№2а-281/2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

село Илек Илекского района                                                      2 июня 2021 года

Оренбургской области

Илекский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего – судьи Букреевой В.Н.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Иванова А.А.,

при секретаре судебного заседания Нуйкиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Илекского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к администрации Илекского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Кардаиловский сельсовет Илекского района Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Природа» о возложении обязанности по ликвидации свалки твёрдых бытовых отходов и проведении рекультивации земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Илекского района Оренбургской области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Илекского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Кардаиловский сельсовет Илекского района Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, Обществу с ограниченной ответственностью «Природа» (далее – ООО «Природа»). В обоснование иска указывает, что прокуратурой Илекского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления требований законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды и природопользования, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства на территории муниципального образования Кардаиловский сельсовет Илекского района Оренбургской области, на которой расположен земельный участок с кадастровым номером ..., с разрешенным использованием: для размещения полигона твердых бытовых отходов, с находящейся на нём несанкционированной свалкой твёрдых бытовых отходов. Размещение отходов на вышеуказанном земельном участке является недопустимым и негативно влияет на охрану окружающей среды, что может повлечь причинение вреда здоровью неопределённого круга лиц. На основании изложенного просит обязать ответчиков в срок до 1 января 2023 года ликвидировать свалку, и не позднее месяца после её ликвидации провести рекультивацию земельного участка, на котором она размещена.

В судебном заседании представитель административного истца –помощник прокурора Илекского района Оренбургской области                 Иванов А.А. административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объёме.

Извещённый о дне, времени и месте рассмотрения административного искового заявления представитель административного ответчика – администрации Илекского района Оренбургской области                    Стрижекозина Е.С. в судебное заседание не явилась, обратилась в суд с письменным заявлением о рассмотрении дела в её отсутствие. В возражениях на административный иск, выражая несогласия с заявленными прокурором требованиями, указывает на то, что земельный участок под свалку выделен в установленном законом порядке (имеется акт о выборе и обследовании земельного участка для размещения полигона твёрдых бытовых отходов) и свалка не является несанкционированной. Требования о рекультивации земельного участка не подлежат удовлетворению, поскольку специальные геологические и гидрологические исследования не проводились.

Представитель административного ответчика – Министерства строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, будучи извещённым о дне, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, обратившись в суд с письменным отзывом на административное исковое заявление, в котором указал на то, что Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу поскольку полномочия по осуществлению деятельности в сфере обращения с твёрдыми бытовыми отходами на территории Оренбургской области возложены на Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Извещённый о дне, времени и месте рассмотрения административного искового заявления представитель административного ответчика – ООО «Природа» в судебное заседание не явился, обратился в суд с отзывом на административный иск, в котором указывает на то, что исходя их требований действующего закона ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несёт орган местного самоуправления.

Представитель административных ответчиков – Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, Правительства Оренбургской области           Смирнова В.Е., будучи извещённой о дне, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, обратившись в суд с письменным отзывом на административное исковое заявление, в котором, выражая несогласие с заявленными требованиями, указала на то, что Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством права публичного собственника на неразграниченные земельные участки переданы органам местного самоуправления, которые вправе в полном объёме в установленном законом порядке распоряжаться ими и обязаны содержать их, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования и не допускать загрязнения земельных участков.

Извещённый о дне, времени и месте рассмотрения административного искового заявления представитель административного ответчика – администрации муниципального образования Кардаиловский сельсовет Илекского района Оренбургской области, в судебное заседание не явился.

Представитель заинтересованного лица – Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области, будучи извещённым о дне, месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, обратился в суд с письменным заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со статьёй 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя административного истца – помощника прокурора Илекского района Оренбургской области                                                 Иванова А.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью и их правовая защита - обязанность государства.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года                 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года №607-ст (далее – ГОСТ 30772-2001), являются несанкционированными свалками отходов.

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).

Статьёй 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

Из материалов гражданского дела усматривается, что прокуратурой Илекского района Оренбургской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования Кардаиловский сельсовет Илекского района Оренбургской области.

В ходе проведенной проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером ..., категория земель: земли сельхозназначения, площадь 30 000 +/– 303 кв.м., местоположение объекта: Оренбургская область, Илекский район, земельный участок расположен в северной части кадастрового квартала ..., выявлено несанкционированное место складирования бытовых отходов – несанкционированное складирование бытового мусора.

Как следует из Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН № 2.1.3684-21, при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка) ( пункт 220); объекты размещения отходов должны быть обеспечены системами водоснабжения и водоотведения (пункт 236); заполнение полигона должно осуществляться хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, послойным чередованием ТКО и грунта, дренажных труб, а также изолирующих материалов (пункт 250); на полигонах ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должна быть предусмотрена система сбора и отвода биогаза, обеспечивающая сбор и отвод биогаза (пункт 252); о периметру всей территории полигона ТКО хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, устраивается ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной не менее 2 метров или вал высотой не менее 2 метров (пункт 253); Размещение ТКО должно осуществляться только на рабочей карте и в соответствии с регламентом и режимом работы полигона (пункт 256); на выезде с территории полигона ТКО должна предусматриваться дезинфицирующая установка с устройством сооружения для мойки колес автотранспорта с использованием дезинфицирующих средств (пункт 264).

Наличие несанкционированной свалки отходов производства и потребления на участке местности подтверждается актом проверки, проведённой помощником прокурора Илекского района Оренбургской области от 30 марта 2021 года, согласно которому хранение бытовых отходов осуществляется с нарушением требований СанПиН 2.1.3684-21: на территории свалки поверхность отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки не имеет твёрдого покрытия; в нарушение пункта (нарушение пункта 220); водоснабжение и водоотведение отсутствуют (нарушение пункта 236); отсутствует хозяйствующий субъект эксплуатирующий полигон нарушение пункта 250); не предусмотрена территория для размещения хозяйственно-бытовых объектов (нарушение пункта 249); отсутствует система сбора и отвода биогаза (нарушение пункта 252); отсутствуют ограждения либо осушительная траншея глубиной не менее 2 метров или вал высотой не менее 2 метров (нарушение пункта 253); отсутствует рабочая карта, а также утвержденные регламент и режим работы полигона (нарушение пункта 256); отсутствует дезинфицирующая установка с устройством сооружения для мойки колес автотранспорта с использованием дезинфицирующих средств (нарушение пункта 264).

Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на вышеуказанном земельном участке, в материалы административного дела не представлены.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом (абзац четвертый).

Из правового анализа приведенной нормы следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером ... относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Зарегистрированные права на указанный земельный участок отсутствуют.

Таким образом, в силу приведенных выше требований федеральных законов, принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории сельского поселения, входящего в состав Илекского района Оренбургской области, ответственность по его надлежащему содержанию возлагается на органы местного самоуправления муниципального района.

Как предусмотрено п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

При этом сама организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (пп. 7 - 7.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», абз. 16 ст. 6 Федерального закона 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Таким образом, решение вопросов организации деятельности и участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов предопределяет необходимость реализации государственными органами субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать в целях предотвращения загрязнения территории муниципальных образований своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению коммунальных и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Доводы представителя административного ответчика – администрации Илекского района Оренбургской области Стрижекозиной Е.С. о том, что земельный участок под свалку был выделен в установленном порядке, а, следовательно, свалка не является несанкционированной, и для проведения рекультивации необходимо провести геологические и гидрологические исследования, получить заключение государственной экологической экспертизы, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 13 октября 2015 года № 26-П, с созданием в Российской Федерации как социальном государстве благоприятных, в том числе с точки зрения состояния экологии, условий для жизнедеятельности человека (преамбула; статья 7, часть 1; статья 58 Конституции Российской Федерации) связано и осуществление – на основе взаимодействия территориальных уровней публичной власти, включая местное самоуправление как наиболее приближенный к населению уровень публичной власти, надлежащих мер по обращению с отходами производства и потребления с целью предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также по вовлечению таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Характер и пределы участия местного самоуправления в решении этих вопросов регламентированы в статье 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и обусловливаются как необходимостью обеспечения с помощью эффективных организационно-правовых средств оперативного устранения причин и ограничения последствий негативного воздействия на окружающую среду и природные объекты, так и ответственностью местного сообщества за предотвращение и устранение вреда, причиняемого им в процессе жизнедеятельности населения.

Тем самым предполагается, что законом, с соблюдением требований формальной определенности в разграничении соответствующих полномочий и гарантирования местному самоуправлению необходимых источников доходов, на органы местного самоуправления могут быть возложены как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения (т.е. имеющими, по сути, местное, коммунальное происхождение), если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с ч. 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Постановлением Правительством Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно п. 18 указанных Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Приказом Минприроды России от 14 мая 2019 года № 303 утверждены Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твёрдых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, Порядок подготовки заключения Минприроды России о возможности использования объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, для размещения твердых коммунальных отходов.

Порядок формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее – Перечень) устанавливает порядок включения объектов размещения твердых коммунальных отходов, введенных в эксплуатацию до         1 января 2019 года и не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (далее – Объекты), в Перечень, внесения изменений в Перечень (пункт 1). Перечень ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в электронном виде (пункт 2).

В силу части 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» до 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до          1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.

Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 года и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Доказательства того, что указанная в административном иске несанкционированная свалка бытовых отходов введена в эксплуатацию, суду не представлены, решение уполномоченным органом исполнительной власти о включении рассматриваемого объекта в перечень объектов размещения твёрдых коммунальных отходов на земельном участке не принималось. Следовательно, указанный объект не может быть использован на законных основаниях до 1 января 2023 года.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, за ненадлежащее содержание которого несёт ответственность муниципальный район, который обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения отходов с региональным оператором.

Земельный участок с кадастровым номером ... используется для размещения твёрдых бытовых отходов, при этом его эксплуатация не отвечает требованиям СанПин, создаёт условия для нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как органом местного самоуправления района не устранены условия, способствующие бесконтрольному размещению ТКО любого класса опасности (в том числе: высокоопасных отходов) в количестве, не предусмотренном программой мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды; не оснащение мест размещения отходов в соответствии с минимальными санитарными требованиями является обстоятельством, препятствующим получению администрацией муниципального образования Илекский район разрешения Минприроды России о возможности использования указанного объекта для временного размещения ТКО до 1 января 2023 года в условиях, фактического использования указанного объекта для хранения отходов без необходимой разрешительной документации.

В этой связи суд приходит к выводу о возложении обязанности по ликвидации свалки отходов на участке местности в северной части кадастрового квартала ... Илекского района Оренбургской области на администрацию муниципального образования Илекский район Оренбургской области, как на орган, уполномоченный распоряжаться земельными участками, собственность на которые не разграничена.

В судебном заседании установлено, что непринятие мер по ликвидации несанкционированной свалки в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципальных образований, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия.

Учитывая данные обстоятельства, суд считает, что нарушение требований вышеназванного федерального природоохранного законодательства влечёт нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, так как в результате воздействия природных процессов (ветра, дождя) отходы разлагаются, попадают в почву, что не исключает их проникновения в подземные воды и отравление источников водоснабжения.

В соответствии с ч. 5 ст. 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. В этой связи суд полагает необходимым обязанность по рекультивации земельных участков возложить на администрацию муниципального образования Илекского района Оренбургской области.

Удовлетворяя требования прокурора и определяя круг надлежащих административных ответчиков, суд исходит из следующего.

Согласно Правилам обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от                   12 ноября 2016 года №1156 (далее – Правила обращения с твердыми коммунальными отходами), ликвидация мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на регионального оператора (пункты 16 - 18).

В судебном заседании достоверно установлено, что между администрацией муниципального образования Илекский район Оренбургской области и региональным оператором договор по вывозу твердых бытовых отходов с земельного участка с кадастровым номером ... не заключался, следовательно, ООО «Природа» является ненадлежащим ответчиком по данному административному делу.

Поскольку в силу приведенных выше положений законодательства обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, лежит на муниципальном районе, у суда отсутствуют основания возлагать обязанность по ликвидации образованной на нём несанкционированной свалки на администрацию муниципального образования Кардаиловский сельсовет Илекского района Оренбургской области.

При этом, суд считает невозможным возложение обязанностей указанных в административном иске на Правительство Оренбургской области, Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области, Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, поскольку прокуратурой не указано и в судебном заседании не выявлены какие именно обязанности не выполнены данными административными ответчиками по ликвидации свалки, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований к указанным административным ответчикам следует отказать.

В силу ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

С учётом правового статуса административного ответчика – администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области, осуществления финансирования деятельности административного ответчика из средств бюджета, реальных возможностей административного ответчика по устранению нарушения, суд определяет срок исполнения судебного решения до 1 января 2023 года, соглашаясь с доводами административного искового заявления прокурора Илекского района.

Установление более длительного срока исполнения данного решения суда приведёт к затягиванию его исполнения, что существенно повлияет на права неопределенного круга лиц и будет противоречить общим целям правосудия.

Суд считает заявленный прокурором срок исполнения обязанности по ликвидации свалки отходов разумным, справедливым, заявленным в целях соблюдения баланса прав взыскателя и должника.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░– ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ..., ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ... ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» – ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░ ░. 9 ░░. 227 ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                         /░░░░░░░/                                        ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░: ░░░░░                                                                ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-281/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Илекского района
Ответчики
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений
Администрация Кардаиловского сельсовета
Правительство Оренбургской области
ООО "Природа"
Администрация Илексого района
Министерство строительства, жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта
Другие
Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области
Суд
Илекский районный суд Оренбургской области
Судья
Букреева В.Н.
Дело на сайте суда
ileksky.orb.sudrf.ru
09.04.2021Регистрация административного искового заявления
09.04.2021Передача материалов судье
12.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
12.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2021Подготовка дела (собеседование)
21.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2021Судебное заседание
07.05.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
18.05.2021Судебное заседание
02.06.2021Судебное заседание
11.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2021Дело оформлено
02.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее