Дело №2а-92/2019
83RS0001-01-2018-001881-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2019 года город Нарьян-Мар
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Яровицыной Д.А.,
с участием прокурора Стеля В.А.,
при секретаре Пахомовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Тельвисочный сельсовет» Ненецкого автономного округа о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место размещения отходов,
установил:
заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Тельвисочный сельсовет» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированное место размещения отходов.
В обоснование требований указал на то, что прокуратурой проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения, а именно на открытом грунте на земельном участке с кадастровым номером № в д.Макарово Ненецкого автономного округа, ограниченном координатами: 670 41’ 0,3” с.ш., 0520 53’ 17,5” в. д., 670 41’ 0,4” с.ш., 0520 53’ 18,1” в.д., 670 41’ 0,6” с.ш., 0520 53’ 18,3” в.д. размещены твердые коммунальные отходы. Указанный земельный участок находится в собственности МО «Тельвисочный сельсовет». Полагает, что в силу действующего законодательства ответчик обязан ликвидировать место размещения отходов.
В судебном заседании представитель административного истца - прокурор Стеля В.А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить. Уточнила координаты нахождения земельного участка, на котором необходимо ликвидировать несанкционированное размещение отходов.
Представители административного ответчика администрации МО «Тельвисочный сельсовет» Артеева И.В., Якубович Д.С. с заявленными требованиями согласились. Указали, что вид разрешенного использования спорного земельного участка предназначен под площадку для размещения отходов. В случае удовлетворения требований, в связи с объемами отходов, а также транспортной доступности, просили установить срок исполнения решения суда до 31.12.2019.
Суд, заслушав стороны, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Статья 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Из материалов дела следует, в ходе проведенной прокуратурой Ненецкого автономного округа проверки совместно с сотрудниками представителей органов исполнительной власти НАО выявлены недостатки, указанные в акте №5 от 02.08.2018.
Так, из указанного акта следует, что на земельном участке в дер. Макарово НАО размещены отходы производства и потребления в виде твердых коммунальных отходов, металлического лома, полиэтилена, пластика, стекла.
Помимо акта осмотра, данное обстоятельство подтверждается фототаблицей.
Указанное место размещения отходов располагается в точках с координатами: 670 41’ 0,3” с.ш., 0520 53’ 17,5” в. д., 670 41’ 0,4” с.ш., 0520 53’ 18,1” в.д., 670 41’ 0,6” с.ш., 0520 53’ 18,3” в.д.
Судом установлено, что место размещения отходов расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером 83:00:040011:73, с вид разрешенного использования «под складирование бытовых отходов», общей площадью 10 000 кв.м., собственником которого является МО «Тельвисочный сельсовет».
В процессе рассмотрения сторонами не оспаривалось наличие на указанном участке места размещения отходов.
Частью 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Статьей 11 названного Федерального закона установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (п. 1 ст. 13 Закона).
Пунктом 1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения ст. 13 ЗК РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст. 42 ЗК РФ).
Частью 3 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
На основании п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Согласно п. 7.8 ГОСТ 30772-2001, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
В силу примечания к указанному пункту в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии с п. 3 ст.4.6 Закона Ненецкого автономного округа от 17.02.2010 № 8-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов организации местного самоуправления на территории Ненецкого автономного округа» в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за сельскими поселениями закреплены вопросы местного значения сельских поселений, в частности, по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, поскольку обязанность собственника земельного участка по ликвидации загрязнения, принадлежащего ему земельного участка установлена законом, тогда как материалами дела подтверждается размещение отходов на спорном земельном участке, то суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
То обстоятельство, что вид разрешенного использования земель данного участка предназначен под площадку для размещения отходов, из чего следует, что размещение отходов на земельном участке с кадастровым номером 83:00:040011:73 не является несанкционированным, противоречит нормам законодательства в силу следующего.
Согласно ч. 6 ст. 12 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» определен порядок ведения государственного кадастра отходов, который предусматривает порядок ведение Росприроднадзором, в том числе государственного реестра объектов размещения отходов с 01.08.2014.
Согласно п. 16 Приказа Минприроды России от 30.09.2011 № 792 государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов -специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Виды объектов размещения отходов указаны в Таблице 1 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49. К таковым объектам размещения отходов относится, в частности, открытая площадка с грунтовым покрытием.
В силу ч. 7 ст. 12 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Вместе с тем судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 83:00:040011:73 в настоящее время эксплуатируется административным ответчиком без его оборудования в соответствии с действующими нормами и внесения объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов, что прямо противоречит действующему законодательству.
В соответствии с ч.1 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Принимая во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения суда, временные затраты на них, климатические условия региона, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения, суд считает возможным установить срок, в течение которого ответчиком должно быть исполнено решение суда до 31 декабря 2019 года, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░ ░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░: 670 41’ 0,3” ░░░░░░░░ ░░░░░░, 0520 53’ 17,5” ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, 670 41’ 0,4” ░░░░░░░░ ░░░░░░, 0520 53’ 18,1” ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, 670 41’ 0,6” ░░░░░░░░ ░░░░░░, 0520 53’ 18,3” ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2019 ░░░░