Дело № 2-955/15
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
05 мая 2015 года г. Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
при секретаре ФИО5,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО6, представителя истца по доверенности ФИО8, представителя ответчика по доверенности ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым о признании незаконным увольнения, восстановлении на работе и выплате среднего заработка за время вынужденного прогула
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратился с иском в суд к ответчику, в котором просит признать незаконным и отменить приказ об увольнении истца ФИО2 от <данные изъяты> – п, восстановить истца, в должности директора Государственного унитарного предприятия «Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства «Крымкоммунпроект», обязать ответчика Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, заключить с истцом трудовой договор для работы в должности директора Государственного унитарного предприятия «Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства «Крымкоммунпроект», а так же взыскать с ответчика не полученную за время вынужденного прогула среднюю заработную плату.
Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО2, приказом Министерства регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым был назначен исполняющим обязанности директора Крымского республиканского предприятия «Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства «Крымкоммунпроект», что подтверждается приказом от <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГг. распоряжением Совета Министров Республики Крым №1043- р., предприятия, находящие в ведении Министерства регионального развития и жилищно-коммунального Республики Крым, переданы в ведение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
ДД.ММ.ГГГГг. приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства N4-n истец ФИО2 был уволен по п.10 ч.1 ст.81 ТК РФ.
В приказе указано, за грубое нарушение требований трудового законодательства РФ, выразившем в незаконном увольнении сотрудников КРП РК «Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства « Крымкоммунпроект» и непринятии должных мер по устранению нарушений выявленных в ходе проверки, освободить от исполнения обязанностей директора Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Проектный институт проектирования объект строительства «Крымкоммунпроект» за однократное грубое нарушение руководителем организации своих трудовых обязанностей.
В приказе указано, что истец ФИО2 грубо нарушил требования трудового законодательства РФ, но не указано, какое он совершил, однократное грубое нарушение своих трудовые обязанности, за которое налагается дисциплинарное взыскание, в виде увольнения.
Трудовые отношения между истцом, ФИО2 и ответчиком Министерством жилищно-коммунального хозяйства РК не были оформлены надлежащим образом, приказ о приеме истца ФИО2 не издавался, трудовой договор между Работодателем и Работником заключен не был.
Истец считает свое увольнение незаконным по следующим основаниям. Приказ издан с грубыми нарушениями действующего законодательства: - не указано когда, по каким вопросам и кем проводилась проверка в институте, какие выявлены грубые нарушения трудового законодательства или других нормативных актов, в чем это выразилось, и что повлекло за собой, кем были допущены нарушения, не указаны сроки устранения. В приказе указаны, две совершено разные меры наказания руководителя института: в кратком содержании приказа указано «уволить», а в обязательной части - «отстранить от исполнения обязанностей», без указания фамилии имени, отчества отстраняемого лица.
Согласно п.4.1, 6.3, 6.5. Устава КРП « Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства « Крымкоммунпроект», утвержденного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым ДД.ММ.ГГГГг. к компетенции директор института относятся следующие вопросы:
- институт самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность сотрудников и штатное расписание.
- самостоятельно решает все вопросы деятельности института, его структуры управления, устанавливает штаты, за исключением тех, которые отнесены Уставом к компетенции Органа управления.
Заместители директора института, руководители и специалисты подразделений аппарата управления и структурных подразделений назначаются на должность и увольняются с должности директором института.
К компетенции органа управления, в соответствии разделов 5 и 6 Устава, относится:
- осуществление контроля, за использованием и сохранением имущества закрепленного за институтом, без вмешательства в хозяйственную деятельность института.
Управление институтом осуществляется в соответствии с его Уставными документами на основании полученных прав Органа управления относительно хозяйственного использования своего имущества и участия в управлении трудового коллектива.
Для руководства хозяйственной деятельностью института Орган управления назначает директора института путем заключения с ним договора, где указывается срок найма, права, обязанности и ответственность директора перед Органом управления и трудовым коллективом, условия его материального обеспечения, условия увольнения его с должности, другие условия найма по согласию сторон.
Полагаю что для привлечения к дисциплинарной ответственности по п. 10 Ч.1 CT.81 ТК РФ, у Работодателя отсутствовали объективные причины для увольнения по данному основанию.
Кроме того, работодатель до настоящего времени не выдал истцу ФИО2 трудовую книжку.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
В судебном заседании представитель ФИО2 по доверенности ФИО8 требования истца и доводы искового заявления поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель Министерства ЖКХ <адрес> по доверенности ФИО9 возражала против удовлетворения требований, суду пояснила следующее.
Крымское республиканское предприятие «Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства «Крымкоммунпроект» передано в ведение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ
Пунктом 2 данного распоряжения также поручено привести в соответствие с действующим законодательством учредительных документов предприятий.
Приведение в соответствие учредительных документов предприятия в соответствие с действующим законодательством подразумевает проведение перерегистрации предприятия: разработку, утверждение Устава предприятия, согласование с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в соответствии с постановление Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах деятельности государственных предприятий Республики Крым» и представление документов в регистрационный для его внесения в единый государственный реестр юридических лиц.
Как определено статьей 10 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право юридического лица, имущество которого находится в собственности публично-правового образования, в данном случае Крымское республиканское предприятие «Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства «Крымкоммунпроект» (далее - КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект») имущество которого является собственностью Республики Крым, на приведение своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации и обращение с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц определено статьей 1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФКЗ «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального конституционного закона «О принятии в ФИО1 Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В соответствии с правом определенным законодательством и нормативными правовыми актами Республики Крым Министерством приведены в соответствие с действующим законодательством учредительные документы КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект». Утвержден и согласован Устав предприятия, сведения о ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» внесены в ЕГРЮЛ Российской Федерации.
Полномочия и права Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым определены Положением о Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 150, согласно пунктов 3.1.68, 3.1.70-З.І. 71, 3.1.89, 4.1.3-4.1.4, 5.3.19-ДД.ММ.ГГГГ которого:
В установленном порядке осуществляет координацию и контроль деятельности государственных предприятий, учреждений и организаций, - находящимися в ведомственном подчинении Министерства, имущество которых принадлежит <адрес> или передано в ее управление, а также контроль за его сохранностью, эффективным и целевым использованием.
Осуществляет организационно-правовые мероприятия по регулированию социально-трудовых отношений на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в ведомственном подчинении Министерства, в соответствии с законодательством.
В пределах своей компетенции осуществляет контроль за финансово- экономическими результатами деятельности предприятий, находящимися в ведомственном подчинении Министерства.
В пределах своих полномочий принимает участие в реализации государственной политики в сфере охраны труда, осуществляет руководство и контроль вьшолнения соответствующих направлений деятельности предприятиями, учреждениями и организациями, находящихся в ведомственном подчинении Министерства.
Утверждает уставы подведомственных государственных организаций и унитарных предприятий.
Назначает на должность и увольняет с должности (заключает и расторгает трудовые договоры), по согласованию с Председателем Совета министров Республики Крым, руководителей (заместителей) предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства.
Рассматривает в установленном порядке вопросы о поощрении и привлечении к дисциплинарной ответственности руководителей предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства, а также руководителей обособленных подразделений данных предприятий, учреждений и организаций.
Имеет право:
Осуществлять контроль за исполнением законов Республики Крым, нормативных правовых актов Главы Республики Крым и Совета министров Республики Крым, своих правовых актов в сфере жилипщо-коммунального хозяйства.
Применять меры правового реагирования в установленном законодательством порядке.
Согласно статьи 5 ТК РФ Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:
трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права в частности нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Регулирования труда руководителя организации имеет свои особенности.
Согласно статьи 273 ТК РФ руководитель организации осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Таким образом, руководитель организации является не только работником, состоящим в трудовых отношениях с работодателем, но и единоличным органом юридического лица, осуществляющим компетенцию юридического лица в гражданском обороте.
Положения ТК РФ распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами трудовым договором
Правовое положение руководителя предприятия Республики Крым дополнительно определяется: федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»; Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым»; Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах деятельности государственных предприятий Республики Крым»; Уставом предприятия, иными нормативными актами.
Статьями 16, 19 ТК РФ в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в том числе в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.
Назначение на должность руководителя унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора является правом собственника имущества унитарного предприятия, которое определено статьями 20, 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ.
Так, руководитель государственного унитарного предприятия <адрес> назначается в соответствии с Порядком назначения на должность руководителей государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) Республики Крым, утвержденным Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах деятельности государственных предприятий Республики Крым».
В соответствии с пунктами 3-6 данного Порядка руководители государственных унитарных предприятий Республики Крым назначаются на должность органом исполнительной власти Республики Крым, к ведению которого относится государственное унитарное предприятие Республики Крым, которым готовится и направляется на согласование Председателю Совета министров Республики Крым предложение о кандидатуре руководителя государственного унитарного предприятия Республики Крым и заключении с ним трудового договора (с указанием срока трудового договора). К указанному предложению прилагаются: а) биографическая справка кандидата; б) справка о наличии (отсутствии) сведений о кандидате в реестре дисквалифицированных лиц.
Согласие на назначение кандидата на должность руководителя государственного унитарного предприятия Республики Крым и заключение с ним трудового договора (с указанием срока трудового договора) оформляется письмом, подписанным Председателем Совета министров Республики Крым, после получения которого подписывается трудовой договор и издается приказ о приеме на работу руководителя государственного унитарного предприятия Республики Крым.
Постановления Совета министров Республики Крым: от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении контрактной формы найма руководителей предприятий, принадлежащих Автономной <адрес>», от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Типовую форму контракта с руководителем предприятия, принадлежащего Автономной <адрес>» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Типовую форму контракта с руководителем предприятия, принадлежащего Автономной <адрес>» утратили силу на основании постановления Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 102.
Таким образом, заключение трудового договора с руководителем ГУП РК «Крымкоммунпроект» в соответствии с требованиями действующего законодательства являлось возможным лишь после приведения в соответствие действующему законодательству правоустанавливающих документов (определения правового положения предприятия, регистрации предприятия в ЕГРЮЛ) с учетом установленной процедуры согласования.
Законодательством определена ответственность руководителя предприятия.
Статьей 362 ТК РФ установлено, что руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели - физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно.
Также, статьей 16 Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» предусмотрена ответственность за нарушение настоящего Закона, в соответствии с пунктом 2 которой, руководители предприятий несут ответственность за сохранность и эффективность использования имущества Республики Крым, переданного в хозяйственное ведение и оперативное управление предприятия или учреждения либо по иным основаниям, в рамках законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Крым.
В связи с участившимися жалобами работников Крымского республиканского предприятия «Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства «Крымкоммунпроект» (перерегистрировано в Государственное унитарное предприятие «Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства «Крымкоммунпроект») относительно злоупотребления служебным положением руководством предприятия, нарушения действующего законодательства по охране и оплате труда, а также трудовых прав работников, Министерством жилищно- коммунального хозяйства Республики Крым, в ведение которого данное предприятие передано распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 1043-р, были проведены проверки ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ фактов, изложенных в обращениях, в результате которых были выявлены грубые нарушения действующего законодательства, а также повторная проверка устранения выявленных нарушений действующего законодательства, проведенная ДД.ММ.ГГГГ.
В нарушение подпункта 13 пункта 3 статьи 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым», согласно которого решение об учреждении, реорганизации и ликвидации предприятий, учреждений относится к полномочиям Совета министров Республики Крым, в превышение своих служебные полномочий и.о. директора Предприятия ФИО2, после получения приказа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № 142-А и пакета документов для проведения перерегистрации Предприятия с целью включения в ЕГРЮЛ Российской Федерации, издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ок «О ликвидации института», который отменен по требованию Министерства.
Одновременно в нарушение норм действующего законодательства о труде приказом от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатных изменениях и сокращении штата сотрудников» из штатного расписания исключены все должности Предприятия, работники о сокращении штатных должностей не уведомлены. Об издании данного приказа Министерство не уведомлено.
Все работники предприятия уволены ДД.ММ.ГГГГ на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увольнении сотрудников….» по пункту 1 статьи 40 КЗоТ Украины, в связи с изменением в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности штата работников, которые в действительности не имели место.
Как отмечает истец, институт самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность сотрудников и штатное расписание, что не соответствует правоустанавливающим документам предприятия, а именно п.5.5.5 Устава ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект», утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 142-А, согласно которого руководитель утверждает структуру, численность и штатное расписание предприятия по согласованию с Уполномоченным органом (Министерством).
Следует отметить, что представленным истцом Уставом КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» не определено право руководителя принимать решение о ликвидации или реорганизации данного предприятия.
Самоуправство руководителя Предприятия ФИО2 привело к грубому нарушению трудового законодательства, в том числе права работников на безопасные условия труда. В результате принятия решения об увольнении работников предприятия нарушены статьи 81, 82, 84.1, 180 Трудового кодекса Российской Федерации, статья 6 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 299-ФЗ «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов ФИО1, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в ФИО1 Республики Крым и образованием в составе ФИО1 новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
На день проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ комиссией Министерства и Инспекцией по труду в <адрес> числился один директор, при этом, уволенные работники находились на рабочих местах. При проведении проверки со стороны руководства чинились препятствия работе комиссии Министерства и представителей Инспекции по труду Республики Крым, выразившееся в запрете предоставления истребованных документов.
По результатам проверок были составлены заключения комиссий Министерства, которые направлены сопроводительными письмами от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № на Предприятие с требованием устранения выявленных нарушений законодательства, также Инспекцией по труду Республики Крым был составлен акт, выдано предписание, в том числе по отмене приказов об увольнении работников.
По требованию Министерства, как органа управления, и Инспекции по труду Республики Крым о восстановлении нарушенных прав работников, приказы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатных изменениях и сокращении штата сотрудников» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увольнении сотрудников» отменены, всем работникам начислена заработная плата за январь, изменения в трудовые книжки сотрудников не внесены.
Таким образом, руководство ФИО2 привело к грубому нарушению действующего законодательства, в том числе трудового законодательства, перерасходу средств предприятия на оплату труда за счет выплаты работникам выходных пособий и дополнительных компенсаций в размере двухмесячного среднего заработка, наращиванию задолженности, в том числе перед Бюджетом Республики Крым, что фактически ведет к банкротству Предприятия.
Следует отметить, что это не единственный факт нарушения действующего законодательства, в том числе законодательства о труде, и.о. директора Предприятия, ранее ФИО2 привлекался к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. Мероприятия, предусмотренные действующим законодательством, по охране труда не выполняются.
Учитывая сложившуюся ситуацию на Предприятии, Министерство жилищно- коммунального хозяйства Республики Крым не видело возможности доверить дальнейшее руководство Предприятием и заключить с ФИО2 трудовой договор.
Руководствуясь Трудовым кодексом Российской Федерации, Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 150, ФИО2 был уволен приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № 4-п за грубое нарушение требований трудового законодательства Российской Федерации выразившееся в незаконном увольнении сотрудников Крымского Республиканского предприятия Республики Крым Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства «Крымкоммунпроект» и непринятию должных мер по устранению нарушений выявленных в ходе проверки.
Согласно ТК РФ расторжение трудового договора с руководителями организаций возможно как по основаниям, которые распространяются на всех работников, так и по основаниям, предусмотренным только для руководителей.
Трудовой договор с руководителем может быть расторгнут вследствие однократного грубого нарушения руководителем организации своих трудовых обязанностей (пункт 10 статьи 81 ТК РФ).
В качестве грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем организации следует, в частности, расценивать неисполнение возложенных на него трудовым договором обязанностей, которое может повлечь причинение вреда здоровью работников либо имущественного ущерба организации (п. 49 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2), например нарушение требований охраны труда, правил учета материальных ценностей, искажение данных статистической отчетности, превышение служебных полномочий или использование их в корыстных целях и др. Не может быть положено в основание увольнения невыполнение каких-либо действий, которые не были вменены в обязанность руководителю организации (филиала, представительства), его заместителям.
Таким образом, при принятии решения об увольнении ФИО2 (пункт 10 части 1 статьи 81 ТК РФ одноразовое грубое нарушение трудовых обязанностей руководителем предприятия) Министерство действовало в соответствии с требованиями норм действующего законодательства и в интересах Республики Крым.
В настоящее время в отношении директора КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» ФИО2 возбуждено уголовное дело по факту неправомерных действий, которое находится в производстве следственного отдела по <адрес> следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по <адрес>.
Согласно ст.6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФКЗ со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до ДД.ММ.ГГГГ действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в частности в правовую систему Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
На момент передачи в ведение Министерства КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 1043-р, ведение, учет и хранение трудовых книжек осуществлялось в соответствии с ранее действовавшими на территории Республики Крым нормативно-правовыми актами (постановлением КМУ от ДД.ММ.ГГГГ № «О трудовых книжках» и Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Минтруда Украины, Минюстом Украины, Министерством социальной защиты населения Украины от ДД.ММ.ГГГГ № ^8) в соответствии с которыми трудовые книжки ведутся на всех работников предприятия, которые работают на предприятии, как следует и на руководителя, хранятся на предприятии, а при увольнении работника трудовая книжка выдается ему под расписку в журнале учета. Ответственность за организацию ведения учета, хранения и выдачи трудовых книжек возлагается на руководителя предприятия.
Из чего следует, что за учет, ведение и хранение трудовых книжек на предприятии КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» отвечал его руководитель ФИО2
Согласно пункту 7 вышеуказанной Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников на предприятии ведется книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним Книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним ведется отделом кадров или другим подразделением предприятия, осуществляющего оформления приема и увольнения работников. В этой книге регистрируются все трудовые книжки, принятые от работников при устройстве на работу, а также трудовые книжки и вкладыши к ним с записью серии и номера, выданные работникам вновь. В случае получения трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке и в книге учета.
Книга учета бланков трудовых книжек и вкладышей к ним и книга учета движения трудовых книжек должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены подписью руководителя предприятия и печатью.
В Министерство трудовая книжка ФИО2 предприятием не передавалась.Трудовая книжка ФИО2 хранилась в КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект», что подтверждается записью в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним № от ДД.ММ.ГГГГ, которая получена им ДД.ММ.ГГГГ под роспись.
Запись № о приеме трудовой книжки от ФИО2 и получении трудовой книжки ФИО2 заштрихована корректирующей жидкостью и поверх нее нанесена новая запись «ФИО3 -АА010954-юрист-АУП-№ 178-ол от ДД.ММ.ГГГГ - подпись ФИО3», при этом на просвет четко видны ранее произведенные записи, а также запись № от ДД.ММ.ГГГГ о приеме трудовой книжки ФИО3 вычеркнута.
Таким образом, на дату увольнения ФИО2 трудовая книжка находилась у него на руках. При вручении ФИО2 под подпись 2-го экземпляра приказа об увольнении для предоставления его на предприятие и произведения окончательного расчета он был уведомлен о необходимости предоставления в Министерство трудовой книжки для внесения записи об увольнении. До настоящего времени ФИО2 трудовая книжка в Министерство не представлена, что соответственно не дает возможности произвести соответствующие записи.
По результатам проведения проверки ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» ДД.ММ.ГГГГ комиссией установлено ряд нарушений трудового законодательства Российской Федерации по результатам которых подготовлено Заключение комиссии по результатам проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Заключение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ), а именно при издании и реализации приказов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатных изменениях и сокращении штата сотрудников» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увольнении сотрудников...» руководством предприятия - и.о. директора ФИО2 допущены нарушения частей 1, 3 статьи 82, части 2 статьи 180, частей 2 и 4 статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 299-ФЗ «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов ФИО1, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в ФИО1 Республики Крым и образованием в составе ФИО1 новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», а так же закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым».
Заключение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, направлено на имя и.о. директора ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» ФИО2 сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № 138/04, которое последним получено ДД.ММ.ГГГГ вх. № (о чем свидетельствует отметка на прилагаемой копии). Согласно сопроводительного письма срок устранения нарушений - до ДД.ММ.ГГГГ.
Факт получения Заключения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается в письме и.о. директора ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № на № от ДД.ММ.ГГГГ в котором он отчитывается об исполнении, указанных в Заключении комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, нарушений. Как указано в письме, отменены приказы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатных изменениях и сокращении штата сотрудников» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увольнении сотрудников...», при этом требования по устранению нарушений, указанных в Заключении комиссии от ДД.ММ.ГГГГ - не выполнены.
Также, в адрес Министерства, председателем профсоюзной организации ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» ДД.ММ.ГГГГ направлены материалы Инспекции по труду Республики Крым по рассмотрению обращения о возможных нарушениях законодательства о труде Российской Федерации в КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект».
В соответствии с письмом от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>, Инспекцией по труду Республики Крым в КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» проведена проверка соблюдения законодательства о труде Российской Федерации, которой установлено ряд нарушений, в том числе и нарушения отраженные в Заключении комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ на имя и.о. директора ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» ФИО2 Министерством направлено письмо исх. № с требованием о предоставлении пояснений по нарушениям законодательства о труде Российской Федерации выявленным ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением отчета о принятых мерах по устранению требований Инспекцией по труду Республики Крым данных нарушений в установленный срок (данное письмо получено ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект», о чем свидетельствует отметка от ДД.ММ.ГГГГ вх. № 15).
С целью осуществления контроля по выполнению и.о. директора ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» ФИО2 мероприятий по устранению нарушений действующего законодательства Российской Федерации, установленных в ходе проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ. Министерством создана комиссия по проведению проверки (Приказ Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № 20-А «О проведении проверки в ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект»» получен ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» ДД.ММ.ГГГГ вх. № 14).
В ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ комиссией установлено, что приказы КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатных изменениях и сокращении штата сотрудников», от ДД.ММ.ГГГГ №№ «Об увольнении сотрудников» отменены, однако изменения в трудовые книжки сотрудников предприятия не внесены, иные нарушения действующего законодательства о труде РФ (работники предприятия не ознакомлены с фактом их увольнения, а также не ознакомлены с записями в трудовых книжках) – не устранены.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» ФИО2 предоставлен письменный ответ на письмо Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № 758/04, об отмене приказа КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатных изменениях и сокращении штата сотрудников» и приказов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увольнении сотрудников...» и о продолжении выполнения работниками своих трудовых обязанностей.
Также, ДД.ММ.ГГГГ комиссией получено пояснение от старшего инспектора отдела кадров КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» ФИО3 о внесении записей в трудовые книжки работников, относительно признания записей об увольнении работников недействительными, с учетом приказа от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>Об отмене приказов об увольнении», в данном пояснении, старший инспектор отдела кадров КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» обязуется в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить отчет о внесении записей и ознакомлении работников под роспись, однако в установленные сроки информация не была предоставлена в Министерство.
Учитывая факт грубого нарушения трудовых прав работников предприятия, не принятия мер по своевременному устранению нарушений действующего законодательства по руду РФ и.о. директора ФИО2 был уволен на законных основаниях.
Поясняет, что в письме на имя председателя Совета Министров РК о согласовании увольнения ФИО2 ошибочно указано основание увольнения ч. 6 ст.81 ТК РФ, это техническая ошибка, что не повлияло на существо проведенного согласования об увольнении ФИО2, так как в письме были перечислены все нарушения трудового законодательства, допущенные ФИО2 Должностной инструкции у директора ГУП КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» не было. Должностные обязанности были определены, в том числе Уставом предприятия.
Судом принято решение о рассмотрении дела в соответствии со ст.167 ГПК РФ при данной явке лиц.
Свидетель ФИО10 суду пояснила, что она является заведующей отделом кадровой работы и государственной гражданской службы Министерства ЖКХ. ДД.ММ.ГГГГ она была в составе комиссии при проведении повторной проверки в ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект». ДД.ММ.ГГГГ она также была в составе комиссии и увидела, что директором были изданы приказы об увольнении всех работников предприятия. В ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ они увидели, что директором были изданы приказы об отмене незаконных приказов об увольнении работников, но записи в трудовые книжки работников об отмене незаконных записей об увольнении не сделаны, при этом она трудовые книжки всех работников не проверяла. Она посмотрела трудовые книжки примерно 5 работников и увидела, что записи об отмене незаконных записей об увольнении не внесены, а затем работник отдела кадров ФИО3 пояснила членам комиссии, что записи в трудовых книжках об отмене незаконных записей об увольнении еще не сделаны. И тогда она и члены комиссии на основании того, что они увидела сами в 5 трудовых книжках, а также на основании указанного объяснения работника отдела кадров, сделали вывод, что данное нарушение не устранено. ФИО3 при этом написала объяснение на имя председателя комиссии.
Свидетель ФИО3 суду пояснила, что она является инспектором отдела кадров ГУП РК ПИПОКС «Крымкоммунпроект».ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка Министерством ЖКХ.
При этом примерно в половине трудовых книжек работников уже были сделаны записи о том, что запись об увольнении считать недействительной. Она подтверждает, все написанное ею в объяснении, имеющимся в материалах дела.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что увольнение ФИО2 являлось законным и обоснованным, а исковые требования не подлежащими удовлетворению, приходит к следующему.
Судом по делу установлено, что согласно Приказу Министерства регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от <данные изъяты> ФИО2 был назначен исполняющим обязанности директора Крымского республиканского предприятия «Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства «Крымкоммунпроект».
Приказом Министра ЖКХ Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> «Об увольнении ФИО2», ФИО2 был уволен за грубое нарушение требований трудового законодательства Российской Федерации выразившееся в незаконном увольнении сотрудников Крымского Республиканского предприятия Республики Крым «Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства «Крымкоммунпроект» и непринятию должных мер по устранению нарушений выявленных в ходе проверки.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 1043-Р, Крымское республиканское предприятие «Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства «Крымкоммунпроект» передано в ведение Министерства жилищно-коммунального. Пунктом 2 данного распоряжения также поручено привести в соответствие с действующим законодательством учредительные документы предприятия.
В соответствии с Уставом Крымского Республиканского предприятия Республики Крым Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства «Крымкоммунпроект»:
п.1.1. Крымское республиканское предприятие «Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства «Крымкоммунпроект», именуется в дальнейшем "Институт", будучи коммерческим предприятием, входит в состав имущества, Принадлежащего Автономной <адрес>, и находится в сфере управления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Автономной Республики Крым, в дальнейшем - "Орган управления".
п.3.5. Институт несет ответственность за свои обязательства, в соответствии с действующим законодательством. Институт не несет ответственности по обязательствам государства. Автономной Республики Крым и органов управления.
п.6.3. Директор института:
самостоятельно решает все вопросы деятельности института, его структуры управления и устанавливает штаты, за исключением тех, которые отнесены Уставом к компетенции органа управления;
- Несет полную ответственность за состояние и деятельность института;
- Без поручения действует от имени института, представляет его интересы в органах государственной власти и органах местного самоуправления, иных организациях, в отношениях с юридическими лицам и гражданами, формирует администрацию института и решает вопросы деятельности института в рамках и порядке, определенном настоящим Уставом;
- Распоряжается средствами и имуществом института в соответствии с действующим законодательством;
- Заключает договоры, дает поручения, открывает в учреждениях банков расчетный и иные счета;
- Несет ответственность за формирование и исполнение финансовых планов.
п.10.1. Прекращение деятельности института осуществляется путем его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации по решению Совета министров Автономной Республики Крым или по решению суда.
В соответствии с приказом № – ок от ДД.ММ.ГГГГ года, КРП «ПТПОКС «Крымкоммунпроект» ликвидируется, старшему инспектору отдела кадров предписано предупредить всех сотрудников института о ликвидации института.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ года, изданного директором КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект», приказ от ДД.ММ.ГГГГ № – ок – отменен.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ « Об организационно – штатных изменениях и сокращении штата сотрудников», с ДД.ММ.ГГГГ исключены из штатного расписания все предусмотренные должности. Старшему инспектору отдела кадров предписано уведомить всех сотрудников о предстоящем увольнении по сокращению штатов.
Согласно приказа министра ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ № 1-А, министерством создана рабочая группа для проведения проверки в КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект». В состав комиссии вошли в том числе, ФИО9, ФИО10
Согласно заключения комиссии по результатам проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ, при издании и реализации приказов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатных изменениях и сокращении штата сотрудников» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увольнении сотрудников...» руководства предприятии - и.о. директора ФИО2 допущены следующие нарушения:
1. Нарушение части 1 статьи 82 Трудового кодекса Российской Федерации в части не предоставления информации о предстоящем массовом высвобождении работников профсоюзной организации института.
2. Нарушение части 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации: работники института не были персонально под роспись предупреждены о предстоящем сокращении численности или штата работников, (с приказом № 158, изданным ДД.ММ.ГГГГ не ознакомлены сотрудники института).
3. Нарушение части 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно так как на предприятии в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ проводились мероприятия по реорганизации сокращаемым работникам работодатель должен был предложить вакансии, которых фактически не было в связи с отсутствием в институте штатного расписания на 2015 год, согласованного с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
4, Нарушение частей 2 и 4 статьи 84.1 Трудового кодекса Российской Федерации, работники не ознакомлены с приказами об увольнении под роспись и в день увольнения трудовые книжки не выданы.
5. Нарушена статья 6 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 299-ФЗ «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов ФИО1, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в ФИО1 Республики Крым и образованием в составе ФИО1 новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», которая гласит: «После дня вступления в силу настоящего Федерального закона расторжение трудовых договоров, заключенных с работниками, осуществляющими трудовую деятельность на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами», однако в трудовых книжках и в приказах об увольнениях основанием для увольнения указан пункт 1 статьи 40 КЗоТ Украины.
6. Приказ КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатных изменениях и сокращении штата сотрудников» издан с превышением полномочий, а именно пп. 13 п. 3 ст. 2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым».
7. И.о. директора Предприятия ФИО2 нарушено конституционное право работников Предприятия на труд. Увольнение работников Крымского республиканского предприятия «Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства» является незаконным, и они подлежат восстановлению на работе.
Указанное заключение комиссии направлено сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № на Предприятие с требованием устранения выявленных нарушений законодательства.
Приказом и.о. директора института ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № 3, отменен приказ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 1-ок «Об отмене приказов об увольнении» отменены действия приказов об увольнении работников от ДД.ММ.ГГГГ № № – ок, возложена обязанность на ФИО3 о внесении записей в трудовые книжки работников, относительно признания записей об увольнении работников недействительными.
В соответствии с п. 3 данного приказа, приказано выходное пособие и дополнительную компенсацию в размере двухмесячного среднего заработка, считать заработной платой сотрудникам института за декабрь 2014 года.
Согласно информации заместителя начальника Инспекции по труду Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ года, инспекцией по труду проведена проверка соблюдения законодательства о труде, в ходе которой установлено, что до ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо было зарегистрировано как КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект». ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Совета министров РК КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» было передано в ведение Министерства ЖКХ РК.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством ЖКХ приказом № – А возложена обязанность на КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» привести учредительные документы в соответствии с законодательством РФ, утвержден устав предприятия в новой редакции. 12.12.20014 гда директору КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» направлено письмо от необходимости проведения перерегистрации (внесения в ЕГРЮЛ) предприятия, приведения уставных документов в соответствии с нормами действующего законодательства. ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» была внесена запись о юридическом лице, зарегистрированном на территории РК на день принятия в РФ Республики Крым и образования в составе РФ новых субъектов – РК и города федерального значения Севастополя. Регистрационные документы были получены ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» был издан приказ № 158, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ на предприятии из штатного расписания исключаются все должности. С данным приказом работники не были ознакомлены под роспись.
ДД.ММ.ГГГГ КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» были изданы приказы №№ об увольнении сотрудников всех отделов с ДД.ММ.ГГГГ по п.1 ст.40 КЗоТ Украины. Сданными приказами работники ознакомлены не были. В связи с чем, инспекцией по труду Республики Крым установлены следующие нарушения Трудового законодательства Российской Федерации:
- в нарушение ч. 6 ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ расторжение трудовых договоров, заключенных с работниками, осуществляющими трудовую деятельность на территории Республики Крым, не было осуществлено по основаниям и в порядке, которые установлены ТК РФ.
- в нарушение ч. 5 ст.84.1 ТК РФ, запись в трудовую книжку об основании и причине прекращения трудового договора не произвелась в точном соответствии с формулировками ТК РФ;
- в нарушении п. 12 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О трудовых книжках» с каждой вносимой в трудовую книжку записью о выполняемой работе, переводе на другую постоянную работу и увольнении работодатель не ознакомил ее владельца под роспись в его личной карточке;
- в нарушение ч. 2 ст.84.1 ТК РФ с приказом о прекращении трудового договора работники не были ознакомлены под роспись;
- в нарушение ч. 2 ст.180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации, работники не предупреждались работодателем персонально под роспись не менее чем за два месяца до увольнения;
- в нарушение ч. 1 ст.82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст.81 ТК РФ, работодатель в письменной форме не сообщил об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников – не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Согласно документам предприятия ДД.ММ.ГГГГ было уволено 75 человек, что подпадет под понятие массового увольнения.
Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № 20-А «О проведении проверки в ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект»», с целью осуществления контроля по выполнению и.о. директора ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» ФИО2 мероприятий по устранению нарушений действующего законодательства Российской Федерации, установленных в ходе проверки проведенной ДД.ММ.ГГГГ, создана комиссия по проведению проверки.
В соответствии с заключением комиссии по результатам проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, при проведении повторной проверки установлено, что приказы КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно – штатных изменениях и сокращении штата сотрудников», от ДД.ММ.ГГГГ № – 274 «Об увольнении сотрудников», отменены; изменения в трудовые книжки сотрудников не внесены, иные нарушения действующего законодательства о труде не устранены.
В соответствии с письмом первого заместителя министра ЖКХ от ДД.ММ.ГГГГ № на имя ФИО2, последнему предложено представить объяснения по каждому нарушению.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен письменный ответ на письмо Министра ЖКХ РК от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> отмене приказа КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организационно-штатных изменениях и сокращении штата сотрудников» и приказов от ДД.ММ.ГГГГ № «Об увольнении сотрудников...» и о продолжении выполнения работниками своих трудовых обязанностей.
Из письма министра ЖКХ РК на имя Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ следует, что министерство ЖКХ просит о согласовании увольнения ФИО2 с должности директора ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» в соответствии с ч. 6 ст.81 ТК РФ. На указанном письме стоит резолюция «согласовано».
В судебном заседании представитель Министерства ЖКХ РК по доверенности ФИО9 пояснила, что указание на ч. 6 ст.81 ТК РФ в письме на имя Главы Республики Крым, было технической ошибкой.
В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о министерстве жилищно - коммунального хозяйства Республики Крым, утв. Постановлением совета министров РК от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>,Министерство назначает на должность и увольняет с должности (заключает и расторгает трудовые договоры), по согласованию с Председателем Совета министров Республики Крым, руководителей (заместителей) предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении Министерства.
В соответствии с положениями действующего Устава ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект», Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Проектный институт проектирования объектов коммунального строительства «Крымкоммунпроект» (далее - Предприятие) является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное имущество, находящееся в собственности Республики Крым. Полномочия собственника осуществляет Совет министров Республики Крым и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (далее - Собственник).
Имущество Предприятия относится к государственной собственности Республики Крым, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе, между работниками Предприятия. (п.1.3 Устава).
Согласно п. 1.4 Устава, предприятие находится в ведении Министерства жилищно- коммунального хозяйства Республики Крым (далее - Уполномоченный орган), которое осуществляет координацию и регулирование деятельности Предприятия на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № 1043-р «О передаче в ведение Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым предприятий, находящихся в ведении Министерства регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым».
Предприятие возглавляет Директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Уполномоченным органом, по согласования с Председателем Совета министров Республики Крым(п.5.2 Устава).
Согласно информации и.о. директора ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» от ДД.ММ.ГГГГ года, на основании приказов от ДД.ММ.ГГГГ года: № – ок «Об увольнении сотрудников административного персонала», № – ок «Об увольнении сотрудников финансово – экономического отдела», № – ок «Об увольнении сотрудников архитектурно – строительного отдела», № – ок «Об увольнении сотрудников отдела водоснабжения и канализации», № – ок «Об увольнении сотрудников отдела теплогазоснабжения и вентиляции», № – ок «Об увольнении сотрудников отдела гидротехнических сооружений», № – ок «Об увольнении сотрудников электротехнического отдела», № – ок «Об увольнении сотрудников отдела СМЕТ и ПОС», № – ок «Об увольнении сотрудников отдела инженерной геологии», № – ок «Об увольнении сотрудников инженерной геодезии», № – ок «Об увольнении сотрудников производственно – технического отдела», № – ок «Об увольнении сотрудников транспортно – хозяйственного отдела» - уволены работники указанных отделов, всем работникам начислено и выплачено выходное пособие, дополнительная компенсация в размере 2-х месячного среднего заработка и компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск, всего в сумме <данные изъяты> рублей - начислено, <данные изъяты> рублей - выплачено.
В соответствии с п. 3 приказа ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» № – ок от ДД.ММ.ГГГГ года, указанные выплаты считать заработной платой сотрудников за декабрь 2014 года.
Фактические обстоятельства, установленные в судебном заседании, не отрицались представителем истца.
В соответствии с пунктом 10 части 1 ст.81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае однократного грубого нарушения руководителем организации своих трудовых обязанностей.
Согласно положениям ст.192 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:1) замечание;2) выговор;3) увольнение по соответствующим основаниям.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», работодатель вправе расторгнуть трудовой договор по пункту 10 части первой статьи 81 Кодекса с руководителем организации (филиала, представительства) или его заместителями, если ими было допущено однократное грубое нарушение своих трудовых обязанностей. Вопрос о том, являлось ли допущенное нарушение грубым, решается судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела. При этом обязанность доказать, что такое нарушение в действительности имело место и носило грубый характер, лежит на работодателе.
В качестве грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями следует, в частности, расценивать неисполнение возложенных на этих лиц трудовым договором обязанностей, которое могло повлечь причинение вреда здоровью работников либо причинение имущественного ущерба организации.
В соответствии со ст.22 ТК РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В судебном заседании установлено, что директором КРП «ПИПОКС «Крымкоммунпроект» ФИО2 изданием приказов №№ – 274 «Об увольнении работников» от ДД.ММ.ГГГГ были допущены многочисленные нарушения норм трудового законодательства Российской Федерации, а именно ч. 6 ст.2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в ФИО1 Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя»; ч. 5 ст.84.1 ТК РФ, п. 12 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О трудовых книжках»; ч. 2 ст.84.1 ТК РФ, ч. 2 ст.180 ТК РФ, ч. 1 ст.82 ТК РФ.
По мнению суда у работодателя имелись основания для оценки допущенного ФИО2 нарушения требований трудового законодательства РФ, как грубого, поскольку указанное, привело, кроме нарушения трудовых прав работников предприятия, к перерасходу средств предприятия на оплату труда за счет выплаты работникам выходных пособий и дополнительных компенсаций в размере двухмесячного среднего заработка.
Нарушений порядка применения дисциплинарного взыскания при увольнении ФИО2 судом не установлено, поскольку до издания приказа об увольнении, Министерством ЖКХ было затребовано от ФИО2 письменное объяснение, которое было дано. Кроме того, дисциплинарное взыскание было применено в сроки, установленные ст.193 ТК РФ, а приказ был объявлен ФИО2 под роспись в день его вынесения.
Доводы представителя истца о том, что в формулировках приказа от ДД.ММ.ГГГГ допущены грубые нарушения являются несостоятельными, поскольку из названия приказа № 4-п от ДД.ММ.ГГГГ следует, что уволен ФИО2, в приказе указана должность, занимаемая ФИО2 на тот момент – директор ГУП РК «ПИПОКС «Крымкоммунпроект», так как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ название предприятия уже было изменено. В приказе об увольнении указано основание увольнения, п.10 ч. 1 ст.81 ТК РФ, а также указано в чем состоит грубое нарушение руководителем организации своих трудовых обязанностей.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что виновные действия ФИО2, допущенные им в связи с исполнением своих трудовых обязанностей, дали основания для утраты доверия со стороны министерства ЖКХ Республики Крым и явились основанием для применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № 4-░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.