предусмотренный п. 32 Порядка и условий, а именно – у заявителя отсутствует доход за период с 01.09.2020 по 31.08.2021.
В обоснование уважительности причин отсутствия у заявителя дохода в расчетный период Русских О.А. отмечен в заявлении пункт «заявитель или члены его семьи младше 23 лет обучались в образовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию».
К заявлению приложена справка № 54242 от 24.01.2022, согласно которой Русских О.А. является студенткой 2 курса ФГАОУ ВО «БФУ им. И. Канта» очной формы обучения по основным образовательным программам по контрактной основе, специальность/направление «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (бакалавриат)», зачислена приказом о зачислении № 2761 от 01.09.2020. Начало периода обучения: 01.09.2020, предполагаемая дата окончания обучения – 31.08.2025.
Кроме того, из материалов дела усматривается, что в период с 30.04.2020 по 30.04.2021 истец находилась на регистрационном учете в Центре занятости населения в качестве безработного, с 08.04.2020 по 02.06.2020 на регистрационном учете в целях поиска подходящей работы, получая пособие по безработице в период с 30.04.2020 по 30.09.2020.
В силу п.29 вышеназванного Порядка и условий, в состав семьи, учитываемый при определении права на получение ежемесячной выплаты, в том числе в целях расчета среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель) или опекун ребенка, подавшие заявление, его супруг (супруга), несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).
Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (п.32 Порядка и условий).
Таким образом, из буквального толкования п.29 Порядка допускается отсутствие у заявителя доходов, за период, предусмотренный п.32 настоящего порядка и условий для назначения ежемесячной выплаты, в том числе, если заявитель или члены его семьи младше 23 лет обучались в образовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию, при этом ограничения по возрасту, установленные в данном случае, относятся не к заявителю, а к членам его семьи (детям в возрасте до 23 лет).
При таких обстоятельствах, учитывая, что истец Русских О.А. в период с 30.04.2020 по 30.09.2020 получала пособие по безработице, а с 29.08.2020 и по настоящее время является студенткой образовательного учреждения высшего образования по очной форме обучения по контрактной основе, не получая стипендию, суд приходит к выводу о том, что у заявителя имелось право на получение выплаты исходя из расчетного периода с 01.09.2020 по 31.08.2021.
В этой связи отказ в назначении пособия по основаниям отсутствия у заявителя дохода в указанном расчетном периоде нельзя признать правомерным.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым отменить решение Центра № 30 от 31.01.2022 об отказе в предоставлении Русских О.А. государственной услуги в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возврате от трех до семи лет включительно.
Между тем, как указано выше, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Калининграда от 08.09.2022 № 2-3314/2022 на Центр возложена обязанность выплатить Русских О.А. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на Рудько Т.А., 30.10.2014 года рождения, за период с 05.11.2021 по 02.02.2022.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований истца в части возложения на Центр обязанности назначить ежемесячную выплату на ребенка со дня подачи заявления, не имеется.
Что касается заявленных требований о взыскании с Министерства социальной политики Калининградской области компенсации морального вреда, то они также удовлетворены быть не могут по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с вышеуказанным Порядком и условиями предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимаются Центром социальной поддержки населения.
Каких-либо решений об отказе в назначении ежемесячной выплаты Русских О.А. Министерством социальной политики Калининградской области не принималось, в компетенцию Министерства социальной политики Калининградской области принятие таких решений не входит, при этом из доводов истца не усматривается, что со стороны Министерства имели место действия, нарушающие ее личные неимущественные права, в связи с чем оснований для взыскания с Министерства социальной политики Калининградской области в пользу истца компенсации морального вреда в общем размере 1000 рублей не имеется.
В качестве подлежащих взысканию судебных расходов истцом заявлено 300 рублей – государственная пошлина за подачу искового заявления в суд.
Суд относит данные расходы к судебным и, поскольку исковые требования удовлетворены частично, то и данные расходы в силу ст.98 ГПК РФ подлежат взысканию с надлежащего ответчика Центра социальной поддержки населения в полном объеме.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Русских О.А. – удовлетворить частично.
Отменить решения ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» от 18.01.2022 № 10, от 31.01.2022 № 30 об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
В остальной части иска – отказать.
Взыскать с ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» в пользу Русских Ольги Александровны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2022 года.
Судья Е.А. Нартя