Решение по делу № 8Г-23048/2024 [88-25443/2024] от 19.07.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                                     Дело № 88-25443/2024

                                                 № дела суда 1-й инстанции № 2-737/2024

УИД 91RS0009-01-2024-000237-62

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                                                                   10 октября 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Ивановой О.Н.,

судей Комбаровой И.В., Гордеевой Ж.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации <адрес> Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1, к администрации <адрес> Республики Крым о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

заслушав доклад судьи ФИО8, выслушав старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фролову Е.В., судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора <адрес> Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов ФИО1 к администрации <адрес> Республики Крым о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что в связи с поступившим обращением ФИО1 прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате которой установлено, что в соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>», ФИО1 включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на основании постановления администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -<адрес>, что мать ФИО1 - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., решением Евпаторийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу лишена родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 умерла. Отец ФИО1 - ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ. Отмечает, что решением исполнительного комитета Евпаторийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 назначена опекуном над малолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>. В настоящее время ФИО1 не является собственником жилого помещения, что подтверждается уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. ФИО1 не определена получателем жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в                     2023 году. В нарушение ст. 9 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014, администрацией <адрес> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., жильем не обеспечена, чем нарушены ее жилищные права. В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор имеет право обратиться в суд в защиту прав граждан в сфере нарушения их жилищных прав. Основанием для обращения прокуратуры города в суд является заявление ФИО1 о принятии мер по защите ее жилищных прав, выразившихся в необеспечении ее жилым помещением в соответствии с требованиями законодательства. Просил обязать администрацию <адрес> Республики Крым предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения на территории городского округа Евпатория.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, на администрацию <адрес> Республики Крым возложена обязанность предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по норме предоставления не менее 25 кв.м общей площади жилого помещения на территории городского округа Евпатория Республики Крым.

В кассационной жалобе администрация <адрес> Республики Крым просит отменить судебные акты как незаконные и необоснованные ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.

Указывает на то, что администрация <адрес> Республики Крым, как ответчик по данной категории дел, не отказывается приобретать жилье детям-сиротам, факты бездействия администрации по приобретению детям-сиротам жилья правоохранительными органами не зафиксированы. Однако отсутствие поступления муниципальному образованию субвенций, установленных действующим федеральным законодательством и законодательством субъекта Республики Крым, на приобретение жилья детям-сиротам как по предоставляемым в Министерство спискам, так и по исполнению решений судов, в объеме, необходимом муниципальному образованию городской округ Евпатория Республики Крым, приводит к грубому нарушению прав сирот на получение жилья в соответствии с действующим законодательством. Ссылается на неисполнимость решения суда, а также отсутствие финансирования из республиканского бюджета.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.

В силу ч. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, по результатам изучения доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, не имеется.

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно свидетельству о рождении серии 1-АП от ДД.ММ.ГГГГ отделом регистрации актов гражданского состояния Евпаторийского городского управления юстиции Автономной Республики Крым, ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО1, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена соответствующая запись за . Родителями указаны: отец – ФИО6, мать – ФИО5.

Отец ФИО1 - ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 лишена родительских прав в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением Исполнительного комитета Евпаторийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ установлена опека над малолетней ФИО1,                             ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ рождения, назначена опекуном малолетней ФИО1 За малолетней ФИО1 закреплено жилье по адресу:               <адрес>. ФИО7 назначена опекуном над жильем, закрепленным за малолетней ФИО1, по адресу: <адрес>. Поставлено в известность КРП «БРТИ <адрес>»,                                              КП «Жилищник-2», государственная нотариальная контора, бюро приватизации о невозможности сделок с <адрес>. 20/41 по <адрес> в <адрес>.

Согласно архивной выписке из решения Исполнительного комитета Евпаторийского городского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении решения межведомственной комиссии горисполкома», <адрес> б (так в документе) признана непригодной для проживания.

Мать ФИО1ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации <адрес> Республики Крым                                    от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания ФИО1 ребенка-сироты, в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации <адрес> Республики Крым                                 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ребенок-сирота включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Также судом установлено, что ФИО1 не имеет в собственности недвижимого имущества.

ФИО1 обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением, в котором указала, что она постановлением Администрации <адрес> Республики Крым                    -п от ДД.ММ.ГГГГ включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на момент обращения жильем не обеспечена.

Разрешая настоящий спор, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и указывая на обоснованность заявленного иска, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рассмотрения настоящего дела ФИО1 жилым помещением не обеспечена, что свидетельствует о возникновении на стороне администрации <адрес> Республики Крым обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения ФИО1, по норме установленной законодательством.

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.

Судебная коллегия по гражданским делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции находит обжалуемые судебные акты законными, поскольку изложенные в них выводы соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам дела, а нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления, не допущено.

Согласно положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со статьей 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 2 Закона Республику Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в <адрес>» предусмотрено, что в <адрес> обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или, членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 названного Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Согласно статье 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014 (в редакции Закона от 29 декабря 2015 года № 193-3РК/2015), финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.

Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года № 46-ЗРК/2014, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.

Субвенции, указанные в частях 2 пункта 3 статьи 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года №46-ЗРК/2014, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.

Советом министров Республики Крым принято постановление от 27 июля 2016 года № 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).

Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).

При этом пункт 6 Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.

Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).

Следовательно, процедура приобретения жилого помещения для предоставления его ФИО1 законодательно определена. Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа и не должно влиять на реализацию гарантированного права на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Таким образом, действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, незамедлительно после возникновения соответствующего права.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы недостаточность финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения и не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них полномочий.

Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.

Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.

Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу администрации <адрес> Республики Крым – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 11.10.2024 года.

8Г-23048/2024 [88-25443/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузинина Алина Сергеевна
Заместитель прокурора г.Евпатория в защиту прав, свобод и законных интересов Волковой Евгении Дмитриевны
Ответчики
Администрация города Евпатории Республики Крым
Другие
Министерство жилищной политики государственного и строительного надзора Республики Крым
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
17.09.2024Судебное заседание
10.10.2024Судебное заседание
10.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее