К делу № 2-619/2024
УИД23RS0021-01-2024-000399-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ст-ца Полтавская, Краснодарского края 11 апреля 2024 года
Ул. Коммунистическая, 197
Красноармейский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Городецкой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Сапсай И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Московских Н.С. к Мальцева Е.С. о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учёта,
установил:
Московских Н.С. обратилась в Красноармейский районный суд Краснодарского края с иском к Мальцевой Е.С. о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учёта.
В обосновании требований указывает, что на основании решения Красноармейского районного суда Краснодарского края от 07.06.2023 года она является собственником жилого дома с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № расположенных по адресу: <адрес>.
По указанному адресу она имеет регистрацию с 01.04.1981 года, помимо неё с 20.06.2023 года зарегистрирована ответчик Мальцева Е.С., при этом в доме никогда не проживала, бремя расходов по оплате коммунальных услуг и иных платежей стала нести после подачи искового заявления в суд и частично на протяжении судебных разбирательств.
Ранее, в ходе рассмотрения гражданского дела был установлен факт отсутствия её существенного интереса в пользовании домом по прямому назначению, поскольку проживает по другому адресу и имеет в собственности иное имущество.
Ответчик не является членом её семьи, домом не пользуется, при этом регистрация нарушает её права как собственника.
Просит признать Мальцеву Е.С. утратившим право пользования жилым помещением и снять её с регистрационного учёта.
В судебное заседание истец Московских Н.С., представитель ФИО6 не явились, о дате, месте и времени рассмотрения истец извещена должным образом, в представленном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие, заявленные требования удовлетворить.
Ответчик Мальцева Е.С. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения извещена должным образом, представила письменные возражения, согласно которым у истца отсутствуют основания для обращения с иском в суд, поскольку они являются родными сёстрами. В реализации своих прав для проживания и пользования имуществом как собственнику, она не препятствует. Кроме того, она также несёт бремя содержания данного имущества, а именно 23.09.2022 года подала заявку в ТНС-Энерго на заключение договора по электроснабжению, 04.10.2022 года заключила договор с ООО «Экотехпром» на вывоз мусора, 28.04.2023 года заключила договор с МП «ЖКХ» на водоснабжение. Также она заинтересована в сохранении своего права пользования жилым домом и регистрации в нём, в связи с чем просит в удовлетворении требования отказать.
Представитель третьего лица – отдела по вопросам миграции Отдел МВД России по Красноармейскому району в судебное заседание не явился, согласно письменному заявлению просили рассмотреть дело в их отсутствие, по существу заявленных требований не возражают.
Установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные в дело письменные доказательства, изучив доводы истца, возражения ответчика, с учётом норм материального и процессуального права, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также гарантировала право на жилище.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости производного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может быть ограничен в праве пользования жилым помещением, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), другими федеральным законами (часть 4 статьи 3 ЖК РФ).
В силу статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) и статьи 3 ГПК РФ защите подлежит только нарушенное право.
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать своё имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании (статья 288 ГК РФ, статья 30 ЖК РФ).
Статьёй 10 ЖК РФ установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации регулирование прав на жилое помещение должно осуществляться на основе баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников соответствующих правоотношений. В тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь имеют другие, помимо собственника, лица, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении иных лиц, как и обеспечение взаимного учета их интересов, зависит от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора, то есть не исключается необходимость учёта особенностей конкретных жизненных ситуаций при разрешении соответствующих гражданских дел (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2003 года № 6-П, от 08.06.2010 года № 13-П и определение этого же суда от 03.11.2006 года № 455-О).
В судебном заседании установлено, что решением Красноармейского районный суда Краснодарского края от 11.02.2022 года за Мальцевой Е.С. признано право собственности на 3/8 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, с кадастровым номером № общей площадью 22.4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>; за Московских Н.С., признано право долевой собственности на 5/8 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером № общей площадь 22.4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером № площадью 1300 кв.м., категория земель: земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.
Решением Красноармейского районного суда Краснодарского края от 07.06.2023 года, оставленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 26.09.2023 года, удовлетворены исковые требования Московских Н.С. о признании доли в праве общедолевой собственности на жилойдом и земельный участок незначительными, встречные исковые требования Мальцевой Е.С. об определении порядка пользования домом и земельным участком, находящимся в долевой собственности, оставлены без удовлетворения.
Как видно из выписки из ЕГРН от 30.11.2023 года на основании вышеуказанного решения суда за Московских Н.С. зарегистрировано право собственности на жилой дом с кадастровым № и земельный участок, кадастровый №, расположенные по адресу: <адрес>.
При этом право собственности за Мальцевой Е.С. на указанные объекты прекращено.
По сведениям ОМВД России по Красноармейскому району по указанному выше адресу Московских Н.С. имеет регистрацию с 01.04.1981 года, Мальцева Е.С. зарегистрирована с 20.06.2023 года.
Статьёй 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Применительно к статье 56 ГПК РФ именно на собственнике имущества, заявляющим соответствующие требования, лежит обязанность доказать факт нарушения его прав.
Признание ответчика утратившим право пользования жилым помещением является в силу Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», подпункта «е» пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года № 713, основанием для снятия его с регистрационного учёта по месту жительства.
Согласно части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В силу части 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также, если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определённый срок на основании решения суда.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1, 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Возражая относительно заявленных требований ответчик указывает, что она также несёт бремя содержания данного имущества и заинтересована в сохранении своего права пользования жилым домом и регистрации в нём.
Вместе с тем, каких-либо доказательств наличия права пользования помещением, проживания в нём суду не представила.
Согласно пункту 1 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно статье 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражения, если иное не предусмотрено федеральным законом; доказательства предоставляются лицами, участвующими в деле (статья 57).
Согласно статье 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, учитывая вышеприведённые положения закона, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку ответчик в спорном жилом помещении не проживает, доказательств наличия права пользования помещением, проживания в нём суду не представила.
Суд считает, что истцом представлено достаточно доказательств обоснованности заявленных требований и невозможности устранения нарушения права в ином, кроме как в судебном порядке.
Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации 17.07.1995 года № 713 местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма, социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учёта и соблюдать настоящие правила.
Руководствуясь статьями 56, 57, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Московских Н.С. - удовлетворить.
Признать Мальцева Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, паспорт гражданина РФ № выдан 05.12.2001 года, утратившей право пользования жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>.
Данное решение является основанием для снятия Мальцева Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт гражданина РФ № выдан 05.12.2001 года, с регистрационного учёта по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке путём подачи жалобы в Красноармейский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Городецкая Н.И.
Решение в окончательной форме принято 18.04.2024 года.
Председательствующий Городецкая Н.И.