Дело № 2-1345/15
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ (вступило в законную силу)
Именем Российской Федерации
г. Чита 28 мая 2015 г.
Черновский районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Мильера А.С.,
при секретаре Чупровой К.Ф.,
с участием прокурора Поповой Г.В.,
рассмотрев в открытом заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Акшинского района Забайкальского края к индивидуальному предпринимателю Попову М.П. об исполнении обязанности по обеспечению прав инвалидов на доступное пользование объектом социальной инфраструктуры,
установил:
Прокурор Акшинского района Забайкальского края обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее.
В ходе прокурорской проверки установлено, что вход в магазин «Добрый день» расположенный по адресу: <адрес>, не приспособлен для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения. Попов М.П. является собственником указанного здания. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по сведениям Акшинского отдела социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края на территории Акшинского района зарегистрировано всего 1173 инвалида, из них инвалиды по зрению – 65, инвалиды-колясочники – 29. Таким образом, бездействие ответчика в виде непринятия мер по надлежащему обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов (в том числе детей-инвалидов) нарушает права указанной категории лиц и противоречии действующему законодательству.
На основании изложенного прокурор просил обязать Попова М.П. в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу оборудовать вход в магазин «Добрый день», расположенный по адресу: <адрес>, специальными конструкциями либо приспособлениями, в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13320.2012. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
В судебном заседании прокурор Попова Г.В. исковые требования поддержала по приведенным выше основаниям.
Ответчик ИП Попов М.П. в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, извещен надлежащим образом, судом вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В силу ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на ряде принципов, одним из которых является обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суд отмечает, что перечисленные в статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод. При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Из материалов дела следует, что собственником нежилого помещения магазина "Добрый день" расположенного по адресу: <адрес> является ответчик Попов М.П.
К объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения, сооружения, к которым относится и здание помещения магазина "Добрый день", расположенное по адресу: <адрес>, а, значит, оно подлежит оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.
Проведенной прокуратурой Акшинского района проверкой установлено, что вход в указанный магазин не приспособлен для нужд инвалидов и других маломобильных групп населения, т.к. не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в здание магазина, что подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).
Доказательств обратного в ходе судебного разбирательства не добыто.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (в редакции от 02.07.2013), жилые здания должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивать их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения до 01.01.2013 были указаны в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73, где в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам было предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, обеспечивающими досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий.
Деятельность ответчика относится к сфере по оказанию услуг населению, и соответственно, магазин «Добрый день» является объектом социальной инфраструктуры, а обязанность организаций по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры прямо предусмотрена статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, учитывая, что обязанность по оборудованию здания магазина «Добрый день» специальными конструкциями возложена на собственника в силу закона, суд считает необходимым возложить обязанность по обеспечению прав инвалидов на доступное пользование объектом социальной инфраструктуры на ответчика Попова М.П.
При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора Акшинского района Забайкальского края обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Также суд находит возможным удовлетворить требования прокурора об установлении ответчику срока по исполнению обязанности по обеспечению прав инвалидов на доступное пользование объектом социальной инфраструктуры в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, как указано в исковом заявлении, поскольку данное условие не противоречит положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ и не нарушает права ответчика.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Акшинского района Забайкальского края удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Попова М.П. в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу оборудовать вход в магазин «Добрый день», расположенный по адресу: <адрес>, специальными конструкциями либо приспособлениями, в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с СП 59.13320.2012. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
Взыскать с Попова М.П. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 300 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Черновского районного суда г. Читы А.С. Мильер