Решение по делу № 3а-1993/2020 от 18.11.2020

Дело № 3а-1993/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 декабря 2020 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Коротаевой О.А.,

при секретаре Хабеевой А.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Асадова Эльзамина Сеидмамеда оглы об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества,

у с т а н о в и л:

Асадов Э.С.оглы обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Министерству по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, просит установить кадастровую стоимость:

- здания, назначение: нежилое, с кадастровым номером **586, площадью 724,3 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 8850615 рублей по состоянию на 01 января 2018 года,

- здания, назначение: нежилое, с кадастровым номером **2317, площадью 655,8 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 8173142 рубля по состоянию на 01 января 2018 года,

- здания, назначение: нежилое, с кадастровым номером **40, площадью 467 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 4547250 рублей по состоянию на 01 января 2018 года.

- земельного участка с кадастровым номером **26, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: объектом торговли, площадью 660 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 473788 рублей по состоянию на 01 января 2019 года,

- земельного участка с кадастровым номером **141, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства объекта торговли (магазин), площадью 606 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 435 023 рубля по состоянию на 01 января 2019 года,

- земельного участка с кадастровым номером **21, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объект торговли (магазин), площадью 1543 кв.м., адрес объекта: ****, равной его рыночной стоимости в размере 934904 рубля по состоянию на 01 января 2019 года.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является арендатором и собственником указанных выше объектов недвижимости, соответственно, плательщиком налога на имущество физических лиц, земельного налога и арендной платы. Кадастровая стоимость зданий и земельных участков не соответствует рыночной стоимости данных объектов недвижимости, что подтверждается отчетами об оценке независимого оценщика. Таким образом, по мнению административного истца, завышенная кадастровая стоимость зданий и земельных участков нарушает его право на уплату налога на имущество физических лиц, земельного налога и арендной платы в законно установленном размере.

В судебное заседание административный истец Асадов Э.С.о., его представитель не явились, представитель истца К. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на требованиях, изложенных в исковом заявлении, настаивала.

Представитель административного ответчика Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края П. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражал относительно удовлетворения заявленных в административном иске требований.

Заинтересованные лица Государственное бюджетное учреждение «Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (филиал по Пермскому краю), администрация города Лысьва Пермского края о времени и месте рассмотрения дела уведомлены судом надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, представитель администрации города Лысьва Л. просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

С учетом надлежащего извещения лиц о времени и месте судебного разбирательства по делу, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов дела, Асадов Э.С.оглы является собственником зданий с кадастровыми номерами **586, **2317, **40, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 01 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Пермского края от 10 ноября 2017 года № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01 января 2018 года.

Решением Лысьвенской городской Думы от 24 ноября 2017 года № 65 «О налоге на имущество физических лиц на территории Лысьвенского городского округа» установлен и введен в действие с 01 января 2018 года налог на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, принадлежащих физическим лицам.

Кроме того, Асадов Э.С.оглы является арендатором земельного участка с кадастровым номером **141, а также собственником земельных участков с кадастровыми номерами **26, **21, что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно пункту 1 этой же статьи рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации). Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с Законом Пермского края от 07 апреля 2010 года № 604-ПК «О порядках определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, а также размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Пермского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» исчисление арендной платы производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Учитывая, что здания, принадлежащие административному истцу на праве собственности, с 01 января 2018 года являются объектами налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, принимая во внимание, что административный истец является собственником и арендатором земельных участков, то результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости влияют на права и обязанности истца как налогоплательщика и плательщика арендной платы, следовательно, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, административный истец, являющийся плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога, а также арендной платы, вправе требовать пересмотра кадастровой стоимости здания и земельных участков.

Из представленных в материалы дела выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости следует, что кадастровая стоимость зданий определена по состоянию на 01 января 2018 года приказом Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 25 октября 2018 года № СЭД-31-02-2-2-1323 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Пермского края» и установлена с кадастровыми номерами **586 в размере 16681 932,74 рубля, **2317 в размере 14661635,35 рублей, **40 в размере 9024714,29 рублей. Кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 01 января 2019 года приказом Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края от 12 ноября 2019 года № СЭД-31-02-2-2-1393 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Пермского края» и установлена с кадастровым номером **26 в размере 878288,40 рублей, с кадастровым номером **141 в размере 852157,20 рублей, с кадастровым номером **:21 в размере 1926558, 94 рубля.

Приведенные результаты определения кадастровой стоимости зданий и земельных участков просит пересмотреть административный истец, при этом проверка достоверности установленной в отношении объектов оценки кадастровой стоимости, равно как и законность правовых актов об ее утверждении, предметом рассмотрения по настоящему делу не являются.

Оспаривая кадастровую стоимость объектов недвижимости, в подтверждение заявленных исковых требований Асадов Э.С.оглы представил отчеты об оценке, выполненные оценщиком ООО «Р-Консалтинг» Б. Согласно отчету об оценке от 19 октября 2020 № 1321.4/О-20 рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2019 года с кадастровым номером **26 составила 473788 рублей; с кадастровым номером **141 составила 435 023 рубля; с кадастровым номером **21 составила 934 904 рублей; согласно отчету об оценке от 26 октября 2020 № 1321.1/О-20 рыночная стоимость здания с кадастровым номером **586 составила 8850 615 рублей; согласно отчету об оценке от 26 октября 2020 № 1321.3/О-20 рыночная стоимость здания с кадастровым номером **40 по состоянию на 01 января 2018 года составила 4 547 250 рублей; согласно отчету об оценке от 26 октября 2020 № 1321.2/О-20 рыночная стоимость здания с кадастровым номером **2317 составила 8173 142 рубля.

Проанализировав представленные в материалы дела отчеты об оценке, суд приходит к выводу, что они соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, утвержденным Минэкономразвития Российской Федерации.

Указанные отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования и специальными познаниями. Так, оценщик Б. является действующим членом саморегулируемой организации оценщиков, имеет необходимое образование в области оценки, стаж работы в сфере оценочной деятельности, ответственность оценщика застрахована страховой организацией.

Из содержания отчетов об оценке следует, что оценщик произвел анализ рынка купли-продажи земельных участков коммерческого назначения, то есть тех сегментов рынка, к которым отнесены земельные участки, на территории Пермского края за 4 квартал 2018 года. Кроме того, оценщиком осуществлен анализ рынка купли-продажи коммерческой недвижимости, то есть того сегмента рынка, к которому относятся спорные здания, на территории Пермского края за 4 квартал 2017 года. Также оценщиком определены основные факторы, влияющие на цену объектов оценки, а также диапазон цен, установившийся на объекты недвижимости, аналогичные объектам оценки.

При проведении оценки земельных участков и нежилых зданий оценщиком в каждом случае использован сравнительный подход с применением метода сравнения продаж, основанного на получении стоимости объектов оценки путем сравнения оцениваемых объектов с объектами-аналогами. Данный подход наиболее полно учитывает цель оценки и обеспечен исходной информацией. При этом отказ от затратного и доходного подходов в отчетах полностью обоснован.

Суд считает, что содержание отчётов об оценке не вводит в заблуждение и не допускает неоднозначного толкования полученных результатов. Отчёты содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости, отвечают требованиям относимости, допустимости и не вызывают сомнений в достоверности, являются надлежащими доказательствами, подтверждающими рыночную стоимость объектов недвижимости, определённую по состоянию на дату их кадастровой оценки.

Возражения на административный иск со стороны Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края не могут быть приняты во внимание с учетом следующего.

Суд считает, что выполненные в отчетах расчеты стоимости объектов оценки соответствуют выбранным подходу и методу, полученные результаты находятся в определенном оценщиком на основе анализа рынка диапазоне средней рыночной стоимости объектов аналогичного назначения.

При рассмотрении настоящего административного дела следует иметь в виду, что обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В случаях, когда административный ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости спорных объектов, а также иные обстоятельства, подтверждающие свои доводы.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о том, что в настоящем деле административный истец представил надлежащие доказательства в подтверждение рыночной стоимости объектов.

Между тем, доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объектов оценки, занижения рыночной стоимости или несоответствия представленных заявителем отчетов требованиям закона, ответчиком не представлено, сведений об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости административным ответчиком также не приведено. Ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы не заявлено.

При таком положении величина рыночной стоимости объектов недвижимости, указанная в отчетах оценщика, является достоверной, вследствие чего требования административного истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», положений Закона об оценочной деятельности, датой подачи заявления считается дата обращения в Комиссию или в суд.

Принимая во внимание, что Законом о кадастровой оценке не предусмотрен обязательный досудебный порядок, заявление административного истца о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости подано в суд 18 ноября 2020 года, следовательно, дата обращения в суд подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Асадова Эльзамина Сеидмамеда оглы удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания, общей площадью 724,3 кв.м., с кадастровым номером **586, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 8 850 615 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания, общей площадью 655,8 кв.м., с кадастровым номером **2317, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 8173142 рубля.

Установить кадастровую стоимость нежилого здания, общей площадью 467 кв.м., с кадастровым номером **40, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2018 года в размере 4 547 250 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 660 кв.м., с кадастровым номером **26, распложенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 473 788 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 606 кв.м., с кадастровым номером **141, расположенного по адресу: ****А, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 435 023 рубля,.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, общей площадью 1543 кв.м., с кадастровым номером **21, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2019 года в размере 934 904 рубля.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости считать 18 ноября 2020 года.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 января 2021 года.

Судья: подпись

3а-1993/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Асадов Эльзамин Сеидмамед оглы
Ответчики
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Другие
ГБУ "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края"
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Пермскому краю
Клименко Елена Владимировна
Администрация г. Лысьва
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Коротаева Ольга Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
18.11.2020Регистрация административного искового заявления
18.11.2020Передача материалов судье
20.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
20.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.12.2020Судебное заседание
11.01.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее