Дело № 2-883/20
УИД 52RS0012-01-2019-003510-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 октября 2020 года Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Веселовой Т.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Забелиной М.В., с участием представителя ответчика и третьих лиц по доверенностям КТА, представителя третьего лица МНЕ, старшего помощника Борского городского прокурора Нижегородской области КОВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлова А.В. к ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Козлов А.В. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал следующее.
Истец понес от действий администрации ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области моральные страдания, а также ограничения, а именно: на истца составлено три незаконных рапорта, истец снят с облегченных условий содержания. Родственники истца не смогли отправить ему посылку ко дню его рождения (ДД.ММ.ГГГГ), так как теперь ему не положены передачи, посылка в размере 20 кг раз в два месяца (лимит открывался в начале октября), а раз в три месяца. Это очень задело истца морально, а также его близких. Истец во время болезни (обострения) водворен в ШИЗО, лишен лекарств, 04 октября 2019 года из-за чего его состояние ухудшилось и его обращения по данному поводу игнорировались. Истец был признан злостным нарушителем, чем сотрудники препятствовали тому, чтобы истец ранее освободился и стал законопослушным гражданином РФ без надзора.
Незаконными рапортами истцу причинены физические и моральные неудобства, так как в ШИЗО довольно плохие условия содержания, из вещей положены лишь гигиенические принадлежности, читать книги или писать письма близким родственникам разрешено лишь 45 минут с утра и столько же вечером, и другие ограничения, которые морально очень тяжелы.
При указанных обстоятельствах истец обратился в суд и просил взыскать компенсацию морального вреда в сумме 25 000 рублей.
Судебное заседание проведено в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте слушания дела, ходатайств об обеспечении личного участия в судебном заседании не заявлял.
Представитель ответчика ФСИН России, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области и представитель третьего лица ГУФСИН России по Нижегородской области по доверенностям КТА возражала против удовлетворения заявленного иска, поскольку материалами дела не подтвержден факт незаконности действий ответчиков, в связи с чем оснований для компенсации морального вреда не имеется.
Представитель третьего лица ФКУЗ «Медико-санитарная часть № 52 ФСИН» по доверенности МНЕ также указала, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку незаконность и виновность действий ответчиков не установлены. Кроме того, суду пояснила, что состояние здоровья Козлова А.В. не ухудшилось.
Представитель ответчика Министерства Финансов РФ, а также представитель третьего лица УФК по Нижегородской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Старший помощник Борского городского прокурора Нижегородской области КОВ дала заключение по делу, в котором указала об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Козлова А.В. не имеется, поскольку не установлен факт незаконных действий ответчиков по отношению к истцу, не доказан факт причинения здоровья истцу незаконными действиями ответчиков.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно ч. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Из разъяснений, изложенных в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», следует, что суду следует также устанавливать, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26 сентября 2019 года ЗДПНК прапорщиком внутренней службы СМС, а также младшим инспектором группы надзора отдела безопасности прапорщиком внутренней службы БНС составлены рапорты о том, что 26 сентября 2019 года в 11 часов 25 минут осужденный Козлов А.В., прибыв в помещение дежурной смены отдела безопасности, не поздоровался. Тем самым осужденный нарушил ПВР ИУ гл. 4 п. 18 (л.д. 53-54 дело № 2а-1155/2020).
27 сентября 2019 года ЗДПНК прапорщиком внутренней службы СМС, а также младшим инспектором группы надзора отдела безопасности прапорщиком внутренней службы ПНС составлены рапорты о том, что 27 сентября 2019 года в 03 часа 47 минут осужденный Козлов А.В. занавесил свое спальное место. Тем самым осужденный нарушил ПВР ИУ гл. 3 п. 17 (л.д. 46-47 дело № 2а-1155/2020).
03 октября 2019 года вынесено постановление о водворении осужденного Козлова А.В. в штрафной изолятор за нарушение установленного порядка отбывания наказания на 8 суток, а также постановление об объявлении устного выговора (л.д. 39 дело № 2а-1155/2020).
10 октября 2019 года младшим инспектором группы надзора отдела безопасности прапорщиком внутренней службы РВВ, а также младшим инспектором группы надзора отдела безопасности прапорщиком внутренней службы ДСК составлены рапорты о том, что 10 октября 2019 года в 15 часов 50 минут осужденный Козлов А.В., содержащийся в ШИЗО, камере №, неподвижно лежит на лавочке в камере № ШИЗО, сделано замечание и предъявлено требование встать и дать объяснение по факту соблюдения требований ПВР, на что осужденный Козлов А.В. не отреагировал. Тем самым осужденный нарушил ПВР ИУ гл. 3 п. 16 абз. 3 (л.д. 35-36 дело № 2а-1155/2020).
11 октября 2019 года вынесено постановление о признании Козлова А.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, постановление о переводе осужденного Козлова А.В. из облегченных условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания, а также постановление о водворении осужденного Козлова А.В. в штрафной изолятор за нарушение установленного порядка отбывания наказания на 3 суток (л.д. 22, 26, 29 дело № 2а-1155/2020).
Полагая свои права нарушенными, Козлов А.В. обратился в Борский городской суд Нижегородской области с требованиями к ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области о признании незаконными указанных постановлений и рапортов.
Определением Борского городского суда Нижегородской области от 29 мая 2020 года производство по административному исковому заявлению Козлова А.В. к ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России, Министерству финансов РФ о признании незаконными рапортов младшего инспектора группы надзора отдела безопасности БНС от 26 сентября 2019 года, ЗДПНК СМС от 26 сентября 2019 года, младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ПНС от 27 сентября 2019 года, ЗДПНК СМС от 27 сентября 2019 года, младшего инспектора группы надзора отдела безопасности ДСК от 10 октября 2019 года, младшего инспектора группы надзора отдела безопасности РВВ от 10 октября 2019 года прекращено.
Указанное определение сторонами в апелляционном порядке не обжаловалось и вступило в законную силу.
Решением Борского городского суда Нижегородской области от 18 июня 2020 года отказано в удовлетворении административного искового заявления Козлова А.В. к ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, ФСИН России, Министерству финансов РФ о признании незаконными и отмене постановлений ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области от 03 октября 2019 года об объявлении устного выговора, от 03 октября 2019 года о водворении в штрафной изолятор на срок 08 суток, от 11 октября 2019 года о водворении в штрафной изолятор на 03 суток, от 11 октября 2019 года о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, от 11 октября 2019 года о переводе осужденного из облегченных условий отбывания наказания в обычные условия отбывания наказания.
Решение суда сторонами также не обжаловано и вступило в законную силу.
Рассматривая заявленные исковые требования по существу, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку решение суда о признании законными действий администрации ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по вынесению постановлений в отношении осужденного Козлова А.В., является основанием для вывода об отсутствии вины должностных лиц в причинении истцу морального вреда.
Ограничения, связанные с водворением Козлова А.В. в штрафной изолятор на основании постановлений, признанных законными и обоснованными, направлены на перевоспитание осужденного и дальнейшее соблюдение им Правил внутреннего распорядка. Соблюдение указанных Правил зависит от волеизъявления истца, который в случае их нарушения претерпевает связанные с этим неблагоприятные последствия и установленные ограничения, что не может рассматриваться в качестве основания для взыскания компенсации морального вреда.
Более того, отмечается, что в ходе рассмотрения дела не установлен факт ухудшения здоровья истца в период отбывания наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области.
При указанных обстоятельствах, в связи с тем, что судом не установлен факт нарушения личных неимущественных прав истца, основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Козлова А.В. к ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Борский городской суд Нижегородской области.
Судья Т.Ю. Веселова