Дело № 2а-5558/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2020 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Ходуновой А.С.,
с участием административного истца Пиханова А.Н.,
представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» Бельской М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пиханова Алексея Николаевича к призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, военному комиссариату г.Петропавловска-Камчатского, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Камчатского края» о признании незаконным решения о призыве на военную службу,
УСТАНОВИЛ:
Пиханов А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, военному комиссариату г.Петропавловска-Камчатского о признании незаконным решения о призыве на военную службу. В обоснование иска указал на то, что решение призывной комиссии является незаконным в связи с неверным определением категории годности к военной службе и нарушением нормативных актов, регламентирующих порядок призыва. Медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии в отношении него было проведено без результатов обязательных диагностических исследований. При прохождении медицинского освидетельствования он высказывал жалобы на боли в области почек, частый пульс, ощущение давления на виски и на глаза; жалобы не были приняты во внимание, направление на дополнительное обследование выдано не было.
Определением судьи к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края».
В судебном заседании административный истец Пиханов А.Н. иск поддержал по указанным в нем основаниям. Дополнительно пояснил, что в 2019 году он проходил призывную комиссию, сообщал терапевту о наличии жалоб на состояние здоровья. Его жалобы были проигнорированы и его признали годным к военной службе. Не согласившись с таким решением, он обратился с жалобой в Военный комиссариат Камчатского края. Согласно сообщению Военного комиссариата Камчатского края от 27 декабря 2019 года, решение призывной комиссии г.Петропавловска-Камчатского о призыве его на военную службу отменено, он признан негодным к военной службе, передан в запас, ему предложено обратиться в военный комиссариат г.Петропавловска-Камчатского для решения вопроса о получении военного билета. Военный билет он не получил, ждал уведомления о явке. При этом, 12 октября 2020 года он снова был вызван на призывную комиссию и был признан годным к военной службе. Решение краевой комиссии он не предоставлял, документы были им утрачены, обнаружил их после прохождения комиссии.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Камчатского края» Бельская М.Н. в судебном заседании иск не признала, пояснила, что при принятии оспариваемого решения призывная комиссия не обладала сведениями о принятом в отношении Пиханова А.Н. в 2019 году решения о признании его негодным к прохождению военной службы. В ходе настоящей призывной кампании на основании результатов медицинского освидетельствования Пиханов А.Н. признан годным к военной службе, определена категория годности Б-3.
Представители административных ответчиков призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, военного комиссариата г.Петропавловска-Камчатского в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец оспаривает решение от 12 октября 2020 года, с настоящим административным исковым заявлением обратился в суд 18 ноября 2020 года, соответственно, предусмотренный пунктом 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок заявителем не пропущен.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно статье 22 этого же Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом, на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается, в том числе, из числа граждан, не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу.
В силу пп. «а» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
Пунктом 4 статьи 23 указанного Федерального закона предусмотрено, что граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу пункта 2 статьи 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации контролирует обоснованность направления граждан для прохождения военной службы в видах и родах войск Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения.
Из материалов дела следует, что Пиханов А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 05 февраля 2014 года поставлен на воинский учет в отделе <данные изъяты> определена категория годности «А-1».
Решением призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа от 18 ноября 2019 года Пиханов А.Н. признан годным к прохождению военной службы, ему была вручена повестка для отправки в Вооруженные Силы РФ в декабре 2019 года.
Не согласившись с указанным решением, 02 декабря 2019 года Пиханов А.Н. обратился с жалобой в Военный комиссариат Камчатского края.
Согласно выписке из протокола №15 заседания призывной комиссии Камчатского края от 27 декабря 2019 года в отношении Пиханова А.Н. было вынесено решение о признании его негодным к военной службе, зачислении его в запас.
В этот же день военным комиссаром Камчатского края Пиханову А.Н. было направлено уведомление о том, что решение призывной комиссии г.Петропавловска-Камчатского о призыве его на военную службу отменено. Решением призывной комиссии Камчатского края от 27 декабря 2019 года он передан в запас. Для решения вопроса о получении военного билета ему предложено обратиться в военный комиссариат г.Петропавловска-Камчатского.
Вместе с тем, в октябре 2020 года Пиханов А.Н. вновь был вызван в военный комиссариат для прохождения медицинского освидетельствования. Решением призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа от 12 октября 2020 года Пиханов А.Н. признан годным к военной службе, определена категория годности к военной службе «Б-3», принято решение о призыве Пиханова А.Н. на военную службу.
Учитывая, что решением призывной комиссии Камчатского края от 27 декабря 2020 года решение призывной комиссии г.Петропавловска-Камчатского в отношении Пиханова А.Н. было отменено, принято решение о признании Пиханова А.Н. не годным к военной службе, суд приходит к выводу о том, что решение призывной комиссии от 12 октября 2020 года вынесено с нарушением установленного нормативными актами порядка.
Из взаимосвязанных положений пунктов 1, 2 статьи 22 и части 4 статьи 23 Федерального закона №53-ФЗ следует, что граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности в связи признанием не годными к военной службе по состоянию здоровья, и пребывающие в запасе не подлежат призыву на военную службу.
Следовательно, такие граждане не привлекаются к прохождению медицинского освидетельствования в период очередной призывной кампании, к иным мероприятиям, связанным с призывом на военную службу.
Пиханов А.Н. решением призывной комиссии Камчатского края от 27 декабря 2019 года был признан не годным к военной службе и передан в запас. Доказательств отмены решения от 27 декабря 2019 года в материалы дела не представлено.
При таких данных, военный комиссариат города Петропавловска-Камчатского и призывная комиссия не должны была привлекать Пиханова А.Н. к мероприятиям, связанным с призывом на военную службу, проводить в отношении него медицинское освидетельствование и обсуждать вопрос о категории годности его к военной службе.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требование Пиханова А.Н. о признании незаконным решения призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа от 12 октября 2020 года об определении категории годности к военной службе «Б-3» подлежит удовлетворению, поскольку при его вынесении комиссия не учла наличие решения призывной комиссии Камчатского края от 27 декабря 2019 года, в соответствии с которым Пиханов А.Н. признан негодным к прохождению военной службы и передан в запас.
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Часть 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок.
В соответствии с пунктом 1 части 3, частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает необходимым возложить на призывную комиссию Петропавловск-Камчатского городского округа обязанность устранить допущенное нарушение прав Пиханова А.Н.
На основании части 1 статьи 111, части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Камчатского края» в пользу Пиханова А.Н. подлежат взысканию судебные расходы в виде оплаченной госпошлины.
Руководствуясь статьями 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Пиханова Алексея Николаевича к призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа, военному комиссариату г.Петропавловска-Камчатского, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Камчатского края» удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа от 12 октября 2020 года в отношении Пиханова Алексея Николаевича о призыве на военную службу.
Обязать призывную комиссию Петропавловск-Камчатского городского округа устранить допущенное нарушение прав Пиханова Алексея Николаевича.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Камчатского края» в пользу Пиханова Алексея Николаевича расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий Степанова Ю.Н.
Мотивированное решение составлено 28 декабря 2020 года.
УИД: 41RS0001-01-2020-010798-59