Дело № 2-1054/2022
45RS0008-01-2022-000885-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Димовой Ю.А.,
при секретаре Мининой Е.В.,
рассмотрев в с. Кетово Кетовского района Курганской области 1 декабря 2022 года в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кетовского района Курганской области к ООО «Жилсервис» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кетовского района Курганской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к ООО «Жилсервис» с исковым заявлением о возложении обязанности по оснащению многоквартирных домов приборами учета. В обоснование указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что в многоквартирных домах в с. Кетово по адресам: ул. Красина, д. 18, ул. Красина, д. 20, ул. Красина, д. 22, ул. Красина, д. 24, где имеется для этого техническая возможность, отсутствуют общедомовые (коллективные) приборы учета тепловой энергии. Поставщиком тепловой энергии для указанных многоквартирных жомов является ООО «Жилсервис», которым не приняты меры к установке приборов учета тепловой энергии для указанных домов, начисление платы собственникам помещений в перечисленных МКД за коммунальную услугу отопление осуществляется по нормативу, а не по количеству фактически потребленного ресурса, таким образом, требования, установленные Законом № 261-Ф ресурсоснабжающей организацией не выполнены. Просит возложить на общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис» обязанность по оснащению приборами учета используемых энергоресурсов - общедомовых (коллективных) приборов учёта, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию по адресам: ул. Красина, д. 18, ул. Красина, д. 20, ул. Красина, д. 22, ул. Красина, д. 24, в с. Кетово Кетовского района Курганской области в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Кетовского района Курганской области Иванов А.С., в судебном заседании заявленные требования поддержал, пояснил, что действующим законодательством предусмотрена прямая обязанность по установке общедомовых приборов учета в многоквартирных домах, где такая возможность имеется. Согласно материалам дела в заявленных многоквартирных домах возможность установки общедомовых приборов учета имеется. Установка прибора учета позволит начислять плату за коммунальные услуги по фактически потребленному количеству энергии, а не по нормативам. Указывал, что на ответчика необходимо возложить обязанность по установке прибора учета теплоресурсов. Информацию о возможности установки приборов учета предоставляет поставщик энергии, на основании таких сведений, а также сведений ООО «УК Орион» был заявлен иск.
Представитель ответчика – Бессонов В.В. возражал против заявленных требований, указывает, что узел учета включает в себя техническую систему, состоящую из средств измерения и устройство обеспечивающие учет тепловой энергии, массу и объем теплового носителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя. Прибор учета представляет собой средство измерения. Прибор учета ООО «Жилсервис» может приобрести прибор учета, а монтаж, установка, подготовка проектной документации прибора учета не может быть возложена на ООО «Жилсервис». Без действий по реконструкции, без подготовки проектной документации, монтажа, установки прибора, без решения общего собрания собственников дома о том, смогут ли собственники собрать деньги на установку прибора учета, не может быть установлен прибор учета. Какие именно работы необходимо провести, пояснить не смог. Также полагал, что отсутствует техническая возможность установки прибора учета, при реконструкции по время капитального ремонта, который запланирован примерно в 2030 году, возможно будет установить приборы учета. При этом, указывая на необходимость реконструкции не указывал, какие именно мероприятия необходимо провести, а также какие именно имеются препятствия в каждом из домов, свидетельствующие о невозможности установки прибора учета. Не оспаривал, что ООО «Жилсервис» осуществляет поставку тепловой энергии в заявленные жилые дома.
Представители ООО "УО "Орион", администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области, представителя Кетовского муниципального округа Курганской области в судебное заседание не явились, извещались повестками, о причинах неявки неизвестно.
Третьи лица Евдокимова Н.А., Матвеева Н.Ф., Медведева Т.А., Ложникова Н.С., Лабезная Н.А., Виноградова Л.Г., Петрова Н.Г., Фомин В.А., Полякова А.Л., действующая в интересах своих несовершеннолетних детей Мтвеева С.Е. и Матвеева М.Е. в судебном заседании возражали против удовлетворения требований.
Третьи лица Пучков Т.В., Еланцева Н.Е., Еланцева Г.Е., Вахмянина В.М., Печерская Д.М. в судебном заседании с требованиями согласились.
Третье лицо Жарков Н.С. в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, о причинах не уведомил, Наумова О.В., действующая в интересах своих несовершеннолетних детей Жаркова Н.С., Наумовой С.М в судебном заседании с требованиями согласилась.
Третье лицо Тюлин В.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, в заявлении просил о рассмотрении дела без его участия, указав, что с требованиями согласен.
Третье лицо Росляков Д.В. в судебное заседание не явился, извещался надлежаще, в заявлении просил о рассмотрении дела без его участия, указав, что с требованиями не согласен, просил в удовлетворении требований отказать.
Трете лицо Худин С.С., действующий в своих интересах и в интересах Худина Д.С., и Худина А.С. не явился, извещался надлежаще, в заявлении просил о рассмотрении дела без их участия.
Третье лицо Потапова И.И. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежаще, в телефонограмме просила о рассмотрении дела без его участия, указав, что рассмотрение требований оставляет на усмотрение суда.
Третьи лица Киселева Е.А., Тюлина Л.В., Лукин А.А., Лукина К.В., Чебанина К.В. Глухих С.Г., Панфилова И.Л., Яковлева Л.В.Ю, Еремеева Н.В., Менькова Н.И., Головина Т.Г., Головин А.Г., Радченко В.Ж., Пахомов М.В., Михнюк Н.А., Иванов В.А., Иванова Н.А., Шамшура Н.И., Пучкова С.А., Аверьянов В.А., Аверьянов И.Н., Обабкова Л.А., Святова Е.В., Пшеничников А.П., Печерская А.М., Терешкина Н.В., Прокопьева т.А., Никитина В.И., Никитин А.В., Михайлова Л.Н., Тутов И.М., Тутова Н.А., Рубцова А.НЕ., Иванов С.В., Иванов И.В., Маринова Т.А., Корнеев А.В., действующий за себя и своих несовершеннолетних детей Корнееву С.А., Корнеева Д.А., Малоземова С.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Малоземова В.Д. и Малоземова А.Д., Федорова Н.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Федоровой В.А., Федорова В.А., Федорова Т.А., в судебное заседание не явились, извещались надлежаще, о причинах неявки не уведомили.
Суд, с учетом мнения явившихся лиц, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, меры по извещению которых приняты.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Частью 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Частью 9 ст. 13 указанного Федерального закона предусмотрено, что с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
На основании ч. 10 ст. 13 данного Федерального закона до 1 июля 2010 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя не позднее 1 января 2019 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение природным газом или его передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемого природного газа, обязаны представлять не позднее 1 января 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года лицам, указанным в частях 5.1 и 6.1 настоящей статьи, предложения об оснащении таких объектов приборами учета природного газа. В отношении объектов, которые указаны в частях 3 - 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, предложения об оснащении таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии должны быть представлены не позднее 1 июля 2018 года.
В силу ч. 12 ст. 13 указанного Федерального закона, до 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), после 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и после 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2021 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (ред. от 03.02.2022) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" утверждены указанные правила.
В силу подпункта "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами.
Согласно пп. "и", "к" п. 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике".
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
Указанный Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии (статья 1).
Из изложенного следует, что собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. В случае невыполнения данных требований закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанности по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, пункт 38 (1) Правил N 491).
В силу абзаца седьмого пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исходя из положений абзаца семнадцатого пункта 2 указанных Правил N 354, ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация (пункт 8 Правил N 354).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, при этом обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в многоквартирных домах возложена на ресурсоснабжающие организации.
В судебном заседании представитель ООО «Жилсервис» не оспаривал, что данная организация является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет поставку тепловой энергии в многоквартирные дома находящиеся в с. Кетово, Кетовского района Курганской области по адресу: ул. Красина д. 18, ул. Красина, д. 20, ул. Красина, д. 22 и ул. Красина, д. 24.
Как следует из ответа ООО «Жилсервис» № 17 от 16.02.2022 направленного в адрес Заместителя прокурора Кетовского района в ответ н а запрос от 14.02.2022, указаны адреса многоквартирных домов, не оснащенных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, поставщиком которой является ООО «Жилсервис», в том числе: с. Кетово, ул. Красина, 18, ул. Красина; с. Кетово, ул. Красина, 20; с. Кетово, ул. Красина, 22, с. Кетово, ул. Красина 24. При этом, в отношении иных домов (в частности по ул. Красина, 23, по ул. Красина, 25, по ул. Советской, 60) предоставлены сведения об отсутствии технической возможности.
Таким образом, при предоставлении указанного ответа ООО «Жилсервис» указывал на наличие технической возможности установки общедомовых приборов учета тепловой энергии в домах№ 18, 20, 22, 24 по ул. Красина в с. Кетово.
Аналогичная информация была представлена и ООО УК «Орион» в ответе № 19 от 22.02.2022, согласно которой в домах в с. Кетово, по ул. Красина 18, Красина, 20, Красина 22, Красина 24, отсутствуют общедомовые (коллективные приборы учета тепловой энергии по состоянию на 22.02.2022. и есть техническая возможность их оснащения.
Ответчиком ООО «Жилсервис» представлены копи актов обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) коллективного (общедомового) приборов учета от 16.05.2022, подписанных представителем ООО «Жилсервис» Бессоновым В.В. и ООО «Орион» Сорокиной Н.А., согласно которому проведено обследование на предмет установления наличия (отсутсвтия) технической возможности установки общедомового прибора учета тепловой энергии по адресам: с. Кетово, ул. Красина 18, Красина, 20, Красина 22, Красина 24, путем осмотра с использование рулетки, в результате которого установлено отсутствие технической возможности установки учета тепловой энергии. !) установка прибора учета тепловой энергии по проектным характеристикам многоквартирного дома невмозножна без реконструкции внутриквартирных инженерных систем (отсутствие ИТП). Для дома 24 по ул. Красина также указано на невозможность обеспечит доступ для обслуживания ОПУ (низкая высота подпольного помещения (70 см). Также во всех акта указано, что для установки прибора учета необходимо выполнить следующие организационно-технические мероприятия: разработка проекта с установкой ИТП и реконструкция внутренних общедомовых сетей, лицо, ответственное за мероприятия – собственники МКД.
Вместе с тем, в актах отсутствуют сведения о привлечении к осмотру специалиста, собственники многоквартирных жилых домов, не указано, в связи с чем пришли к выводу о необходимости реконструкции, и невозможности установки приборов учета. В связи с изложенным, суд не принимает данный акт в качестве доказательства невозможности установки общедомовых приборов учета в заявленных истцом многоквартирных домах.
При этом, в силу приведенных выше норм закона оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета, если собственники помещений в многоквартирном доме не провели соответствующие работы, возложена именно на ресурсоснабжающую организацию, которая обязана была в силу ч. 10 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ предоставить собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, предложения об оснащении многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации, в соответствии форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, которая утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Приказ Минэнерго РФ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов").
Доводы представителя ответчика о том, что решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу установки общедомового прибора учета тепловой энергии не было принято, судом отклоняются, поскольку в силу требований вышеприведенных правовых норм работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ.
Исходя из обстоятельств дела (длительность отсутствия общедомового прибора учета, объем принятых ответчиком мер, позиция ресурсоснабжающей организации и т.д.) суд приходит к выводу, что выбранный прокурором способ защиты является эффективным способом восстановления нарушенных прав проживающих в многоквартирном доме граждан и предупреждения нарушения публичных интересов в сфере энергосбережения. Также суд приходит к выводу о том, что законодательство об энергосбережении не освобождает ресурсоснабжающую организацию от обязанности оснастить общедомовым прибором учета заявленного коммунального ресурса, с последующим возмещение расходов на установку этого прибора за счет средств собственников помещений в этом доме.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению частично, только в части возложения обязанности на ООО «Жилсервис» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии, а также ввести в эксплуатацию установленные приборы учета тепловой энергии в домах расположенных по адресу: Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Красина, 18; Курганская область, Кетовский район,с. Кетово, ул. Красина, 20; Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Красина, 22; Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Красина, 24. Поскольку прокурором заявлены требования о возложении на ООО «Жилсервис» обязанности по оснащению приборами учета используемых энергоресурсов – общедомовых (коллективных) приборов учета, а также ввод установленных приборов учета эксплуатацию в указанных домах, однако сведения о том, что ООО «Жилсервис» осуществляет поставку в указанные доме иных энергоресурсов, кроме тепловой энергии не представлены, таким образом ООО «Жилсервис» является ресурсоснабжающей организацией только в части тепловой энергии.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области к ООО «Жилсервис» о возложении обязанности удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилсервис» (ИНН 4510029340) в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оснастить общедомовым (коллективным) прибором учета тепловой энергии, а также ввести в эксплуатацию установленные приборы учета тепловой энергии в домах расположенных по адресу:
- Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Красина, 18,
- Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Красина, 20,
- Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Красина, 22,
- Курганская область, Кетовский район, с. Кетово, ул. Красина, 24.
В остальной части в удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кетовский районный суд Курганской области.
Мотивированное решение составлено 24.01.2023.
Судья Ю.А. Димова