Судья Чеглакова И.В. № 33-3371/2015
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 сентября 2015 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Злобина А.В.,
судей Стыцюн С.А., Савельевой Н.В.
при секретаре Баталовой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истцов на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30 июня 2015 г. по иску Пороховой Н. Т., Порохова А. В. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения и заключении договора социального найма.
Заслушав доклад судьи Стыцюн С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пороховы Н.Т. и А.В. обратились в суд, обосновывая требования тем, что по договору социального найма жилого помещения от ХХ.ХХ.ХХ № им на семью была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: (.....). Они на иждивении имеют двоих несовершеннолетних детей, один из которых ребенок-инвалид. Ввиду отсутствия в (.....) необходимого для лечения ребенка специалиста и возможности проведения процедур, семья переехала на постоянное место жительства в ХХ.ХХ.ХХ году в (.....). Сын (...) (ребенок-инвалид) с ХХ.ХХ.ХХ года посещал МДОУ "(...)", с ХХ.ХХ.ХХ обучается в МБОУ Петрозаводского городского округа "(...)", по состоянию здоровья наблюдается в поликлиниках (.....), посещает курсы реабилитации в (...) у врачей (...). Младший сын (...) посещает детский сад № в (.....). Полагают, что в связи с тем, что семья постоянно проживает в (.....), имеются основания для предоставления им жилого помещения по месту проживания. Истцы просили возложить на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность предоставить жилое помещение им и детям по месту постоянного проживания в (.....) и заключить договор социального найма.
Определениями судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Правительство Республики Карелия, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия и администрация Олонецкого национального муниципального района.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30 июня 2015 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят решение суда отменить, приводят доводы, указанные в исковом заявлении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы Порохова Н.Т., Порохов А.В. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель администрации Петрозаводского городского округа Карпова Ж.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагала решение суда законным и обоснованным, не подлежащим изменению, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Заслушав пояснения сторон, проверив дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Материалами дела установлено, что истцы и их несовершеннолетние дети П.К.А. и П.И.А.. зарегистрированы в (.....); квартира общей площадью № кв.м. состоит из двух комнат. Указанная квартира предоставлена ХХ.ХХ.ХХ Порохову А.В. на семью из 4-х человек по договору социального найма. Несовершеннолетний П.И.А. является ребенком-инвалидом. Фактически семья с ХХ.ХХ.ХХ г. проживает в (.....) на съемных квартирах, ввиду отсутствия в (.....) специалиста - (...) и возможности проведения процедур, установленных в соответствии с программой развития ребенка-инвалида. Несовершеннолетний П.И.А. с ХХ.ХХ.ХХ г. посещал МДОУ «(...)», с ХХ.ХХ.ХХ обучается в МБОУ Петрозаводского городского округа «(...)», наблюдается в поликлиниках (.....), посещает курсы реабилитации в (...) у врача (...), в плане оперативное лечение. Несовершеннолетний П.К.А.. посещает детский сад № в (.....).
Как усматривается из материалов дела, истцы и их несовершеннолетние дети не зарегистрированы по месту жительства в (.....), истцы в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о признании семьи нуждающейся в жилом помещении и постановке на учет не обращались, решение Администрации по данному вопросу не принималось.
Вступившим в законную силу решением Петрозаводского городского суда от ХХ.ХХ.ХХ семье Пороховой Н.Т., имеющей в составе семьи ребенка-инвалида, в первоочередном порядке предоставлен земельный участок на праве аренды для индивидуального жилищного строительства.
Согласно сведениям, представленным Администрацией Олонецкого национального муниципального района, Порохов А.В. признан нуждающимся в жилом помещении для участия в программе «Социальное развитие села до 2012г.», Порохова Н.Т. включена в состав участников федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г. с ХХ.ХХ.ХХ за №.
Порохова Н.Т. обращалась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о предоставлении жилого помещения ее семье на территории Петрозаводского городского округа. Администрация письмом от ХХ.ХХ.ХХ отказала в предоставлении жилья, указав, что семья истца не признана нуждающейся в жилом помещении на территории Петрозаводского городского округа. Для рассмотрения вопроса о признании семьи нуждающейся в жилом помещении Пороховой Н.Т. предложено собрать соответствующий пакет документов.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ст.17 Федерального закона №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Согласно ст. 17 указанного Федерального закона № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
В соответствии с п. 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. № 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.
В силу п. 2 Правил основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются: обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Порядок принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определен ст. 52 ЖК РФ.
Подвергнув анализу приведенное законодательство, суд пришел к правильному выводу о том, что право на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. Таким образом, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния семьи, имеющей ребенка-инвалида, на жилищном учете, так и проверку наличия у семьи оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и порядок постановки их на учет в качестве нуждающихся урегулированы ст.ст. 51-52 ЖК РФ.
Судом установлено, что семье Пороховых на основании договора социального найма жилого помещения № от ХХ.ХХ.ХХ предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: (.....), общей площадью № кв.м, указное жилое помещение в установленном порядке не признано непригодным для проживания, в Администрации Петрозаводского городского округа на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении истцы не состоят, решением Петрозаводского городского суда от ХХ.ХХ.ХХ семье в первоочередном порядке предоставлен земельный участок на праве аренды для индивидуального жилищного строительства.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая отсутствие доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий семьи Пороховых, а также отсутствие оснований для предоставления жилого помещения истцам, суд правомерно отказал в иске.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, основанным на неверном понимании истцами норм действующего законодательства, не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права, в связи с чем судебная коллегия полагает его подлежащим оставлению в силе.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 30 июня 2015 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истцов - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи