Решение по делу № 2-2867/2021 от 29.06.2021

Дело № 2-2867/2021

УИД 33RS0002-01-2021-003662-96

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

11 августа 2021 года

Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи Веселовой А.О.

при секретаре Макаровой В.О.

с участием:

представителя ответчика ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту здравоохранения Владимирской области об обеспечении лекарственным препаратом

установил:

ДД.ММ.ГГГГ (согласно оттиска почтового отделения связи на конверте) ФИО1 обратилась в суд с иском об обязании Департамента здравоохранения Владимирской области организовать бесплатное обеспечение ее лекарственным препаратом Азтреонам лизин, Кейстон (Cayston, Azetreonam lysine) производства Gilead Sciences Inc, USA и небулайзером Altera Electronic Nebulizer Replacement, назначенным по жизненным показаниям, указанным в Консилиуме ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ на постоянной основе до отмены препарата и обратить решение к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных требований указала, что является инвалидом с детства, страдает редким (орфанным) генетическим заболеванием - <данные изъяты>, тяжелое течение, хронический бронхит, броноэктазы. Хроническое инфицирование дыхательных путей золотистым стафилококком, синегнойной палочкой, хронический гайморит в стадии умеренного обострения. Внешнесекреторная недостаточность поджелудочной железы. ДД.ММ.ГГГГ по инициативе лечащего врача был проведен Консилиум ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России, решением которого по жизненным показаниям ей назначен указанный выше препарат. По вопросу обеспечения указанным лекарственным препаратом она обратилась к ответчику. В ответе на обращение Департамент рекомендовал обратиться в лечебное учреждение по месту жительства для организации лекарственного обеспечения. До настоящего времени вопрос не решен. Уклонение ответчика от обеспечения препаратом за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, гарантированные государством.

В судебном заседание истец не явился, извещался надлежащим образом. Его представитель ФИО4 (по доверенности) ранее участвуя в судебном заседании настаивала на удовлетворении требований, заявленных к Департаменту здравоохранения Владимирской области.

Представитель ответчика - Департамента здравоохранения Владимирской области ФИО5 (по доверенности) в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, указав, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, т.к. не входит в Перечень организаций, имеющих право ввозить лекарственные средства на территорию РФ. По его мнению, именно лечебное учреждение, в данном случае, <...> больница должно закупить для пациента незарегистрированное в РФ лекарственное средство. Однако заявок от лечебного учреждения на выделение денежных средств в Департамент не поступало.

Третье лицо <данные изъяты> надлежаще извещенное о времени и месте рассмотрения дела, не направило представителя для участия в судебном заседании.

Представитель третьего лица - <данные изъяты> не явился, в отзыве полагал заявленные требования обоснованными, правомерными и подлежащими удовлетворению, поскольку в соответствии с п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

        В силу ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В соответствии с ч. 2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст.37 Федерального закона №323-ФЗ).

Согласно п.5 ч.1 ст.29 названного Федерального закона, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с ч.3 ст.80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч.15 ст.37 Федерального закона№323-ФЗ).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012г. №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении» утверждено «Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета".

В соответствии с п.1 данного Положения им устанавливается порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения Владимирской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - лекарственные препараты) при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета (далее - меры социальной поддержки).

Согласно подп.2.1 пункта 2 указанного Положения, бесплатно лекарственными препаратами обеспечиваются граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета страховых взносов и других поступлений».

Департамент здравоохранения области ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий год.

В силу части 9 статьи 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-Ф3 обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности за исключением заболеваний, указанных в пункте 21 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона), осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 части 3 ст.80 Федерального закона №323-ФЗ установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека – в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Порядок организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных муковисцидозом, установлен Постановлением Правительства РФ от 26.11.2018 N 1416.

Обеспечение лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти (п. 9.2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ).

В соответствии с п. 3 Порядка применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.08.2005 N 494, в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Судом установлено, что ФИО1, <данные изъяты> года рождения, является инвалидом <данные изъяты> группы (инвалид с детства), страдает тяжелым редким (орфанным) заболеванием <данные изъяты>, тяжелое течение, хронический бронхит, бронхоэктазы.

Согласно Консилиума ФГБУ «Научно-исследовательский институт пульмонологии» ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ в связи с нестабильным состоянием больной, требующей частых курсов внутривенной антибактериальной терапии, отсутствия клинического эффекта от проводимой ингаляционной и таблетированной антибактериальной терапии, нарастание бронхиальной обструкции, хроническое инфицирование дыхательных путей P.Aeruginosa, непереносимость ингаляционного Тобрамицина, по жизненным показаниям для контроля над синегнойной инфекцией для облегчения синдрома дыхательной недостаточности ФИО1 назначены ингаляции Азтреонам лизином, Кейстон (Cayston, Azetreonam lysine) производства Gilead Sciences Inc, USA 75 мг ### с растворителем 88 ампул и небулайзером Altera Electronic Nebulizer Replacement в течение 28 дней по 1 ампуле 3 раза в день ингаляционно, 7 упаковок в год, 3 раза в сутки после максимального дренажа мокроты. Чередовать каждые 28 дней с колистиметатом натрия (Колистином) 2 млн х 2 раза в день постоянно длительно. Назначенные препараты замене не подлежат.

По вопросу обеспечения указанным лекарственным препаратом ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в департамент здравоохранения Владимирской области, в ответе на который от ДД.ММ.ГГГГ исх.<данные изъяты> Департамент рекомендовал обратиться в лечебное учреждение по месту жительства.

Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 N 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, в который назначенный истцу по жизненным показаниям лекарственный препарат не входит.

Из материалов дела также следует, что ДД.ММ.ГГГГ Минздравом России выданы разрешительные документы (сроком по ДД.ММ.ГГГГ) на ввоз необходимого истцу лекарственного препарата «Кайстон» (из Латвии), который согласно ответа ЗАО «Мединторг» от ДД.ММ.ГГГГ доставлен в Россию для адресной помощи истцу и находится на складе в <...>.

Между тем вопрос обеспечения истца жизненно необходимым лекарственным препаратом Кайстон Департаментом здравоохранения Владимирской области до настоящего времени не решен, в то время как в соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения администрации Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области №43 от 27.01.2006г., Департамент является органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.

В силу раздела 2 Положения организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, организация оказания населению Владимирской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе, высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Департаменту; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом №323-ФЗ от 21.11.2011г.; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесены к полномочиям Департамента.

Кроме того, Федеральный закон от 21 ноября 2011г. N323-ФЗ не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации лекарственными препаратами без взимания платы. Непринятие Департаментом здравоохранения Владимирской области мер, с учетом его компетенции, по организации обеспечения лекарственным препаратом истца нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме.

Поскольку одной из основных задач Департамента является организация лекарственного обеспечения в том числе, льготного при амбулаторном обслуживании, именно Департамент здравоохранения несет ответственность за осуществление указанной деятельности.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ N 1054-О от 02.07.2013 г., в случае недостаточности собственных средств для покрытия расходов на обеспечение лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией в той или иной форме финансовой помощи целевого характера.

С учетом изложенного заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Принимая во внимание тяжесть прогрессирующего генетического заболевания истца, заключение консилиума врачей о том, что в отсутствие лечения назначенными препаратами жизнеугрожающее состояние больного может развиться в короткие сроки, суд находит подлежащей удовлетворению его просьбу о незамедлительном исполнении решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать <данные изъяты> организовать бесплатное обеспечение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения лекарственным препаратом Азтреонам лизин, Кейстон (Cayston, Azetreonam lysine) производства Gilead Sciences Inc, USA и небулайзером Altera Electronic Nebulizer Replacement согласно назначению Консилиума ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России от ДД.ММ.ГГГГ, по медицинским (жизненным) показаниям постоянно, длительно до их отмены.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья А.О. Веселова

    Решение суда принято в окончательной форме 11.08.2021.

    Судья А.О. Веселова

2-2867/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Семенова Дарья Александровна
Севастьянова Анна Сергеевна
Ответчики
Департамент здравоохранения Владимирской области
Другие
ГБУЗ ВО "Центральная районная больница г. Александрова"
Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования
ГБУЗ ВО "Центральная районная больница г. Коврова"
Суд
Октябрьский районный суд г. Владимир
Судья
Веселова А.О.
Дело на сайте суда
oktiabrsky.wld.sudrf.ru
29.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2021Передача материалов судье
01.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2021Судебное заседание
11.08.2021Судебное заседание
11.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее