дело №а-1140/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 апреля 2018 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Мишечкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлениюКононцевой Юлии Вячеславовны к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору об оспаривании решения,
У С Т А Н О В И Л :
Кононцева Ю.В. обратилась в суд с административным иском к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору об оспаривании решения, обосновав свои требования тем, что она обратилась в Управление по строительному и жилищному надзору с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Распоряжением от 09.01.2018 года № 3-Р, управление отказало заявителю во включении в реестр, со ссылкой на п. п.1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан». Считает данный отказ незаконным по следующим основаниям. 04.03.2014 года между заявителем (участник долевого строительства) и обществом с ограниченной ответственностью «АртСтройТехно» (застройщик) заключен предварительный договор участия в долевом строительстве № 47, согласно условиям которого, застройщик привлекает «Участника долевого строительства» к финансированию строительства многоэтажного жилого дома со встроено - пристроенными помещениями, позиция 1, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. ФИО1, <адрес>, именуемого в дальнейшем «Объект», обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоэтажный жилой дом и после получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию передать соответствующий объект долевого строительства, а Участник долевого строительства инвестирует объект в части двухкомнатной квартиры №, находящейся на 6 этаже 15-ти этажного дома, общей площадью 60,5 кв.м., и площадью балкона 2,15 кв.м., в строящемся жилом доме по вышеуказанному адресу и принимает объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Цена договора составила 1 691 550 руб. из расчета 27 000 руб. за 1 кв.м. (пункт 4.1 договора). Заявителем исполнены обязательства, предусмотренные: предварительным договором № от 04.03.2014 года, и договора беспроцентного займа № 04/03/2015-47 от 04.03.2015 года исполнены в размере 1691550 руб., что подтверждается квитанциями к приходному кассовому ордеру: № 134от 04.03.2015 года на сумму 1691550 руб. Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.07.2015 года в отношении ООО«АртСтройТехно» введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, наблюдение Дело № А63-12163/2015. В связи с тем, что ООО«АртСтройТехно» свои обязательства по вышеуказанному договору не исполнило, ею было подано заявление о включении требований в реестр требований кредиторов должника, Определением Арбитражного суда Ставропольского края 03.10.2016 года по делу № А63-12163/2015, её требование о передаче двухкомнатной квартиры №, находящуюся на 6 этаже 15 этажного дома, позиция 1, общей площадью 60,5 кв.м., площадью балкона 2,15 кв.м., по адресу: г. Ставрополь, ул. <адрес>, было включено в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «АртСтройТехно», в составе третьей очереди. Судом установлено, что на настоящий момент участник долевого строительства оплатил полностью. Ссылку Управления на подпункт 1,3 пункта 10 Правил ведения реестра как основание для отказа во включении Кононцевой Ю.В. в реестр нельзя признать обоснованной. Факт просрочки застройщиком ООО «АртСтройТехно», привлекшим денежные средства Кононцевой Ю.В. для строительства многоквартирного дома, своих обязательств перед ним более чем на девять месяцев, а также факт банкротства ООО «АртСтройТехно» включения ее в реестр передачи жилых помещений не оспаривается Управлением и подтверждается Определением Арбитражного суда Ставропольского края по делу № А63-12163/2015. При таких обстоятельствах оснований для отказа Кононцевой Ю.В. во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, не имеется. Отсутствие государственной регистрации договора участия в долевом строительстве не является основанием для отказа во включении в реестр, поскольку Кононцева Ю.В. отвечает критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших. Просила признать незаконным распоряжение Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору № 3-р от 09.01.2018 года об отказе во включении Кононцевой Ю.В. в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; обязать Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору повторно рассмотреть заявление Кононцевой Ю.В. о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Административный истец Кононцева Ю.В. в судебное заседание не явилась, представив заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административного ответчика Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору, извещен о месте и времени рассмотрения дел, в судебное заседание не явился, представив ходатайство о невозможности явки представителя в судебное заседание.
Суд, исследовав письменные доказательства по делу, и в их совокупности приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Кононцева Ю.В. обратилась в Управление по строительному и жилищному надзору с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Распоряжением от 09.01.2018 года № 3-Р, управление отказало заявителю во включении в реестр, со ссылкой на п. п.1 пункта 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно – коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 года № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан».
04.03.2014 года между заявителем (участник долевого строительства) и обществом с ограниченной ответственностью «АртСтройТехно» (застройщик) заключен предварительный договор участия в долевом строительстве №, согласно условиям которого, застройщик привлекает «Участника долевого строительства» к финансированию строительства многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными помещениями, позиция 1, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. ФИО1, <адрес>, именуемого в дальнейшем «Объект», обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоэтажный жилой дом и после получения разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию передать соответствующий объект долевого строительства, а Участник долевого строительства инвестирует объект в части двухкомнатной квартиры №, находящейся на 6 этаже 15-ти этажного дома, общей площадью 60,5 кв.м., и площадью балкона 2,15 кв.м., в строящемся жилом доме по вышеуказанному адресу и принимает объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Цена договора составила 1 691 550 руб. из расчета 27 000 руб. за 1 кв.м. (пункт 4.1 договора).
Заявителем исполнены обязательства, предусмотренные: предварительным договором №47 от 04.03.2014 года, и договора беспроцентного займа № 04/03/2015-47 от 04.03.2015 года исполнены в размере 1691550 руб., что подтверждается квитанциями к приходному кассовому ордеру: № 134 от 04.03.2015 года на сумму 1691550 руб.
Определением Арбитражного суда Ставропольского края от 04.07.2015 года в отношении ООО«АртСтройТехно» введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, наблюдение Дело№ А63-12163/2015. В связи с тем, что ООО«АртСтройТехно» свои обязательства по вышеуказанному договору не исполнило, Кононцевой Ю.В. было подано заявление о включении требований в реестр требований кредиторов должника. Определением Арбитражного суда Ставропольского края 03.10.2016 года по делу № А63-12163/2015, требование Кононцевой Ю.В. о передаче двухкомнатной квартиры №, находящуюся на 6 этаже 15 этажного дома, позиция 1, общей площадью 60,5 кв.м. и площадью балкона 2,15 кв.м., по адресу: г. Ставрополь, ул. <адрес>, было включено в реестр требований о передаче жилых помещений ООО «АртСтройТехно», в составе третьей очереди. Судом установлено, что на настоящий момент участник долевого строительства оплатил стоимость квартиры полностью.
Суд не может признать оспариваемое решение административного ответчика законным и обоснованным по следующим основаниям.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также с установлением гарантий защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (контролирующий орган).
Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.
Контролирующий орган признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 года № 560-пр утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, а также Правила ведения реестра пострадавших граждан.
Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан являются: неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, за исключением следующих объектов строительства: а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия; б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект; в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом № 214-ФЗ; г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома; д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами, вступившими в законную силу актами судебных органов; привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом № 214-ФЗ; надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта; неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства; отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве; необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации; отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
В соответствии с подп. 1 п. 10 Правил ведения реестра граждан, основанием для отказа во включении заявителя в реестр является несоответствие одному из критериев.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только: на основании договора участия в долевом строительстве; путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида - жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
Исходя из приведенных правовых положений, суд приходит к выводу о том, что одной лишь ссылки на подпункт 1 пункта 10 Правил ведения реестра без указания на то, какое из перечисленных в части 2 статьи 1 Федерального закона N 214-ФЗ нарушений послужило основанием для отказа во включении заявителя в реестр, не достаточно для того, чтобы решение контролирующего органа считать мотивированным.
При таких обстоятельствах, учитывая, что отсутствие мотивированного решения об отказе во включении Кононцевой Ю.В. в реестр обманутых дольщиков лишило ее возможности в полном объеме защитить свои права, решение административного ответчика не может быть признано законным.
Кроме того, оспариваемое решение не содержит в качестве указаний для отказа во включение в реестр иных оснований, в том числе несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства были привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших в связи с несоблюдением требований к форме договора, его государственной регистрации.
При рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств в целях строительства многоквартирного дома и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона № 214-ФЗ, независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", в том числе меры ответственности им предусмотренные.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом пояснений в судебном заседании участников процесса, а также их заявлением в судебном заседании о том, что ими исчерпана возможность предоставления доказательств по делу, суд приходит к изложенным выводам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требованияКононцевой Юлии Вячеславовны к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору об оспаривании решения – удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору № 3-р от 09.01.2018 года об отказе во включении Конанцевой Юлии Вячеславовны в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Обязать Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору повторно рассмотреть заявление Конанцевой Юлии Вячеславовныо включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной редакции.
Мотивированное решение суда изготовлено 13 апреля 2018 года.
Судья А.И.Эминов