Дело № 5-1909/21
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
25 августа 2021 года гор.Улан-Удэ
Судья Советского районного суда гор.Улан-Удэ Танганов Б.И., при секретаре Тороновой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело в отношении Администрации гор.Улан-Удэ об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.1 ст. 17.15 КоАП РФ,
установил:
В суд поступил протокол об административном правонарушении от 25.02.2021г. (с учетом исправления описки в дате составления протокола) в отношении Администрации г.Улан-Удэ в совершении 20 февраля 2021 года в 11 часов 57 минут административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ, т.е. неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, связанных с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о назначении административного наказания.
В судебном заседаниисудебный пристав-исполнительХалудорова Е.Г. обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержала, представила письменные пояснения на возражения представителя Администрации г.Улан-Удэ.
Представитель Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Мужанова Н.А. с протоколом об административном правонарушении не согласилась по доводам, изложенным в письменных пояснениях(возражениях). Суду пояснила, что требование судебного пристава-исполнителя в установленный им срок выполнить не представилось возможным по причине его неисполнимости. Бездействие со стороны Администрации не допущено, меры к исполнению судебного решения в целом предпринимались.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч. 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (ч. 2).
Согласно ст. 113 Закона об исполнительном производстве в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установлено, что решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 17 сентября 2015 года исковые требования прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены, на Администрацию г. Улан-Удэ возложена принять меры к устранению нарушений требований противопожарного законодательства в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу:
- оборудовать наружным противопожарным водоснабжением территории ...
- обеспечить растояние не менее 15 метров от границ застройки до лесных массивов в микрорайоне ...
- обеспечить ширину улиц согласно установленным нормам пожарной безопасности на территориях ...
- установить средства для оповещения населения о пожаре на территории ...
На основании исполнительного листа ФС ... от 2 декабря 2015 года, выданного Советским районным судом г. Улан-Удэ по делу №2-4425/2015, предмет исполнения: «Возложить на Администрацию г. Улан-Удэ обязанность принять меры к устранению нарушений требований противопожарного законодательства в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, в отношении должника Администрации г.Улан-Удэ, 24 июня 2016 года возбуждено исполнительное производство ...-ИП.
6 сентября 2016 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
13 августа 2020 года вынесено постановление о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
8 декабря 2020 года вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 28 декабря 2020 года. Постановление вручено 9 декабря 2020 года с требованием об исполнении решения суда в неисполненной части требований исполнительного документа - оборудовать наружным противопожарным водоснабжением следующие территории: ... в срок до 28 декабря 2020 года. Сведения об исполнении предоставить с подтверждающими документами об исполнении не позднее установленного срока для исполнения.
26 декабря 2020 года Администрация г.Улан-Удэ в адрес судебного пристава-исполнителя направило письмо за исх. № 976 в ответ на требование.
3 февраля 2020 года вынесено постановление об участии в исполнительном производстве специалиста и направлено в ГУ МЧС России по Республике Бурятия.
20 февраля 2021 года получен ответ на постановление о привлечении специалиста за подписью начальника ОНДПР г.Улан-Удэ УНДПР ГУ МЧС России по РБ Волкова С.П., согласно которому мероприятия по обустройству наружного противопожарного водоснабжения в указанных ДНТ, остаются не выполненными.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления25 февраля 2021 года в отношении Администрации г. Улан-Удэ протокола об административном правонарушении по ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Судом установлено, чтоАдминистрация г.Улан-Удэ ранее, 13 августа 2020 года, привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб. При этом до настоящего времени исполнительный лист, выданный Советским районным судомг. Улан-Удэ, в части требований неимущественного характера, связанных с обеспечением пожарной безопасности, не исполнен.
Вместе с тем, оценка виновности Администрации г. Улан-Удэ в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с частью 2 статьи 2.1, со статьей 26.1 этого Кодекса наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из пояснений представителя Администрации г.Улан-Удэ и представленных в дело материалов следует, что в целях исполнения решения суда и требований исполнительного листа необходима разработка проектно-сметной документации, проведение электронного аукциона, заключение контракта при определении поставщика (исполнителя), а также выделение соответствующих денежных средств из муниципального бюджета путем внесения изменений в закон о бюджете городского округа г.Улан-Удэ. При этом, осуществление указанных мероприятий не могло быть произведено в установленный судебным приставом-исполнителем срок – 20 дней.
Указанные доводы нахожу заслуживающими внимания исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Частью 6 ст.16 вышеназванного Федерального закона установлено, что план-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу положений ст.24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Анализируя положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ прихожу к выводу о том, что в целях исполнения требований исполнительного документа и реализации мер к устранению нарушений требований противопожарного законодательства Администрации г.Улан-Удэ, с учетом положений вышеназванного федерального закона, необходимо было осуществить комплекс действий и провести ряд мероприятий, требующих временных затрат более установленного судебным приставом-исполнителем нового срока исполнения требований исполнительного документа.
Какого-либо обоснования необходимости выполнения должником требований исполнительного документа с 08 по 28 декабря 2020г. (20-тидневный срок) постановление о назначении нового срока исполнения от 08.12.2020г. не содержит.
Таким образом, возможность выполнить требования исполнительного документа в 20-тидневный срок у должника отсутствовала.
Необходимо также учесть, что из буквального содержания врученного 09.12.2020г. должнику требования судебного пристава-исполнителя следует: Исполнить решение суда в неисполненной части требований исполнительного документа, а именно оборудовать наружным противопожарным водоснабжением следующие территории: ... в срок до 28 декабря 2020 года.
Между тем, такого требования ни решение суда, ни исполнительный лист не содержат. Из существа указанных документов и их толкования следует, что на Администрацию г.Улан-Удэ судом возложена обязанность принять меры к устранению нарушений требований противопожарного законодательства, в том числе (принять меры) по оборудованию наружным противопожарным водоснабжением территорий перечисленных в решении суда ДНТ.
Согласно п. 10, 28 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Статья 63 названного закона предусматривает, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов отнесено: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Учитывая положения норм Градостроительного кодекса РФ (в том числе ст. 42, 48), полномочий органов местного самоуправления в формировании и управлении объектами жизнедеятельности муниципального образования, именно в компетенцию органа местного самоуправления входит создание условий по соблюдению правил пожарной безопасности в населенных пунктах, включая соблюдение правил пожарной безопасности при строительстве, формировании объектов пожарной инфраструктуры включая внутригородские пожарные сети, громкоизвещатели, проезды, противопожарные зоны, создание муниципальной пожарной охраны и т.п.
Статьей 28 Устава предусмотрено, что Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления гор.Улан-Удэ.
В соответствии с пунктом 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, на территории поселений и городских округов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан обеспечивается наличие звуковой сигнализации для оповещения людей при пожаре, телефонной связи, а также запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со статьями 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Исходя из изложенных положений законодательства на Администрацию города Улан-Удэ, как исполнительно-распорядительный орган, не могла быть возложена обязанность по непосредственному оборудованию наружным противопожарным водоснабжением территорий ДНТ, как это отражено в требовании судебного пристава-исполнителя. При этом требования должны были быть установлены в строгом соответствии с текстом исполнительного документа - … принять меры к устранению нарушений требований противопожарного законодательства по оборудованию наружным противопожарным водоснабжением территорий ДНТ…
Из ответа, данного 19 февраля 2021 года начальника ОНДПР г.Улан-Удэ УНДПР ГУ МЧС России по РБ Волкова С.П. следует, что мероприятия по обустройству наружного противопожарного водоснабжения в указанных ДНТ остаются не выполненными. При этом, в данном ответе не содержится сведений о том, принимались ли администрацией города меры к устранению выявленных нарушений в целом.
Из пояснений представителя должника по исполнительному производству и представленных в дело материалов следует, что администрацией города принимаются возможные к устранению нарушений требований противопожарного законодательства, требования исполнительного документа выполнены частично.
В рассматриваемом случае неисполнение Администрацией города Улан-Удэ исполнительного документа во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок вызвано независящими от должника обстоятельствами, отсутствием реальной возможности выполнения требований судебного пристава-исполнителя в срок до 28.12.2020г., следовательно указанное юридическое лицо не может быть признано виновным, ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Злостного неисполнения требований исполнительного документа по вине должника, при наличии у него такой возможности материалы дела не содержат и судом не установлено.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Исходя из положений п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ рассмотрения дела об административном правонарушении выносится, в том числе постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2.1 ст.17.15 КоАП РФ, данное обстоятельство, согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является основанием для прекращения производства по административному делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении Администрации гор. Улан-Удэ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение десяти дней путем подачи жалобы в Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья Б.И. Танганов