Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
(полный текст)
25 февраля 2021 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Григорьевой У.С.,
при секретаре – ФИО3,
с участием представителя административного истца ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия
установил:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, просит признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, оформленное уведомлением № КУВД-001/2020-23645843/1 от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении государственной регистрации прав в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, возложить на административного ответчика обязанность провести государственную регистрацию прав на указанный земельный участок.
Требования мотивированы тем, что ФИО2 на праве собственности на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯИ № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в отношении указанного земельного участка, предоставив государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯИ № от ДД.ММ.ГГГГ. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком государственная регистрация прав приостановлена, поскольку лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет прав на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости. Данное решение административный истец считает незаконным, нарушающим его права и препятствующим в осуществлении административным истцом прав собственности.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, предоставил возражения, в которых просил в удовлетворении административного иска отказать в связи с необоснованностью требований.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело без участия представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно государственного акта на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серии ЯИ №, выданный на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, ФИО2 принадлежит земельный участок площадью 0,1000 га по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ч. 4 ст. 18 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Частью 1 ст. 21 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственной регистрации прав на земельный участок по адресу: г. Севастополь, <адрес>, предоставив государственный акт на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серии ЯИ №.
Решением № КУВД-001/2020-23645843/1 от ДД.ММ.ГГГГ, оформленным уведомлением, государственная регистрация прав в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> приостановлена, поскольку лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет прав на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости.
Из данного уведомления следует, что административным истцом на государственную регистрацию права собственности предоставлен государственный акт на право собственности на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ серии ЯИ №, выданный на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, однако согласно ч. 2 ст. 6.1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>» акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка, изданные после ДД.ММ.ГГГГ и не связанные с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), а также иные документы, выданные (оформленные) на основании таких актов, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Закона №-ФКЗ до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Таким образом, федеральный законодатель предоставил органам государственной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополь в переходный период право устанавливать особенности регулирования отдельных сфер и областей общественной жизни, в целях обеспечения скорейшего решения вопросов жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории Республики Крым.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона <адрес> №-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>» (далее Закон №-ЗС), принятого во исполнение данной нормы закона, им установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории <адрес>.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>» документами, подтверждающими наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, являются изданные (выданные, оформленные) в установленном порядке- государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования земельным участком, договор временного пользования земельным участком, государственный акт о праве коллективной собственности на земельный участок.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что действия Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, выразившиеся в приостановлении государственной регистрации прав ФИО2 на земельный участок по адресу: г. Севастополь, <адрес>, оформленном уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав № КУВД-001/2020-23645843/1 от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными, поскольку ФИО2 обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о государственной регистрации прав на основании государственного акта на право собственности на земельный участок, который, в соответствии п. 1 ч. 1 ст. 6.1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>» является документом, подтверждающим наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости. Доказательств, что данный государственный акт признан незаконным, что земельный участок истребован из незаконного владения административного истца, суду предоставлено не было.
Таким образом, оснований для приостановления государственной регистрации прав по обстоятельствам того, что лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет прав на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости, у административного ответчика не имелось.
Доводы административного ответчика о том, что государственный акт на право собственности на земельный участок, выданный на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в соответствии с ч. 2 ст. 6.1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>» не является документом, подтверждающим наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной, суд не принимает во внимание, поскольку они являются необоснованными и противоречат положениям п. 1 ч. 1 ст. 6.1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории <адрес>».
При таких обстоятельствах, действия административного ответчика по приостановлению государственной регистрации прав являются незаконными, нарушают права и законные интересы административного истца.
В данном случае устранение нарушений прав административного истца и препятствий к их осуществлению возможно путем обязания административного ответчика рассмотреть заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о государственной регистрации прав.
Исходя из целей и задач административного судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление ФИО2 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, выразившиеся в приостановлении государственной регистрации прав ФИО2 на земельный участок по адресу: г. Севастополь, <адрес>, оформленном уведомлением о приостановлении государственной регистрации прав № КУВД-001/2020-23645843/1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя рассмотреть заявление ФИО2 о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета (при наличии в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества) на земельный участок по адресу: г. Севастополь, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД-001/2020-23645843.
В остальной части административного иска отказать.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить суду об исполнении решения по административному делу.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд г. Севастополя путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий У.С. Григорьева