РЕШЕНИЕ
ИФИО1
07 августа 2019 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе председательствующего судьи Максимовой В.В., при секретаре ФИО3,
с участием административного истца ФИО4, представителя административного ответчика - Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании решения незаконным, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6 обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО6, в котором просила с учетом уточнений, признать решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности ФИО2 на земельный участок, расположенный по адресу: Республики Крым, <адрес>, оформленное сообщением от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным и восстановить нарушенное право административного истца, возложив на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО2 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование административного иска указано, что решением Киевского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 признано право собственности в порядке наследования по закону на земельный участок, площадью 800 кв.м., расположенный адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр) с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрацией права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в книгу учета входящих документов внесена запись 90/016/114/2018-7467.
ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отказано. Как следует из сообщения № от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа в государственной регистрации послужило то, что межевой план, представленный для осуществления кадастрового учета, не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а именно: в результате автоматизированной загрузки координат межевого плана выявлен налагающийся объект - ЗУ1 №–1-35/3001/2018-14963, а также, в межевом плане отсутствует информация о документах, предусмотренных частью 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Административный истец не согласен с отказом в государственной регистрации, так как регистратор ссылается на статью 11.3 ЗК РФ, регулирующую образование земельных участков из государственных земель, в то время как земельный участок, который ФИО2 хотела поставить на кадастровый учет признан принадлежащим ей на праве собственности по наследству.
В межевой план, представленный административным истцом в Госкомрегистр для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на земельный участок, площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, включено решение Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу № г., в связи с чем какие-либо несоответствия указанного межевого плана требованиям приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» отсутствуют.
Что касается выявленных государственным регистратором наложений границ земельного участка, принадлежащего административному истцу на границы ЗУ1 №, необходимо отметить, что каких-либо наложений (равно как и земельного участка с №) попросту не существует. № является номером записи книги учета входящих документов, присвоенным ранее поданному административным истцом заявлению об осуществлении государственного кадастрового учета, оставленному впоследствии без рассмотрения.
Административный истец и административный ответчик государственный регистратор ФИО6, уведомленные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились.
Выслушав представителя административного истца, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Представитель административного истца поддержал иск по изложенным в нем основаниям. Пояснил, что административному истцу не было направлено сообщение о приостановлении регистрации, в связи с чем административный истец не мог предоставить межевой план. Дополнительные документы государственному регистратору не предоставляли, поскольку все необходимые сведения указаны в решении суда. Вид пользования устанавливался при Украине, который остался действовать и на территории Российской Федерации. Земельный участок прекратил находится в муниципальной собственности. В материалах регистрационного дела имелась опись представленных документов, указанное решение суда было подано одновременно с подачей первого заявления.
Представитель административного ответчика иск не признал и пояснил, что межевой план был подготовлен по одному основанию, необходимо было указать иное основание – для образования земельного участка. Государственный регистратор не знала о существовании данного решения суда, кроме решения суда никаких иных правоустанавливающих документов представлено не было.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании частью 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Осуществления полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровому учету на территории Республики Крым, в соответствии с Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №-р, переданы уполномоченному органу – Госкомрегистру, созданному Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №.
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р утверждено дополнительное соглашение к Соглашению, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р о продлении срока полномочий Госкомрегистра.
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
Госкомрегистр является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона №218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственная регистрация, как формальное условие обеспечения государственной, в том числе, судебной защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, обеспечивает юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Регистрация сама по себе не влечет возникновение прав на недвижимость в отрыве от материального носителя — правоустанавливающего документа, она является лишь доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона №218-ФЗ Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу статьи 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Принцип разделения властей, изложенный в статье 10 Конституции Российской Федерации, предполагает, что суд не может вмешиваться в деятельность органов исполнительной власти и должностных лиц. Понуждение регистрирующего органа к совершению действий по осуществлению кадастрового учета и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений, по мнению Госкомрегистра, в данном случае нарушает вышеуказанный принцип разделения властей, так как не позволяет исполнительному органу самостоятельно решить по существу данный вопрос.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, о чем в книгу учета входящих документов внесена запись 90/016/114/2018-7467.
ДД.ММ.ГГГГ в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав было отказано.
Как следует из сообщения № от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для отказа в государственной регистрации послужило то, что межевой план, представленный для осуществления кадастрового учета, не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а именно: межевой план, представленный с заявлением № в форме электронного документа на электронном носителе не соответствует требованиям, установленным законом о регистрации, Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке».
Как следует из копии дела правоустанавливающих документов, административным истцом административному ответчику для регистрации объекта недвижимости по адресу: <адрес> подано заявление, в котором истец просит осуществить кадастровый учет и государственную регистрацию земельного участка.
Вместе с заявлением предоставлена копия решения Киевского районного суда <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано за ФИО2 право собственности на земельный участок, площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования после смерти ФИО7
Также предоставлена копия выписки из решения Симферопольского городского совета 27 сессии 6 созыва № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден проект землеустройства по отводу земельного участка ФИО8 в частную собственность по <адрес>, площадью 0,0800 га для строительства и обслуживания жилого дома.
Согласно поданному административным истцом межевому плану в п.1 указано, что межевой план подготовлен в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии п.1 с Приложения № к Приказу Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (далее - Приложение №), требования к подготовке межевого плана (далее - Требования) устанавливают правила оформления межевого плана.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В соответствии с пп.1 п.3 Приложения №, в межевом плане указываются сведения об образуемых земельных участках.
В соответствии с п.18 Приложения №, межевой план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.
Средства усиленной квалифицированной электронной подписи кадастрового инженера должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации и совместимы со средствами квалифицированной электронной подписи, применяемыми Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, ее территориальными органами, подведомственным ей государственным учреждением.
Информация о требованиях к совместимости, квалифицированному сертификату ключа электронной подписи, обеспечению возможности подтверждения подлинности усиленной квалифицированной электронной подписи кадастрового инженера размещается на официальном сайте.
Состав сведений межевого плана в форме электронного документа должен соответствовать составу сведений, содержащихся в утвержденной форме межевого плана, с учетом Требований.
Разделы, относящиеся к графической части межевого плана, Акт согласования, а также документы, подготовленные на бумажном носителе, которые в соответствии с Требованиями подлежат включению в состав Приложения, оформляются в форме электронных образов бумажных документов в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего межевой план.
Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi.
Подлежащий включению в состав Приложения электронный документ, выданный органом государственной власти, органом местного самоуправления, организацией, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица такого органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, а электронный документ, подготовленный физическим лицом, - усиленной квалифицированной электронной подписью такого физического лица.
В соответствии с п.п. 7 п.21 Приложения №, межевой план составляется на основе сведений ЕГРН об определенном земельном участке, здании, сооружении, объекте незавершенного строительства, ином объекте, который прочно связан с землей, то есть перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, и (или) сведений об определенной территории, например в случае образования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или уточнения местоположения границ земельных участков.
В соответствии с пп.7, пп.8 п.22 Приложения №, в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки; вступившие в законную силу судебные акты.
Как следует из пояснений представителя ответчика и не оспорено представителем истца, правоустанавливающие документы в электронном виде к межевому плану не приложены, в связи с чем суд делает вывод о том, что основание указанное в уведомлении об отказе о государственной регистрации права обосновано.
Кроме этого, в заявлении о государственной регистрации прав на недвижимое имущество за ФИО2, указано, что она просит зарегистрировать за ней право собственности на земельный участок и прилагается межевой план, согласно которому земельный участок образован из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при этом приложена копия решения суда, согласно которому ФИО2 имеет право собственности на указанный участок в порядке наследования за физическим лицом, а не на основании выделения именно ей этого участка из земель, которые указаны в п.1 межевого плана.
Учитывая, что в судебном заседании установлены основания, по которым заявление о государственной регистрации права собственности за истцом ответчиком не могло быть удовлетворено, суд приходит к выводу о том, что иск не обоснован и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░6 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░