Дело № 2-2391/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Омск 16 июня 2017 года
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Голубовской Н.С. при секретаре судебного заседания Ануфриевой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Долгих О.В. к Администрации города Омска, департаменту образования Администрации города Омска, департаменту финансов и контроля Администрации города Омска о создании места в дошкольном образовательном учреждении, компенсации морального вреда,
установил:
Долгих О.В. обратилась в суд с названным иском, указывая, что является матерью несовершеннолетней Д.В.С.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С 01 сентября 2016 года и по настоящее время департамент образования Администрации г. Омска совершает в отношении ее ребенка неправомерные действия, отказывая в предоставлении гарантий на получение бесплатного дошкольного образования, налагая ограничения на гарантированную государством общедоступность бесплатного дошкольного образования, что создает для ребенка препятствия в доступе к образованию. 10.09.2015 ее ребенок поставлен на учет в комиссию Центрального административного округа г. Омска для получения им места в детском саду № 14. Место в дошкольном учреждении ее ребенку до настоящего времени не предоставлено. Сложившаяся ситуация доставляет ей нравственные страдания, которые она оценивает в 30 000 рублей. Считает, что действиями ответчиков нарушено право ее ребенка на общедоступность бесплатного дошкольного образования, ее ребенок лишен возможности посещать дошкольное образовательное учреждение в нарушение ст.ст. 2, 18 Конвенции о правах ребенка, приложения № 2 к Протоколу № 1 Конвенции о защите прав человека, ст.ст. 17, 19, 43 Конституции РФ, п. 3 ст. 2, п.п. 2, 3 ст. 4, п.п. 1, 3 ст. 5, ст. 31 Закона РФ «Об образовании». На основании изложенного просит обязать Администрацию г. Омска и департамент образования Администрации г. Омска создать для ее ребенка место в БДОУ г. Омска до даты вступления решения в законную силу, обязать Администрацию г. Омска и департамент образования Администрации г. Омска допустить Д.В.С.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к получению дошкольного образования с даты вступления решения в законную силу, компенсировать моральный вред в размере 30 000 рублей
В судебном заседании истец Долгих О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.
Представители ответчиков Администрации города Омска, департамента образования Администрации города Омска, департамента финансов и контроля Администрации города Омска в судебном заседании участия не принимали, о дате и времени рассмотрения дела извещены.
Непосредственно исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, выслушав Долгих О.В.., поддержавшую доводы иска, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Долгих О.В. является матерью Д.В.С., ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ Д.В.С. зарегистрирована комиссией по комплектованию муниципальных дошкольных образовательных учреждений по Центральному административному округу г. Омска в «Книге учета будущих воспитанников» для получения места в ДОУ города Омска (л.д. 4).
На момент разрешения спора место в дошкольном образовательном учреждении города Омска Д.В.С. не предоставлено, что следует из уведомления о состоянии очереди (л.д. 62-63).
Из совокупного анализа основания иска, изложенной истцом в судебном заседании процессуальной позиции, следует, что нарушение своих прав и прав несовершеннолетнего ребенка связано заявителем с неправомерным бездействием Администрации города Омска в лице соответствующих структурных подразделений по обеспечению безусловного права несовершеннолетнего ребенка на получение дошкольного образования, а также с неправомерными действиями муниципального органа, связанными с принятием несовершеннолетнего ребенка на учет при заведомой осведомленности об отсутствии места в дошкольном образовательном учреждении.
Оценивая правовые условия реализации социального права Д.В.С. на получение дошкольного образования, суд исходит из следующего системного анализа материального закона.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.
Правовое регулирование в области образовательной деятельности, в том числе в сфере дошкольного образования является многоуровневым, поскольку данная сфера нормативного регулирования относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отнесение данной сферы правового регулирования к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предполагает, что реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование по смыслу статей 7, 19 (части 1 и 2), 38 (часть 1), 43 (части 1 и 2), 71 (пункты "в", "е"), 72 (пункт "е" части 1), 76 (части 1 и 2) и 114 (пункт "в" части 1) Конституции Российской Федерации осуществляется на федеральном уровне посредством нормативного закрепления соответствующих минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование в сфере образования.
Основу правового регулирования отношений, связанных с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий и созданием условий для реализации права на образование составляет Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Статья 5 данного федерального закона предусматривает государственную гарантию реализации права каждого человека на образование.
Государственные гарантии в своем содержании предполагают, что право на образование в Российской Федерации реализуется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В ч.3 ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Реализация права на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
В соответствии с п.п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ к числу полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования отнесено, в том числе обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях.
В соответствии с п.п.13 ч.2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансовое обеспечение реализации государственных гарантий в указанной области осуществляется органами государственной власти самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в частности: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Аналогичное правовое содержание полномочий городского округа в области дошкольного образования определено в п.п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Приведенный анализ предметной компетенции публичной власти на разных уровнях безусловно свидетельствует о взаимосвязанном характере действий органов публичной власти в лице органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации права граждан на образование, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ в Российской Федерации дошкольное образование является одним из уровней общего образования.
Положениями ч.5 ст.63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 (далее – Порядок).
Согласно п. 3 Порядка дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования. Формы получения дошкольного образования и формы обучения по конкретной основной общеобразовательной программе - образовательной программе дошкольного образования (далее - образовательная программа дошкольного образования) определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, если иное не установлено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" (п. 4 Порядка).
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Согласно п. 6 Порядка образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.
Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (п. 7 Порядка).
Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.
В соответствии с п. 18 Положения о департаменте образования Администрации г. Омска, утвержденного Решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 413, в сфере управления муниципальной системой образования г. Омска департамент образования Администрации г. Омска организует предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Омской области; организует предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории г. Омска.
В целях осуществления муниципальных полномочий в области организации дошкольного образования приказом директора департамента образования Администрации города Омска от 20.02.2017 № 6 «О комплектовании бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования» утвержден Порядок комплектования бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования (далее - Порядок комплектования).
Поскольку юридическая действительность данного муниципального акта не оспорена, суд исходит из нормативного характера изложенных в нем положений.
Согласно п. 4 Порядка комплектования комплектование учреждений осуществляется с первого рабочего дня января до 1 февраля ежегодно.
В соответствии с п.1 Порядок комплектования комплектование бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, подведомственных департаменту образования, осуществляется комиссией департамента образования по комплектованию бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования соответствующего административного округа города Омска, и комиссией департамента образования по комплектованию бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования компенсирующей и оздоровительной направленности (далее - Комиссия).
С 1 июля до 1 августа ежегодно Комиссия не осуществляет свою деятельность по комплектованию. В остальное время проводится комплектование учреждений на освободившиеся места. Постановка детей на очередь в учреждение осуществляется Комиссией путем регистрации детей, проживающих на территории г. Омска, в Книге учета на основании: документа, удостоверяющего личность одного из родителей (законных представителей) ребенка; свидетельства о рождении ребенка; документа, подтверждающего право на льготу в соответствии с действующим законодательством; заключения психолого-медико-педагогической комиссии (при постановке на очередь в группы компенсирующей и комбинированной направленности); направления (рекомендации) врача-фтизиатра (при постановке на очередь в группы оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией) (п. 6 Порядка комплектования).
В соответствии с п. 7 Порядка комплектования, после регистрации детей в Книге учета родителям (законным представителям) ребенка специалистом Комиссии выдается Уведомление о регистрации в Книге учета. На Уведомлении ставится штамп Комиссии и подпись члена Комиссии.
Из п. 17 Порядка комплектования следует, что комплектование учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования. При этом, основанием для формирования очередности детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, является возраст ребенка на момент регистрации в Книге учета. Чем меньше возраст ребенка на момент постановки на списочную очередность, тем выше его порядковый номер очереди в соответствии с данным критерием.
Данное муниципальное регулирование в полной мере согласуется с пунктом 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293, предусматривающего возможность отказа в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию исключительно по причине отсутствия в ней свободных мест.
Толкуя приведенные нормативные положения ч.5 ст.63 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, суд отмечает, что данная очередность является учетно-списочной, позволяющей соблюсти права и законные интересы несовершеннолетних граждан в зависимости от даты рождения и даты обращения родителей в уполномоченный орган для получения места в дошкольном образовательном учреждении.
В соответствии с п. 9 Порядка комплектования внеочередное, первоочередное или преимущественное право на определение детей в учреждения предоставляется заявителям на основании документа, подтверждающего наличие такого права согласно приложению № 6 к Порядку.
Заявитель представляет подлинники документов, подтверждающих наличие внеочередного, первоочередного или преимущественного права предоставления ребенку места в учреждении, в Комиссию при регистрации ребенка в единой Книге учета и при формировании списков по комплектованию учреждений.
Принимая во внимание указанное нормативное регулирование, учитывая основание и предмет заявленного иска, суд полагает, что юридическое значение по настоящему делу имеют следующие обстоятельства: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; фактическое наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
В качестве приоритетных для устройства ребенка Долгих О.В. указаны следующие дошкольные образовательные учреждения города Омска: № 14,59,375,174.
Как следует из ответа департамента образования Администрации г. Омска на судебный запрос, Д.В.С. зарегистрирована в дошкольное образовательное учреждение города Омска "Детский сад № 14 общеразвивающего вида" 10.09.2015 года. В настоящее время общегородская очередь Д.В.С. – 7456; общая очередь в ДОУ "Детский сад № 14 общеразвивающего вида" в возрастной категории от 1 до 2 лет - 9. В соответствии с очередностью направить Д.В.С. в ДОУ «Детский сад № 14 общеразвивающего вида», а также в иное образовательное учреждение не представляется возможным (л.д. 62-63).
Сведений о наличии свободных мест в иных дошкольных образовательных учреждениях, в том числе в дошкольных учреждениях №№59,375,174. г. Омска из представленных департаментом образования Администрации города Омска материалов и документов не усматривается.
Процессуальных оснований для критической оценки представленных департаментом образования Администрации города Омска сведений, а равно сомнений в достоверности представленных ответчиком данных у суда не имеется, поскольку иными средствами доказывания данные сведения не опровергнуты, усомниться в процессуальной добросовестности департамента образования Администрации г. Омска у суда оснований не имеется.
Как таковое право несовершеннолетней Д.В.С. на получение дошкольного образования ответной стороной не оспорено. Однако его фактическая реализация затруднена объективными причинами, связанными с отсутствием свободных места в избранных истцом дошкольных образовательных учреждения и иных образовательных учреждениях города Омска.
Основываясь на правовом анализе доказательств, представленных сторонами в обоснование своих требований и возражений, суд находит факт неправомерного отказа в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении Д.В.С. доказательно неподтвержденным.
В ходе судебного разбирательства с достоверностью установлено, что не предоставление Д.В.С. места в дошкольном образовательном учреждении г. Омска обусловлено исполнением департаментом образования Администрации г. Омска нормативных требований о порядке комплектования бюджетных образовательных учреждений города Омска, предусматривающих обеспечение местом в дошкольном образовательном учреждении исключительно на основе учетно-списочной очередности детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного образования.
Оснований для неисполнения нормативных предписаний муниципального правового акта у департамента образования Администрации города Омска не имеется.
Одновременно судом установлено, что истец не имеет преимущественного права (внеочередного или первоочередного) на определение ребенка в учреждение вне списочной очередности.
Также суду представлены сведения об открытии в 2013-2015 г.г дошкольных групп для детей от 2 до 7 лет при существующих детских садах, школах и центрах, содержащих информацию о ходе исполнения решения Центрального районного суда г. Омска от 01.12.2011 о возложении на ответчиков обязанности организовать предоставление бесплатного дошкольного образования до 01 января 2015 года (с учетом отсрочки исполнения до 01.01.2017, предоставленной определением Центрального районного суда г.Омска от 14.12.2015).
Проанализировав установленные обстоятельства во взаимосвязи и совокупности с представленными сторонами доказательствами, суд приходит к выводу, что непредставление Д.В.С. места в дошкольном образовательном учреждении г.Омска обусловлено исключительно фактическим отсутствием свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях города Омска, а также связано с наличием учетно-списочной очередности, в которой состоят лица, обратившиеся за постановкой на такую очередь ранее истца.
Поскольку действующее федеральное нормативное регулирование в области образования предусматривает наличие учетно-списочной очередности, формирование которой на муниципальном уровне основано исключительно на возрасте ребенка на момент регистрации в Книге учета будущих воспитанников образовательных учреждений города Омска, принимая во внимание фактическое отсутствие места в дошкольных образовательных учреждениях города Омска, учитывая наличие иных несовершеннолетних детей, поставленных на списочный учет ранее Д.В.С., обязанности по одномоментному предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении г.Омска по обращению истца у департамента образования Администрации города Омска не имеется.
Суд полагает, что указанное нормативное регулирование в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами по делу подтверждает доводы ответной стороны о невозможности по объективным причинам обеспечить Д.В.С. местом в дошкольном образовательном учреждении при соответствующем обращении истца.
Проанализировав спорные правоотношения, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств и требований закона, суд приходит к выводу о том, что причины не предоставления Д.В.С. места в дошкольном образовательном учреждении г. Омска с противоправным поведением ответной стороны не связаны, виновного бездействия органами местного самоуправления в части ликвидации имеющейся списочной очередности и обеспечения реализации права ребенка на получение дошкольного образования не допущено.
При изложенных обстоятельствах, факт неправомерного отказа истцу в допуске Д.В.С. к бесплатному дошкольному образованию со стороны Администрации города Омска, департамента финансов и контроля, департамента образования Администрации города Омска доказательного подтверждения не нашел.
Непосредственно исследовав имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд полагает установленным то обстоятельство, что органами публичной власти принимаются организационные, правовые и финансовые меры, необходимые для исполнения решения Центрального районного суда г. Омска от 01.12.2011 (с учетом отсрочки исполнения до 01.01.2017, предоставленной определением Центрального районного суда г.Омска от 14.12.2015) и, тем самым, обеспечения реализации права несовершеннолетних граждан на получение дошкольного образования на территории города Омска.
Учитывая, что доводы исковой стороны о нарушении Администрацией города Омска, департаментом финансов и контроля Администрации города Омска, департаментом образования Администрации города Омска требований закона в части реализации права несовершеннолетнего ребенка на получение дошкольного образования обоснованного подтверждения не нашли, правовых оснований для удовлетворения заявленных Долгих О.В. исковых требований суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Долгих О.В. к Администрации города Омска, департаменту образования Администрации города Омска, департаменту финансов и контроля Администрации города Омска о возложении обязанности по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Н.С. Голубовская
Мотивированное решение составлено 20.06.2017 года