Дело № 2-260/2024
41RS0006-01-2024-000512-64
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2024 года с. Мильково Камчатского края
Мильковский районный суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Кареповой Ю.Ю.,
при секретаре судебного заседания Новиковой О.Н.,
с участием истца прокурора Мильковского района Камчатского края Ковалев Е.Д.,
представителя ответчика Адаменко Е.П.,
представителя третьих лиц Даниленко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мильковского района Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Мильковский дом культуры и досуга» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мильковского района Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБУ «Мильковский дом культуры и досуга» (далее также – МБУ МДКД, учреждение) о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в августе 2023 года отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Мильковскому муниципальному району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России (далее по тексту - ОНДиПР по Мильковскому району) проведена проверка на объектах культуры Мильковского муниципального округа, в ходе которой установлено, что в клубах с. Пущино и с. Шаромы, входящих в структуру МБУ «Мильковский дом культуры и досуга» не в полной мере соблюдаются требования пожарной безопасности, в связи с чем в отношении учреждения внесены предписания № и № № от 29 августа 2023 года.
В ходе надзорной деятельности прокуратурой Мильковского района запрошены сведения о фактическом устранении требований пожарной безопасности.
По сообщению МБУ МДКД на объекте культуры - клуб с. Шаромы не имеется технической документации на систему пожаротушения, также в зданиях клубов с. Шаромы и с. Пущино давление воды не доведено до нормативного значения.
По сведениям ОНДиПР по Мильковскому району, МБУ «Мильковский дом культуры и досуга» не исполнены п. 1 предписания № № и пп. 1,2 № №, в частности, на объектах культуры - клуб с. Шаромы и с. Пущино внутренний противопожарный водопровод не обеспечивает нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях; в клубе с. Шаромы отсутствует техническая документация на систему противопожарной защиты и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Ссылаясь на то, что выявленные нарушения ответчиком не устранены, тогда как невыполнение требований пожарной безопасности на объектах культуры создает реальную угрозу жизни и здоровью посетителей клубов, истец, с учетом уточнений (л.д. 124) просил суд:
- обязать МБУ «Мильковский дом культуры и досуга» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в клубе с. Пущино, а именно привести минимальный расход воды на пожаротушение для здания у внутреннего противопожарного водопровода (пожарный кран) учреждения в соответствие с требованиями действующего законодательства;
- обязать МБУ «Мильковский дом культуры и досуга» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в клубе с. Шаромы, а именно привести минимальный расход воды на пожаротушение для здания у внутреннего противопожарного водопровода (пожарный кран) учреждения и обеспечить хранение технической документации на системы противопожарной защиты и систему оповещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Определением суда от 11 сентября 2024 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено КГУП «Камчатский водоканал».
Истец прокурор Мильковского района Камчатского края Ковалев Е.Д. уточненные требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – директор МБУ «Мильковский дом культуры и досуга» Адаменко Е.П. исковые требования не признала, указав, что вина учреждения в невыполнении требования в обеспечении нормативного расхода воды для тушения пожаров на объектах МБУ «Мильковский дом культуры – клубах с. Пущино и с. Шаромы отсутствует, поскольку в целях устранения указанного нарушения ответчиком неоднократно направлялись письма в КГУП «Камчатский водоканал» о необходимости проверки давления воды в системе холодного водоснабжения и принятии необходимых мер по устранению причин снижения давления. Согласно ответа филиала «Центральный» КГУП «Камчатский водоканал», давление водопроводной сети соответствует нормативным значениям, установленным СП 31.13330, но, поскольку проверка давления воды на пожаротушение контролирующим органом проводилась без открытия обводной задвижки, указанные обстоятельства повлекли за собой несоответствие минимального давления воды, установленного СП 10.13130. Также пояснила, что система пожаротушения была установлена в клубе в 2008 году по муниципальному контракту подрядчиком ООО «ЭнергоСтроТехмонтаж», техническая документация на указанную систему заказчику МБУ «Мильковское творческое объединение клуб», правопреемником которого является ответчик, не передавалась, поскольку не составлялась, в связи с отсутствием таких требований в период установки системы пожаротушения. В декабре 2016 года учреждением разработана проектно-сметная документация по монтажу новой системы пожарной сигнализации, стоимость которой составляет 3 196 504 рубля 05 копеек. На указанные работы требуется выделение дополнительного финансирования, без которого произвести работы не представляется возможным, о чем сообщалось учредителю. На сегодняшний день финансирование на замену системы пожарной сигнализации не выделено.
Третье лицо начальник ОНДиПР по Мильковскому муниципальному району Даниленко О.А., действующая также на основании доверенности в интересах третьего лица ОНиПМ управления надзорной и профилактической работы ГУ МЧС по Камчатскому краю полагала, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку требования пожарной безопасности, установленные действующим законодательством по пожарной безопасности в клубах не обеспечены. При текущем состоянии пожарной безопасности зданий, а также принимая во внимание специфику объекта защиты, обусловленную его функциональным назначением, связанным с проведением культурно-массовых мероприятий, а также регулярным проведением занятий по дополнительному образованию детей, полагает, что наличие нарушений требований пожарной безопасности создают угрозу жизни и здоровью людей, в случае возникновения пожара.
Третье лицо администрация Мильковского муниципального округа Камчатского края о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направила.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено при установленной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Исковое заявление по данному делу подано прокурором в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии с полномочиями, предоставленными ему федеральным законодательством.
Пунктом 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Так, согласно п. 2.1 Устава МБУ МДКД Учреждение создано в целях удовлетворения потребностей населения в сохранении развитии традиционного народного художественного творчества, любительского искусства, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения; создания благоприятных условий для организации культурного досуга и отдыха жителей муниципального образования; предоставление услуг социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, доступных для широких слоев населения; поддержка и развитие самобытных национальных культур, народных промыслов и ремесел; развитие современных форм организации культурного досуга с учетом потребностей различных социально-возрастных групп населения.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон о пожарной безопасности) определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
В абзаце 2 преамбулы указанного Федерального закона закреплено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" закреплено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
На основании ст. 37 приведенного Федерального закона руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статья 38 Закона о пожарной безопасности возлагает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1 названного закона).
Как указано в ст. 62 Технического регламента здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
Статья 86 Технического регламента регламентирует требования к внутреннему противопожарному водопроводу, согласно которой внутренний противопожарный водопровод должен обеспечивать нормативный расход воды для тушения пожаров в зданиях и сооружениях. Внутренний противопожарный водопровод оборудуется внутренними пожарными кранами в количестве, обеспечивающем достижение целей пожаротушения. Требования к внутреннему противопожарному водопроводу устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно п. 7.6. Свода правил СП 10.13130 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования», утвержденного приказом МЧС России от 27 июля 2020 года № 559, для жилых и общественных зданий, а также административно-бытовых зданий промышленных предприятий количество ПК-с, одновременно используемых при тушении пожара, а также минимальный расход воды на пожаротушение следует определять в соответствии с таблицей 7.1.
В соответствии с таблицей 7.1 Свода правил СП 10.13130 минимальный расход диктующего ПК-с составляет 2,5 л/с.
Статьей 5 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности установлено, каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Как установлено п. 3 ч. 1 ст. 6 Технического регламента, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных настоящим Федеральным законом, а также при условии, что выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Пункт 3 ст. 52 Технического регламента, как один из способов защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара устанавливает устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
В соответствии с ч. 1 ст. 83 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.
Как следует из п. 54 Постановления Правительства РФ от 16 сентября 2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МБУ «Мильковский Дом культуры и досуга» является некоммерческой организацией, юридическим лицом, которое выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством РФ. В структуру Учреждения входят административно управленческое подразделение и филиалы, без образования юридического лица, в том числе: филиал клуб с. Пущино, филиал клуб с. Шаромы, которые относятся к объектам культуры. Учредителем Учреждения и собственником имущества является Мильковский муниципальный округ в лице администрации Мильковского муниципального округа Камчатского края, которая закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления имущество, находящееся на его балансе.
Судом установлено, что в ходе контрольно-надзорных мероприятий в здании клубов с. Пущино и с. Шаромы, расположенных по адресу: <адрес> соответственно, выявлены нарушения требований пожарной безопасности, создающие угрозу жизни и здоровью людей.
В этой связи, 29 августа 2023 года МБУ «МДКД» внесены предписания об устранении обязательных требований пожарной безопасности №-№ и №-№, со сроком устранения допущенных нарушений до 1 октября 2023 года.
Постановлением начальника ОАПиД УНДиПР ГУ МЧС России по Камчатскому краю от 12 сентября 2023 года юридическое лицо МБУ «Мильковский Дом культуры и досуга» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности), и назначено административное наказание в виде предупреждения.
В ходе надзорной деятельности прокуратурой Мильковского района запрошены сведения о фактическом устранении требований пожарной безопасности.
По сообщению ОНДиПР по Мильковскому району от 17 июля 2024 года, МБУ МДКД не исполнены следующие требования:
- п. 1 предписания №-№ от 29 августа 2023 года, - в клубе с. Пущино минимальный расход воды на пожаротушение для здания составляет менее требуемых 2,5 л/с, а именно давление у пожарного крана составляет 0,16 Мпа;
- п.п. 1, 2 предписания №-№ от 29 августа 2023 года, на объекте защиты – в клубе с. Шаромы не хранится техническая документация на системы противопожарной защиты и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем (п.1), минимальный расход воды на пожаротушение для здания составляет менее требуемых 2,5 л/с, а именно 0,1 до 0,14 Мпа (п.2).
Поскольку вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности не устранены, прокурор Мильковского района Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц обратился с настоящим иском в суд.
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих устранение означенных недостатков, стороной ответчика не представлено, выявленные надзорным органом нарушения противопожарного режима, приведенных в настоящем исковом заявлении, сохраняют свою актуальность.
С учетом приведенного нормативного регулирования и установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что выявленные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности МБУ «Мильковский Дом культуры и досуга» не устранены, что создает угрозу жизни, здоровью и охраняемым законом интересам неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Наличие проектной документации системы пожарной сигнализации, а также, то обстоятельство, что ежемесячно проводится техническое обслуживание систем пожарной сигнализации, не свидетельствует об устранении ответчиком вышеназванных нарушений требований пожарной безопасности.
Доводы стороны ответчика со ссылкой на сообщение филиала «Центральный» КГУП «Камчатский водоканал» от 07 августа 2024 года о том, что давление в водопроводной сети соответствует нормативным значениям, установленным СП 31.13330, не могут быть приняты во внимание, поскольку факты несоответствия минимального расхода воды на пожаротушение для выше названных объектов установлены актами документарной проверки от 29 августа 2023 года. Доказательств обратного суду не представлено.
При этом, следует отметить, что суд предоставлял ответчику время для представления соответствующих актов, вместе с тем последний своим правом не воспользовался, доказательства того, что минимальный расход воды на пожаротушение для здания составляет требуемых 2,5 л/с, не представлено, сообщение филиала «Центральный» КГУП «Камчатский водоканал» таким доказательством не является.
Вопреки доводам ответчика требования действующего законодательства о пожарной безопасности носят обязательный характер, и не могут быть поставлены в зависимость от наличия финансовой возможности учреждения.
Иные доводы ответчика не содержат в себе ссылок на обстоятельства, которые могут послужить основанием для принятия иного решения по настоящему делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК ПФ в случае принятия решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом фактических обстоятельств дела, характера возложенной на МБУ «Мильковский дом культуры и досуга» обязанностей и действий, совершение которых необходимо для устранения выявленных нарушений, учитывая объем работ, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Мильковского района Камчатского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать МБУ «Мильковский дом культуры и досуга» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в клубе с. Пущино, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: привести минимальный расход воды на пожаротушение для здания у внутреннего противопожарного водопровода (пожарный кран) учреждения в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Обязать МБУ «Мильковский дом культуры и досуга» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в клубе с. Шаромы, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: привести минимальный расход воды на пожаротушение для здания у внутреннего противопожарного водопровода (пожарный кран) учреждения и обеспечить хранение технической документации на системы противопожарной защиты и систему оповещения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Камчатский краевой суд через Мильковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 октября 2024 года.
Судья Ю.Ю. Карепова