Дело № 2-2803/2023
23 RS0037-01-2023-003323-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новороссийск 22 сентября 2023 года
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Зачеса Д.В.,
при секретаре Саносян В.А., с участием представителя истца ФИО6, по доверенности, представителя администрации МО <адрес> И.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Сомовой Светланы Федоровны к администрации МО <адрес>, Управлению имущественных и земельных отношений Администрации МО <адрес> об оспаривании решения администрации,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Управления имущественных и земельных отношений Администрации МО <адрес> 15.05.2023г. №.02.1-06-598/23 в перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с к.н. № категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-земельные участки для индивидуального жилищного строительства с размещением индивидуального жилого дома усадебного типа, расположенный по адресу: <адрес> МО <адрес> произвести согласование схемы перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка площадью 339 кв.м., с к.н. №, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- земельные участки для индивидуального жилищного строительства с размещением индивидуального жилого дома усадебного типа, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 574 кв.м.
В обоснование иска ФИО1 указала что ей, на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 339 кв.м., с кадастровым номером 23:47:0114030:647, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес> задней линии, указанного выше, земельного участка имеется не занятая земля. ФИО1 решила увеличить площадь, принадлежащего ей земельного участка, за счет смежных земель, принадлежащим администрации МО <адрес>. Истцом было подано заявление в УИиЗО администрации МО <адрес> о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 23:47:0114030:647, расположенного в <адрес> и земель, находящихся в распоряжении муниципального образования, с приложением всех требуемых документов. Просила перераспределить принадлежащий участок согласно схеме перераспределения до 574 кв.м., т.е. увеличить принадлежащий земельный участок на 235 кв.м. Письмом от 15.05.2023г. №.02.1-06-598/23 Управлением имущественных и земельных отношений Администрации МО <адрес>, подписанным усиленной подписью заместите начальника УИиЗО АМО г. ФИО5 Еськова., было отказано в перераспределении участка. Считает отказ незаконным так как решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа. Считает отказ УИиЗО АМО <адрес> необоснованным, не подпадающим под признаки ч.9 ст. 39.29 ЗК РФ и нарушающим её права гарантированным Земельным Кодексом Российской Федерации. Подход и подъезд к участку с кадастровым номером № осуществляется через принадлежащий ей же земельный участок с кадастровым номером №. Статья 39.29 ЗК РФ не содержит в себе причины отказа, как отсутствие в последующем подхода к земельному участку, а, следовательно данный довод голословен. По задней меже граница подписана с собственником граничащего земельного участка с к.н. №. По точкам 5-6 расположен крутой овраг и там не может располагаться иной земельный участок. Участок, который просит перераспределить не подпадает ни под один из указанных в ст. 27 ЗК РФ оснований и ограничений оборотоспособности. Считает отказ администрации МО <адрес> в перераспределении незаконным.
Определением ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению административного искового заявления по правилам гражданского судопроизводства. К участию в деле привлечены собственники земельных участков ФИО7, ФИО8, ФИО2
В судебном заседании представитель административного истца ФИО6 на удовлетворении исковых требований настаивала, по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований истца по основаниям, изложенным в письменных возражениях и пояснила, что истец злоупотребляет правом. Удовлетворение требований истца приведет к нарушению конституционного принципа самостоятельности органов местного самоуправления.
Третьи лица ФИО7, ФИО8, ФИО2, привлеченные судом к участию в деле предоставили в суд письменные заявления о согласии с требованиями истца, с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствии, указав, что перераспределением земельного участка истребимого ФИО1 их права не нарушаются.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как видно из представленных документов, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 339 кв.м., с кадастровым номером 23:47:0114030:647, категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования- для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>.
Истцом было подано заявление в УИиЗО администрации МО <адрес> о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № расположенного в <адрес> и земель, находящихся в распоряжении муниципального образования, с приложением актов согласования границ земельного участка и схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Истребуемое увеличение площади земельного участка составило
235 кв.м., т.е. изменение площади участка с 339 до 574 кв.м.
Согласно письму №.02.1-06-598/23 от 15.05.2023г. Управлением имущественных и земельных отношений Администрации МО <адрес>, подписанным усиленной подписью заместите начальника УИиЗО АМО г. ФИО5 Еськова ФИО1 отказано в перераспределении истребуемого участка, по следующим основаниям:
- изучив представленные документы установлено, что земельный участок с кадастровым номером № образован в результате раздела земельного участка с к.н. 23:47:0304030:324, таким образом участок расположен внутри квартала и в условиях сложившейся застройки, учитывая наличие смежных земельных участков, состоящих и не состоящих на государственном кадастровом учете, не обеспечен самостоятельным подходом и подъездом, относящимся к территории общего пользования.
Кроме того, согласно имеющейся на архивном хранении топосъемке есть основания полагать, что перераспределение в точках 2-4 испрашивается за счет смежного земельного участка, границы которого не уточнены в соответствии с действующим законодательством, находящегося в пользовании третьих лиц.
Из информации о возможности перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и частной собственности по адресу: <адрес>, подготовленной Управлением архитектуры и градостроительства по вопросу обращения гр. ФИО1, следует, что согласно Градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>, утвержденных Решением городской думы от ДД.ММ.ГГГГг. №, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне Ж-1/А, зоны Ж-1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами и приусадебными участками».
Предельные размеры земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства.
Минимальная/ максимальная площадь земельных участков –
300/2500 кв.м.
Наличие подземных и наземных сетей: информация отсутствует.
Информации в границах участка зданий и сооружений не имеется.
Земельный участок не входит в границы территорий, подверженных возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Памятников археологии, архитектуры не имеется. Зон с особыми условиями на испрашиваемой территории отдел ИОГД УАиГ не располагает. В зону с особыми условиями не подпадает.
Необходимо согласовать границы с собственниками смежных участков. Информация подготовлена на архивной топографической съемке.
Из соглашения №-ПР о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № в <адрес> Н и земель находящихся в распоряжении муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что путем перераспределения был образован земельный участок с к.н. № площадью 919 кв.м.
В настоящее время из данного земельного участка образован участок с к.н. №, который ФИО1 просит увеличить путем перераспределения с землями администрации МО <адрес>.
Согласно ч.4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ- образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков.
Из анализа приведенной нормы права, следует, что при образовании земельного участка письменного согласия всех смежных землепользователей не требуется, т.к. на это нет прямого указания закона.
Согласно представленной схеме земельного участка истребуемого к перераспределению площадь участка по точкам 2-3 уже принадлежит ФИО1 Давность владения составляет более 3 -х лет.
Суду представлены заявления собственников всех смежных земельных участков, о том, что они не возражают против проведения перераспределения и их права не затрагиваются, в случае увеличения площади земельного участка ФИО1Следовательно, в случае перераспределения земельного участка, истребуемого ФИО1 права и интересы третьих лиц не нарушаются, что установлено судом.
Иных оснований для отказа в перераспределении истребуемого ФИО1 земельного участка судом не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Глава V Земельного Кодекса РФ определяет порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных) участков и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Согласно п.3 ч.1 ст. 39.28 ЗК РФ- перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Порядок, случаи и основания заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Частью 9 ст. 39.29 ЗК РФ предусмотрен исчерпывающий список оснований при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Указанным пунктом предусмотрено, что решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
Судом не установлено ни одного основания, предусмотренного ст.39.29 ЗК РФ, для законного отказа ФИО1 в перерапределении земельного участка.
Согласно ч.1 ст. 27 ЗК РФ - оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ч.2 ст. 27 ЗК РФ - земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч.3 ст. 27 ЗК РФ - содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
1) государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";
2) зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами);
3) зданиями, сооружениями, в которых размещены военные суды;
4) объектами организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;
9) воинскими и гражданскими захоронениями;
10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.
5. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения;
8) утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ. - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Участок, который ФИО1 просит перераспределить не подпадает ни под один из указанных в ст. 27 ЗК РФ оснований и ограничений оборотоспособности.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации изложенной в кассационном определении от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-КГ18-14- отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков без правового обоснования нарушает право административного истца на увеличение за плату принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
Таким образом, судом с достоверностью установлено, что у администрации МО <адрес> не было законных оснований в отказе ФИО1 в перераспределении истребуемого земельного участка. Не правовые отказы органов муниципальной власти подрывают доверие граждан к действиям государства и должны пресекаться.
Способом устранения нарушенного права истца суд считает возложение обязанности на ответчика в перераспределении истребуемого земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-
199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> 15.05.2023░. №.02.1-06-598/23 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░.░. №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 339 ░░.░., ░ ░.░. 23:47:0304030:647, ░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ 574 ░░.░., ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.