Дело №2-834/2024
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 22 июля 2024 года
Любинский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Смаиловой Д.К.,
с участием старшего помощника прокурора Любинского района Омской области Макарова Д.С.
при секретаре судебного заседания Климовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. прокурора Любинского района Омской области к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Северо-Любинская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования администрации Любинского муниципального района Омской области об обеспечении внутренним видеонаблюдением,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Любинского района Омской области обратился в суд с названным иском, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в части создания безопасных условий воспитания несовершеннолетних, а также в сфере противодействия терроризму в деятельности МБОУ «Северо-Любинская СОШ». В ходе проведенной проверки установлено, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности здания и территории МБОУ «Северо-Любинская СОШ» должным образом не выполняются, а именно: система видеонаблюдения не охватывает критические элементы объекта (территории) (пп.пп. «и», «к», п.24, п. 30 Требований). Непринятие образовательным учреждением мер к устранению вышеуказанных нарушений противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, свидетельствует о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий обучения несовершеннолетних, антитеррористической защищенности здания.
Просит суд обязать МБОУ «Северо-Любинская СОШ» обеспечить объект, расположенный по адресу: <адрес>, внутренним видеонаблюдением с учетом уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), определенных паспортом безопасности объекта, с возможностью архивирования и хранения данных в течение одного месяца в срок до ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с МБОУ «Северо-Любинская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета.
Определением суда в качестве соответчика привлечено Управление образования администрации Любинского муниципального района Омской области.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Любинского района Омской области Макаров Д.С. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представители ответчиков МБОУ «Северо-Любинская СОШ», Управления образования администрации Любинского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимали, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (пункт 3 статьи 3 Конвенции).
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28, пунктов 8 и 9 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; обеспечивать безопасность обучающихся и проводить профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания их в образовательной организации.
В силу подпункта «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года (далее – Концепция противодействия терроризму), одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Закон о противодействии терроризму) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно подпунктов «а», «б», «в» пункта 4 и пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта;
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Таким образом, в силу указанных норм и статьи 5 Закона о противодействии терроризму физические и юридические лица обязаны выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на законном основании.
В силу пунктов 4, 6 части 1 статьи 5.2 Закона о противодействии терроризму органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
Согласно положениям пунктов 1, 2 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Требования) устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий). К объектам (территориями), на которые распространяется его действие, являются также объекты (территории), правообладателями которых являются органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в части создания безопасных условий обучения несовершеннолетних в деятельности МБОУ «Северо-Любинская СОШ».
Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца (пункт 30 Требований).
В ходе проведенной проверки установлено, что мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности здания и территории МБОУ «Северо-Любинская СОШ» должным образом не выполняются, а именно: система видеонаблюдения не охватывает критические элементы объекта, определенных паспортом безопасности объекта, с возможностью архивирования и хранения данных в течение одного месяца.
Из материалов дела следует, что МБОУ «Северо-Любинская СОШ» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, который в установленном порядке отнесен к объектам антитеррористической защиты третьего уровня опасности.
Таким образом, в МБОУ «Северо-Любинская СОШ» комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность объекта не обеспечивается, не реализуется деятельность по предупреждению терроризма, что не соответствует требованиям законодательства.
При этом, отсутствие финансирования не может являться уважительной причиной несоблюдения ответчиками законодательства.
Пунктами 1, 3, 7.1, 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено составление и рассмотрение проекта бюджета городского округа, утверждение и исполнение бюджета городского округа, осуществление контроля за его исполнением; организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Судом установлено, что невыполнение МБОУ «Северо-Любинская СОШ» указанных в иске требований обусловлено недостаточным финансированием расходов со стороны учредителя и собственника данного учреждения.
В то же время одним из источников формирования имущества, финансовых ресурсов учреждения являются субсидии из бюджета муниципального образования. Выполнение установленного муниципального задания осуществляется за счет финансового обеспечения учредителя на содержание имущества.
МБОУ «Северо-Любинская СОШ» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии.
Согласно пункту 1.3. Устава МБОУ «Северо-Любинская СОШ» учреждение является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием Любинского района Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления в сфере образования.
В соответствии с пунктом 1.6. Устава функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Любинского муниципального района Омской области. Собственником имущества является муниципальное образование Любинского района Омской области.
МБОУ «Северо-Любинская СОШ» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, печать, установленного образца, бланки со своим наименованием (пункт 1.8 Устава).
Таким образом, МБОУ «Северо-Любинская СОШ» несет обязанность по созданию безопасных условий для обучающихся.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно подпунктам 3, 4 части 1 статьи 9 ФЗ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Одновременно с этим, пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как установлено пунктом 4 статьи 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Пунктом 32 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.
Из содержания приведенного нормативного регулирования следует, что на Управление образования Любинского муниципального района Омской области как орган местного самоуправления возложена самостоятельная обязанность принимать необходимые меры в целях профилактики терроризма.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона обязана доказать те обстоятельства на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений по иску. Судом разъяснены сторонам, какие обстоятельства, и какой стороне надлежит их доказывать, и каковы последствия не предоставления этих доказательств (статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), доказательств в опровержение доводов истца ответчиком не представлено.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования и.о. прокурора Любинского района Омской области о возложении на МБОУ «Северо-Любинская СОШ» обязанности обеспечить внутреннее видеонаблюдение с учетом уязвимых мест и критических элементов объекта (территории) с возможностью архивирования и хранения данных в течение одного месяца, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь вышеприведенными нормами законодательства, суд приходит к выводу о возложении обязанности по финансированию указанных мероприятий при недостаточности средств образовательного учреждения на Управление образования администрации Любинского муниципального района Омской области как орган местного самоуправления, являющийся учредителем образовательного учреждения, и обязанный в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено. В случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № разъяснено, что при установлении указанного срок суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать с МБОУ «Северо-Любинская СОШ» в местный бюджет государственную пошлину в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление и.о. прокурора Любинского района Омской области к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Северо-Любинская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования администрации Любинского муниципального района Омской области об обеспечении внутренним видеонаблюдением удовлетворить.
Обязать МБОУ «Северо-Любинская СОШ», Управление образования Любинского муниципального района Омской области обеспечить объект, расположенный по адресу: <адрес>, внутренним видеонаблюдением с учетом уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), определенных паспортом безопасности объекта, с возможностью архивирования и хранения данных в течение одного месяца в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с МБОУ «Северо-Любинская СОШ» (ИНН 5519006765) в бюджет Любинского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Д.К. Смаилова
Окончательный текст решения изготовлен 29.07.2024 года.