Дело № 2а-443/2018
УИД- 24RS0012-01-2018-000396-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 декабря 2018 года Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи |
Мальченко А.А., |
при секретаре |
Мальчонко Ю.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кобзева Андрея Сергеевича к администрации города Дивногорска о признании незаконным решения и возложении обязанности рассмотреть ранее поданное заявление,
Установил:
Кобзев А.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать решение администрации города Дивногорска № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков с кадастровыми номерами № из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для жилищного строительства в аренду сроком на 20 лет в порядке ст. 39.18 ЗК РФ незаконным и обязать в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу вернуться к рассмотрению ранее поданных заявлений вх. №, №, №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ для принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков с кадастровыми номерами № по правилам ст. 39.18 ЗК РФ; возложить на администрацию г. Дивногорска обязанность, предоставить в суд сообщение об исполнении решения по административному делу по оспариванию решения, и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу; установить прогрессивную шкалу для администрации МО г. Дивногорск Красноярского края для расчета компенсации в пользу административного истца за неисполнение судебного акта по истечении 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу в следующем порядке: первая неделя неисполнения решения суда- 1000 рублей за неделю, вторая неделя – 1500 рублей в неделю, третья неделя- 2000 рублей в неделю и так далее по возрастающей.
В обоснование требований указал, что 22 декабря 2017 подал заявления о предоставлении земельных участков, но решением № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков в связи с тем, что земельные участки находятся на землях железнодорожного транспорта, также отказ мотивирован тем, что вид разрешенного использования указанных в заявлениях земельных участков поименован как малоэтажная жилая застройка.
Полагает отказ необоснованным, так как данные земельные участки не прилегают к железнодорожным путям, о чем свидетельствуют установленные границы земельных участков, внесенные в ЕГРН. Кроме того, указывает, что особые условия использования земельного участка и режим хозяйственной деятельности являются ограничением прав на землю, но не ограничением земельного участка в обороте, полагая, что указанные земельные участки могут быть предоставлены в аренду с установлением сервитута, указывая на то, что административный ответчик ошибочно полагает, что вышеуказанные земельные участки отнесены к землям железнодорожного транспорта. Отнесение земельных участков не к землям железнодорожного транспорта следует из правил землепользования и застройки МО г. Дивногорска, выписки из единого государственного реестра недвижимости на земельные участки, согласно которым участки отнесены к территориальной зоне жилой застройки населенных пунктов с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.
Административный истец Кобзев А.С., представители заинтересованных лиц - МКУ «Архитектурно-планировочное бюро» г. Дивногорска, Роспотребнадзора в лице заместителя руководителя - заместителя главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю, Министерства транспорта Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, доказательств, подтверждающих уважительность неявки, суду не представили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обращались.
Учитывая требования ст. 150 КАС РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, его явка, в силу закона, не является обязательной и не признана таковой судом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц.
Представитель административного ответчика администрации г. Дивногорска, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Предоставил письменный отзыв, в соответствии с которым просил в удовлетворении требований отказать, указывая, что испрашиваемые земельные участки расположены в территориальной зоне «Административно-деловая», в которой не предусмотрено основного вида разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, также указанные земельные участки находятся в границах санитарно-защитной зоны железной дороги.
Представитель заинтересованного лица ОАО «РЖД» Скрибина А.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.
Предоставила письменный отзыв, в котором просила в удовлетворении требований отказать, указав, что администрация законно отказала в предоставлении земельных участков, указала, что испрашиваемые земельные участки находятся в пределах 100- метровой зоны от железной дороги, на территории которой присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на человека от деятельности железной дороги.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из смысла приведенных норм права следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Кобзев А.С. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлениями о предоставлении в аренду сроком на 20 лет земельных участков с кадастровыми номерами № для целей индивидуального жилищного строительства из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для малоэтажной жилой застройки» по адресу: Красноярский край, восточная промзона г. Дивногорска.
Из ответа администрации г. Дивногорска от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что запрошенные земельные участки не могут быть предоставлены в аренду для целей индивидуального жилищного строительства, так как находятся в административно-деловой (ОД1) территориальной зоне, поставлены на кадастровый учет с разрешенным использованием – для малоэтажной застройки, в связи с этим администрация, руководствуясь п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, отказывает в их предоставлении.
Кроме того, предоставить земельные участки не представляется возможным, так как они находится в санитарно-защитной зоне железной дороги.
В соответствии с выпиской из единого государственного реестра недвижимости установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами № на праве собственности принадлежат муниципальному образованию город Дивногорск.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд исходит из следующего.
Согласно положениям ч. 1 ст. 3 «Устава муниципального образования город Дивногорск Красноярского края», органами местного самоуправления в границах муниципального образования осуществляются полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, при соблюдении прав иных законных пользователей земельных участков.
Исходя из изложенного, в полномочия администрации г. Дивногорска входит предоставление в аренду земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных данной статьей, в том числе, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли, в том числе населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Статьей 42 ЗК РФ определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Согласно п. 1 ст. 85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные, в соответствии с градостроительными регламентами, к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Положениями п. 6 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
Согласно положениям п. п. 1, 2 ст. 37 ГрК РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: основные, условно разрешенные и вспомогательные.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования город Дивногорск, утвержденными решением Дивногорского городского совета депутатов № 28-176-ГС от 29 ноября 2012 года, испрашиваемый земельный участок находится в административно-деловой территориальной зоне (ОД-1).
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов административно-делового и общественного назначения приведены в статье 48 настоящих Правил.
Зона объектов административно-делового и общественного назначения (ОД-1) включает в себя участки территории МО г. Дивногорска, предназначенные для размещения административно-деловых, общественных, культурных и иных объектов федерального, регионального и общегородского значения, коммерческих объектов, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания и иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Таким образом, принимая во внимание, что Кобзев А.С. просит предоставить ему земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, в то время как вид разрешенного использования спорных земельных участков: для малоэтажной застройки, суд полагает, что вид разрешенного использования земельных участков не соответствует целям их использования, в том числе цели, указанной истцом в заявлении о предоставлении земельных участков - для индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах отказ администрации г. Дивногорска в предоставлении Кобзеву А.С. в собственность земельных участков без проведения торгов ввиду несоответствия вида разрешенного использования земельного участка целям его использования соответствует положениям п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ.
Наряду с указанными обстоятельствами, при отказе в удовлетворении административного иска судом учтено, что испрашиваемые земельные участки расположены в санитарно-защитной зоне железной дороги.
Согласно пункту 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В силу подпункта 1 пункта 2 этой же статьи, могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Согласно пункту 8.20 "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89", утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 820, жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной не менее 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП И-12-77, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года N 1521, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". В указанный Перечень включен и указанный выше СП 42.13330.2011. "СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", поэтому он подлежит обязательному применению.
Из Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, следует, что жилая застройка должна быть отделена от железнодорожной линии и станции защитной зоной шириной не менее 200 м; для железнодорожных линий I и II категорий - не менее 150 м; для железнодорожных линий III и IV - категорий не менее 100 м от станционных путей, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железнодорожной линии в выемке или устройства вдоль линии шумозащитных экранов минимальные значения ширины защитной зоны могут быть уменьшены на основании акустического расчета, но не более чем на 50 м. (п.4.10.4.5.).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Порядок установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон".
Согласно пп. «а» п. 5 Постановления правительства № 222, в границах санитарно-защитной зоны не допускается использования земельных участков в целях размещения жилой застройки, аналогичные положения содержит п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Статьей 76 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Дивногорск, утвержденных решением Дивногорского городского Совета депутатов от 29 ноября 2012 года №28-176-ГС, также установлен запрет на размещение в санитарно-защитных зонах жилой застройки.
В силу части 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно представленной в материалы дела выписке из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности МО г. Дивногорска, земельные участки с кадастровыми номерами № расположены в границах водоохраной зоны, в границах санитарно- защитной зоны кладбищ, в пределах санитарно-защитной зоны железной дороги.
Факт расположения в санитарно-защитной зоне железной дороги испрашиваемых истцом земельных участков подтверждается выкопировкой из правил землепользования и застройки муниципального образования город Дивногорск, утвержденных решением Дивногорского городского Совета депутатов от 29 ноября 2012 года №28-176-ГС, представленной в материалы дела.
Согласно план – схеме расположения земельных участков в районе 28/27 км перегона ст. Енисей – ст. Дивногорск, испрашиваемые земельные участки находятся на расстоянии от 27 до 30 м от железнодорожных путей, то есть в пределах 100 – метровой зоны.
Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки МО г. Дивногорск, испрашиваемые земельные участки также находятся в прибрежной зоне р. Енисей.
Как следует из указанных Правил, в прибрежной зоне запрещается предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Кроме того, вдоль подъездных железнодорожных путей устанавливаются санитарные разрывы шириной 50 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути, в санитарно – защитной зоне вне полосы отвода железной дороги запрещено размещение жилой застройки.
При изложенных обстоятельствах, когда в судебном заседании достоверно установлен факт нахождения спорных земельных участков в санитарно-защитной зоне железной дороги, на них распространяются ограничения, установленные указанными выше санитарными правилами.
Доводы административного истца о том, что вышеуказанные земельные участки не расположены в санитарно-защитной зоне железной дороги, так как в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не содержится данных сведений, не может быть принят судом во внимание, так как основан на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения требований и признания решения администрации г. Дивногорска незаконным суд не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
Решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░░░ ░.░./
«░░░░░░░░░░░» _____________ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.