ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Норбоева Б.Ж
поступило 14 февраля 2023 г.
дело № 33-974/2023
УИД 04RS0021-01-2022-005388-84
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 марта 2023 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З.,
судей коллегии: Чупошева Е.Н., Болдонова А.И.,
при секретаре Долонове Ц-Н.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Восточно – Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Администрации г. Улан-Удэ об обязании ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Куренкова А.Ю. на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 15.12.2022 г., которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
Возложить на Администрацию г. Улан-Удэ (<...>) обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенные
<...>
<...> | <...> | |
<...> | <...> | |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> |
<...>
<...> | <...> | |
<...> | <...> | |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> |
Заслушав доклад судьи Болдонова А.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор, обращаясь в суд, просил обязать Администрацию г. Улан-Удэ в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов на общей площади <...> кв.м.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой выявлен факт несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов производства и потребления, в границах города расположены две несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, отходов производства, другого мусора на общей площади <...> кв.м., расположенные в вышеуказанных координатах. По результатам сопоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости и результатов съемки участкам, на которых расположены отходы, кадастровые номера не присваивались, земельные участка не образовывались, соответственно, собственность на них не разграничена. Обследованием указанных мест установлено, что твердые коммунальные отходы накапливаются вне специально оборудованных мест для их размещения. Круг лиц, осуществляющих сброс отходов, не определен. В ходе проверки собственник отходов, размещенных на неразграниченном земельном участке, не установлен, в связи с чем, собственником отходов является орган местного самоуправления, ответственный за данный земельный участок. Непринятие Администрацией г. Улан-Удэ мер по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов препятствует реализации национального проекта «Экология» и федерального проекта «Чистая страна», направленных на улучшение качества жизни граждан и создание эффективной системы по обращению с отходами производства и потребления.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, ООО «Экоальянс» и Республиканская служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования.
В судебном заседании помощник межрайонного природоохранного прокурора Сердюков А.А. требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал.
В судебном заседании представитель Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Куренов А.Ю. просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования по доверенности Гармаев Б.К. исковые требования прокурора поддержал, полагал, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на Администрацию г. Улан-Удэ, поскольку свалки расположены на неразграниченной территории.
Представители ООО «Экоальянс» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, представитель по доверенности Тайнова Е.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, суду представлены письменные пояснения, из которых следует, что земельные участка, расположенные в кадастровых кварталах <...>, государственная собственность на них не разграничена. В случае если государственность собственность на земельные участки не разграничена, он находится в ведении органа местного самоуправления, что чего следует, что обязанность по уборке несанкционированной свалки на таком участке должна быть возложена на орган местного самоуправления – Администрацию г. Улан-Удэ.
В судебное заседание представители Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия не явились, надлежаще извещены.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Куренков А.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований к Администрации г. Улан-Удэ, указав, что органы местного самоуправления вправе только предоставлять земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории городского округа. Возможность предоставления земельных участков не означает возникновение права собственности у органов местного самоуправления на эти земельные участки. При несанкционированном размещении отходов собственники земельных участков не являются собственниками этих отходов. Органы местного самоуправления, не являясь собственником указанных земельных участков, не вправе принять меры для обращения отходов в свою собственность.
ООО «ЭкоАльянс» приняло на себя обязательство по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой и нормативными правовыми актами. Отсутствие в едином тарифе норматива на ликвидацию несанкционированных свалок не является основанием для освобождения регионального оператора ООО ««ЭкоАльянс» от исполнения законодательно возложенных на него полномочий, поскольку региональный оператор производит начисления согласно установленному единому тарифу на услуги регионального оператора но обращению с ТКО всем потребителям муниципального образования, в том числе которые создают несанкционированные свалки, то взимаемая региональным оператором плата является источником финансирования ликвидации мест несанкционированного размещения ТКО.
Организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов отнесена к полномочиям субъектов РФ (абз. 16 ст. 6 Федерального закона РФ № 89-Ф3).
Помощник межрайонного природоохранного прокурора Сердюков А.А. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил отказать в её удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации г. Улан-Удэ и представители третьих лиц Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия, ООО «Экоальянс» и Республиканской службы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, контролю и надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив решение суда, выслушав участника процесса, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлены факты несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории г. Улан-Удэ.
Из заключения выездного обследования №<...> от ... г., проведенного <...> А. <...>, следует, что объектом обследования является территория, расположенная в <...> м. к востоку от жилого дома по адресу: <...>. В данном месте размещена контейнерная площадка для сбора твердых коммунальных отходов, имеющая бетонированное основание и металлическое ограждение. Однако два металлических контейнера, один из которых имеет надпись «ЭкоАльянс», размещены за пределами контейнерной площадки на грунте на удалении примерно <...> м. Вокруг контейнерной площадки на площади примерно <...> кв.м. имеется скопление твердых коммунальных отходов в виде пластиковых и бумажных упаковок, стеклянных и пластиковых бутылок и т.д. (координат <...>). Согласно публичной кадастровой карте указанное скопление отходов расположено на территории кадастрового квартал <...>, определить кадастровый номер земельного участка, категорию земель и разрешенное использование не представляется возможным. Далее обследована территория на <...> <...>. В данном месте имеется скопление твердых коммунальных отходов в виде пластиковых и бумажных упаковок, бутылок, остатков растений и т.д., перемешанное с грунтом (координаты <...>). Согласно публичной кадастровой карте указанное скопление отходов расположено на территории кадастрового квартал <...>, определить кадастровый номер земельного участка, категорию земель и разрешенное использование не представляется возможным. Кроме того, визуально обследованы территории, расположенных поблизости к жилому дому <...>, <...> Фактов задымления, сжигания отходов на момент обследования не обнаружено.
Из справки о результатах спутниковой геодезической съемки от ... г., проведенной <...> Б. по требованию Восточно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратуры от ... №<...> №<...> при участии заместителя межрайонного прокурора Федоровой О.А. следует, что проведена спутниковая геодезическая съемка границ земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки отходов производства и потребления. Определение координат свалок на местности выполнено с применением спутниковых геодезических <...> По результатам геодезической съемки установлены следующие координаты свалок:
Свалка №1
<...> | <...> | |
<...> | <...> | |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> |
По результатам сопоставления сведений Единого государственного реестра недвижимости и результатов съемки установлено, что свалка расположена в границах муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ» Республики Бурятия, в границах кадастрового квартала <...> на неразграниченной территории, в границах прибрежной защитной полосе <...> и Заиграевском районе Республики Бурятия, в границах водоохранной зоны р. Уда в г. Улан-Удэ и <...>.
Свалка №2
№ | <...> | |
<...> | <...> | |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> | <...> |
<...> | <...> |
В адрес Председателя Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ межрайонным природоохранным прокурором ... г. направлено письмо о предоставлении сведений о принимаемых мерах к ликвидации свалок вблизи <...>
Из ответа председателя Комитета по жилищно-коммунальному комплексу Тюрюханова А.Н. от ... г. установлено, что Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ не является собственником земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и не осуществляет ликвидацию несанкционированных свалок, расположенных на данных участках. Ликвидация свалки возможна лишь на основании решения суда с последующим восстановлением расходов.
В ходе проверки прокурором собственники отходов, размещенных на неразграниченных земельных участках, не установлены.
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанных выше земельных участках, в материалы дела не представлены.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований, посчитав надлежащим ответчиком администрацию г. Улан-Удэ, в ведении которой находятся данные земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, полагает их законными, основанными на правильном применении и толковании норм действующего законодательства.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что органы местного самоуправления вправе только предоставлять такие земельные участки, расположенные на территории городского округа, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не является препятствием для распоряжения ими.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием регулируются Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (пункт 4 Правил проведения рекультивации и консервации земель).
Кроме того, согласно п. 1.1, 2.1 Положения об Администрации г. Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 29.08.2019 года № 598-55, Администрация города Улан-Удэ является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городской округ «город Улан-Удэ», который осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами, Уставом города, решениями городского Совета, постановлениями и распоряжениями мэра города.
Пунктом 4 статьи 4 Устава г. Улан-Удэ, утвержденного решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 25.04.2019 № 542-52, к вопросам местного значения города отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы об отсутствии у администрации г. Улан-Удэ полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Согласно статье 6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в частности: разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; принятие в соответствии с законодательством Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих правила осуществления деятельности региональных операторов, контроль за их исполнением; утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; утверждение инвестиционных и производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами; установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора.
Согласно пункту 4 статье 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходови.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1).
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в частности, относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
С учетом приведенных норм закона организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа является прямой обязанностью органа местного самоуправления, т.е. администрации г. Улан-Удэ, в том числе, и, несмотря на то, что ответчик не является собственником данных отходов, администрации делегированы полномочия по сохранению и восстановлению окружающей среды, предотвращению негативного воздействия и ликвидации негативных последствий воздействия хозяйственной и иной деятельности на эту среду путем проведения соответствующих мероприятий на спорной территории.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о необходимости возложения обязанности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на рассматриваемых несанкционированных свалках на субъекта РФ, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Ссылка апеллянта на возложение обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на регионального оператора ООО "Эко Альянс" судебной коллегией отклоняется, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места сбора которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно пункту 6 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации.
... года заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами N 1 между Минприроды республики Бурятия и ООО "Эко Альянс", согласно которому ООО "ЭкоАльянс" присвоен статус регионального оператора.
Вместе с тем, несанкционированные свалки размещены на земельных участках, которыми в силу имеющихся полномочий распоряжается администрация г. Улан-Удэ, а, кроме того, в силу приведенных выше норм законодательства, устанавливающих полномочия и обязанности органа местного самоуправления, именно орган местного самоуправления ответственен за осуществление и выполнение указанных мероприятий.
В соответствии с пунктом 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В соответствии с указанными Правилами в обязанность регионального оператора в случае обнаружения несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов входит уведомление в течение 5 рабочих дней собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (пункт 16).
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов (пункт 17).
Приведенные положения законодательства свидетельствуют, что обязанность по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возлагается на регионального оператора в случае выявления несанкционированной свалки самим региональным оператором, при этом установлено, что деятельность по ликвидации свалки осуществляется им на основании договорных отношений с собственником или органом местного самоуправления, ответственных за ликвидацию несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
При указанных обстоятельствах, следует признать правильным вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по ликвидации выявленных прокурором свалок на орган местного самоуправления, что не препятствует ему в привлечении в установленном порядке регионального оператора ООО «ЭкоАльянс» к ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, кроме того, ответчиком не представлено суду надлежащих достоверных доказательств включения несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов в территориальную схему обращения с отходами.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права, также не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Таким образом, судом были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда первой инстанции, соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, имеющиеся в деле доказательства получили оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, в связи с чем решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 15 декабря 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи коллегии: