УИД 32RS0010-01-2021-000420-14
Дело № 2а-299/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2021 года г. Жуковка Брянской области
Жуковский районный суд Брянской области в составе председательствующего Арестовой О.Н.,
при секретаре Хромариной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области к К. о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 5) обратилась в суд с указанным административным иском. В обосновании заявленных требований указала, что административный ответчик является плательщиком земельного налога и транспортного налога, обязанность по уплате данных налогов за 2018 год в полном объеме не исполнил, вследствие чего была начислена пеня на сумму недоимки. Административному ответчику выставлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - требование) и предоставлен срок для добровольного исполнения. До настоящего времени требование, в полном объеме, не исполнено.
По указанным основаниям административный истец просил суд взыскать с К. в пользу Межрайонной ИФНС России № недоимку по транспортному налогу за 2018 год - 20 692 руб. 00 коп., пени по транспортному налогу - 307 руб. 97 коп., земельный налог - 1 630 руб. 00 коп., пени по земельному налогу - 24 руб. 26 коп.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие, исковые требования поддерживает. Указывает, что на ДД.ММ.ГГГГ, задолженность в сумме 22 654 руб. 23 коп. административным ответчиком, не погашена.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно.
Согласно с ч. 2 ст. 289 КАС РФ административное дело рассмотрено без участия представителя административного истца и административного ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ст. 23 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Положениями ч. 6 ст. 289 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 397 НК РФ земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Как предусмотрено п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу ст. 75 НК РФ в случае не уплаты либо уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщики обязаны уплатить пеню (п. 1). Пеня начисляется, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3). Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4). Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5).
Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, соответствующие пени и штрафы.
Как следует из материалов дела, К. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка, по адресу: <адрес>, кадастровый №, а также транспортных средств: с ДД.ММ.ГГГГ ШААНКСИ SX3251DR384 государственный регистрационный знак №, с ДД.ММ.ГГГГ СУБАРУ ЛЕГАСИ государственный регистрационный знак №
Согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № К. за 12 месяцев 2018 года исчислен налог, в том числе, на земельный участок, с кадастровым номером 32:02:0160709:204 в размере 1 630 руб. 00 коп. (кадастровая стоимость 543 450 руб. х 0,30% (ставка) х 1 (доля) х 12/12); и транспортные средства: ШААНКСИ SX3251DR384 государственный регистрационный знак № в размере 20 160 руб. 00 коп. (налоговая база 336 л.с. х 1 (доля) х 60 руб. (ставка) х 12/12), СУБАРУ ЛЕГАСИ государственный регистрационный знак № в размере 532 руб. 00 коп. (налоговая база 76 л.с. х 1 (доля) х 7 руб. (ставка) х 12/12) со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ
В связи с неуплатой налога в установленный срок налоговым органом налогоплательщику, на основании ст. ст. 69, 70 НК РФ выставлено и направлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № недоимки на сумму 22 322 руб. 00 коп., пени 332 руб. 23 коп. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ, однако, задолженность до настоящего времени, не погашена и составляет 22 654 руб. 23 коп, что стороной административного ответчика не оспаривалось.
Расчет задолженности административным истцом обоснован и признан судом правильным, административным ответчиком иного расчета задолженности не представлено.
Ст. 286 КАС РФ и ст. 48 НК РФ предусмотрен порядок обращения в суд только после истечения сроков исполнения всех требований об уплате налога, пеней, в отношении которых подано заявление о взыскании недоимки.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании.
Заявление о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения.
В п. 3 ст. 48 НК РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Положениями ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, п. 3 ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Как установлено и следует из материалов дела, требованием от ДД.ММ.ГГГГ № задолженность К. по уплате земельного налога и транспортного налога за 2018 год составила 22 322 руб. 00 коп., срок для исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате до ДД.ММ.ГГГГ
Таимо образом, общая сумма налога и пени, подлежащая взысканию с административного ответчика превысила 10 000 руб. 00 коп.
Исходя из смысла положений ст. 48 НК РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
Как следует из материалов дела, Межрайонная ИФНС России № к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с К. задолженности по указанным требованиям обратилась ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ был вынесен, а ДД.ММ.ГГГГ отменен.
Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 г. № 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (ст. 123.4 КАС РФ).
С настоящим административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России № обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный срок.
Таким образом, суд приходит к выводу, что налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога и пени, в связи с чем, подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Учитывая данные обстоятельства, а также тот факт, что порядок взыскания административным истцом соблюден, срок для обращения в суд не пропущен, К. требования налогового органа об уплате недоимки и пени в добровольном порядке не исполнил, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом суд принимает во внимание, что доказательств обратного стороной административного ответчика не представлено, а равно доказательств отсутствия регистрации на его имя недвижимого, движимого имущества в спорные периоды, либо предоставление налоговых льгот в соответствии с НК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, абз. 10 п. 2 ст. 61.1 БК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета, размер которой в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ составляет 879 руб. 63 коп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 114, 175-180, 290-294 КАС РФ суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области к К. о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.
Взыскать с К. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Брянской области задолженность по обязательным платежам и санкциям: недоимку по транспортному налогу за 2018 год - 20 692 руб. 00 коп., пени по транспортному налогу - 307 руб. 97 коп., недоимку по земельному налогу - 1 630 руб. 00 коп., пени по земельному налогу - 24 руб. 26 коп.
Взыскать с К. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 879 руб. 63 коп.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Жуковский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 17.06.2021 г.
Председательствующий О.Н. Арестова