ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Дело № 88-6656/2020
Санкт-Петербург 29 июля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Шкарупиной С.А., Бакулина А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 января 2020 года по гражданскому делу 2-3030/2019 по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга о признании права на дополнительное материальное обеспечении, об обязании возобновить выплату дополнительного материального обеспечения,
заслушав доклад судьи Стешовиковой И.Г., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд иском к УПФР в Василеостровском районе Санкт-Петербурга о признании решения незаконным, возложении обязанности назначить дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года ему присуждена премия Правительства РФ в области науки и техники.
В период с апреля 2018 по апрель 2019 года истец получал дополнительное материальное обеспечение. Письмом от 03.04.2019 истцу сообщено, что решение о назначении дополнительного материального обеспечения вынесено необоснованно. Считая действия ответчика по снятию дополнительного материального обеспечения незаконными, истец обратился с настоящим иском в суд.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2019 года в удовлетворении иска ФИО1 отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 января 2020 года решение Василеостровского районного суда города Санкт-Петербурга от 25 сентября 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных постановлений, указывает, что судами первой и апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, что повлекло за собой их неверное применение и соответственно, вынесение судом неправомерных судебных актов.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы, содержание судебных постановлений и материалы изученного дела о таких нарушениях не свидетельствуют.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 11 ноября 1992 года ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года ФИО1 присуждена премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники, и вручён диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации.
В период с 31.03.2018 по 31.03. 2019 года ФИО1 получал дополнительное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, в соответствии с Федеральным законом от 04 марта 2002 года № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
03 апреля 2019 года ответчиком в адрес истца направлено письмо, в котором разъяснено о необходимости возврата полученных денежных средств по причине того, что лауреатам премий Правительства Российской Федерации назначение дополнительного материального обеспечения законом не предусмотрено.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что премия Правительства РФ не приравнивается к Государственной премии РФ, в связи с чем истец не имеет право на получение дополнительного материального обеспечения, предусмотренного положениями Федерального закона от 04 марта 2002 г. № 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией».
С указанным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы следует признать верными и обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права.
Государственные премии Российской Федерации в области науки и технологий присуждаются гражданам Российской Федерации Президентом Российской Федерации за особые заслуги перед Российской Федерацией и выдающие достижения в соответствующей области науки и являются высшим признанием заслуг гражданина Российской Федерации перед обществом и государством в этой сфере.
В отличие от Государственных премий Российской Федерации премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники носят стимулирующий, поощрительный характер, присуждаются решением Правительства Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за определенные достижения в области науки и техники.
Таким образом, к государственным премиям Российской Федерации, с присуждением которых Федеральный закон от 04 марта 2002 г. N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" связывает право граждан Российской Федерации, имеющих особые заслуги перед государством и выдающие достижения, на получение дополнительного материального обеспечения, устанавливаемого к пенсии, относятся премии, имеющие статус Государственной в соответствии с нормативным актом, учредившим их, и положением о них. Соответственно, субъектами правоотношений, вытекающих из норм Федерального закона от 04 марта 2002 г. N 21-ФЗ, являются лауреаты указанных премий - лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты соответствующей Государственной премии Российской Федерации (РСФСР).
Учитывая изложенное, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что ФИО1, являющийся лауреатом премии Правительства Российской Федерации, не является лауреатом Государственной премии Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в силу нормативных предписаний Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" полномочиями по учреждению и присуждению премий от имени Российской Федерации не наделено.
Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 544 утверждено, действующее в настоящее время Положение о премиях Правительства РФ в области науки и техники.
Согласно пунктам 1 и 3 Положения о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 г. N 544, премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники присуждаются ежегодно гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за достижения, перечисленные в подпунктах "а" - "и" названного пункта, по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений Межведомственного совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Таким образом, премия Правительства Российской Федерации в области науки и техники является средством поощрения ученых и специалистов за достижения в соответствующих направлениях научно- исследовательской и научно-технической деятельности, присуждается Правительством Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим определенные научные достижения и разработки.
В пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ приведен исчерпывающий перечень граждан, которым назначается дополнительное материальное обеспечение.
В числе таких граждан лауреаты Ленинской премии, лауреаты Государственных премий СССР и лауреаты Государственных премий Российской Федерации (РСФСР) (подпункт 8 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 ноября 2007 г. N 736-О-О, Федеральный закон "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией" является специальным законом, регулирующим порядок и условия назначения и выплаты за счет средств федерального бюджета дополнительного материального обеспечения российским гражданам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед страной, к которым подпункт 8 пункта 2 его статьи 1 относит, в частности, лауреатов государственных премий Российской Федерации (РСФСР). Само по себе закрепление в законе права этих лиц на получение дополнительного материального обеспечения не может рассматриваться в качестве правового регулирования, направленного на какое бы то ни было ущемление конституционных прав граждан.
Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 г. N 1761-О.
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. N 21-ФЗ имеют получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье, граждане Российской Федерации, отмеченные определенными наградами за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией. К гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение относятся, в том числе лауреаты государственных премий Российской Федерации (РСФСР). При этом исходя из норм закона лауреаты государственной премии - это граждане Российской Федерации, отмеченные за особые заслуги и выдающиеся достижения в соответствующей области перед Российской Федерацией.
Таким образом, объективные критерии для награждения премией Правительства Российской Федерации не совпадают с критериями, установленными пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 04.03.2002 N 21-ФЗ "О дополнительном ежемесячном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
С учетом изложенного, судебная коллегия Третьего кассационного суда, полагает верным выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы заявителя сводятся к ошибочному толкованию действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 397.7 ГПК РФ для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 25 сентября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 14 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи