Решение по делу № 2-102/2024 (2-3250/2023;) от 15.09.2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дело № 2-102/2024                         22 января 2024 года

29RS0018-01-2023-004190-27

    Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кузнецовой Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковым заявлениям и.о.прокурора Устьянского района Архангельской области и прокурора Коношского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области об обязании подготовить обращение,

установил:

прокурор Коношского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области о понуждении организовать проведение историко-культурной экспертизы для решения вопроса о воссоздании либо исключении из реестра объектов культурного наследия объекта: церковь Рождества Богородицы в дер. Зеленая Тавреньгского с/а Коношского района Архангельской области.

И.о.прокурора Устьянского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с самостоятельными исками к Инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области о понуждении организовать проведение историко-культурной экспертизы для решения вопроса о воссоздании либо исключении из реестра объектов культурного наследия объектов: амбар в д. Синики, ул. Центральная, д. 17 Устьянского района Архангельской области; церковь Дмитриевская в д. Алферовская Устьянского района Архангельской области.

В обоснование заявленных требований прокуроры указали, что указанные объекты являются объектами культурного наследия регионального значения, включены в единый реестр объектов культурного наследия. В ходе проверок установлено, что государственная историко-культурная экспертиза в отношении объектов культурного наследия не проводилась, при этом, объекты полностью разрушены. С учетом компетенции органов исполнительной власти Архангельской области, ответчик наделен полномочиями по организации проведения историко-культурной экспертизы.

В ходе рассмотрения дел прокуроры требования уточнили и окончательно просили возложить на инспекцию обязанность в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу подготовить обращение Правительства Архангельской области в федеральный орган охраны объектов культурного наследия с предложением об исключении спорных объектов культурного наследия регионального значения из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Определением Октябрьского районного суда города Архангельска от 18 января 2024 года указанные дела объединены в одно производство.

В судебном заседании представитель прокуратуры Рудакова Э.С. на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области Полушина А.О. с заявленными требованиями не согласилась, указав, что исключение объекта культурного наследия из реестра производится на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, которая проводится по инициативе заинтересованных лиц.

Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что постановлением администрации Архангельской области от 13 августа 1998 года № 207 приняты на государственную охрану памятников истории и культуры Архангельской области следующие объекты: церковь Рождества Богородицы в дер. Зеленая Тавреньгского с/а Коношского района Архангельской области; церковь Дмитриевская в д. Алферовская Устьянского района Архангельской области; амбар в д. Синики, ул. Центральная, д. 17 Устьянского района Архангельской области.

В соответствии с п. 3 ст. 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также согласно паспортам объектов культурного наследия данные объекты имеют статус объекта культурного наследия регионального значения и включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В ходе прокурорской проверки выявлено, что в настоящее время спорные объекты культурного наследия находятся в разрушенном состоянии, при этом не исключены из списка объектов культурного наследия, расположенных на территории Архангельской области, и из единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подп. 36 п. 1 ст. 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Специальным законом, регулирующим отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 73-ФЗ), который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В ст. 4 указанного Закона № 73-ФЗ предусмотрено разделение объектов культурного наследия на следующие категории историко-культурного наследия: объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия; объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 15 Закона № 73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Статьей 16 этого же Федерального закона определено, что реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 23 Закона № 73-ФЗ исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации: в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления) (п.п. 2 п. 1 ст. 23).

Исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения (п. 2 ст. 23).

Статья 28 указанного Федерального закона содержит перечень оснований для проведения историко-культурной экспертизы, в том числе, в целях обоснования исключения объекта культурного наследия из реестра.

При этом, порядок назначения и проведения историко-культурной экспертизы установлен, в том числе ст. 31 Закона № 73-ФЗ, согласно п. 2.1 которой организация проведения историко-культурной экспертизы осуществляется: региональным органом охраны объектов культурного наследия - в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Кроме того, аналогичные положения содержатся в ст. 6 Закона Архангельской области от 15 февраля 2010 года № 132-10-ОЗ «О регулировании отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Архангельской области» - к полномочиям регионального органа охраны объектов культурного наследия относятся, в том числе, организация проведения работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ, в том числе по принятию решений о включении или об отказе во включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия, формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия предусмотрены ст. 9.2. Закона № 73-ФЗ. Из содержания указанной нормы следует, что решение вопроса об исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации к компетенции органов субъекта не относится.

На территории Архангельской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области, осуществляющим функции в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является Инспекция по охране объектов культурного наследия Архангельской области (далее - Инспекция).

Согласно п. 8 раздела 2 Положения об инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области, утвержденного Постановлением Правительства Архангельской области от 28 июня 2016 года № 234-пп, Инспекция осуществляет, в том числе, следующие полномочия в сфере своего ведения;

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Архангельской области, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Архангельской области (п.п. 2);

в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения подготовка обращения Правительства Архангельской области в федеральный орган охраны объектов культурного наследия с предложением об исключении объекта культурного наследия регионального значения из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр) (п.п. 8).

Согласно п. 3 ст. 31 Закона № 73-ФЗ Порядок проведения историко-культурной экспертизы объектов экспертизы, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона, требования к определению физических и юридических лиц, которые могут привлекаться в качестве экспертов, перечень представляемых экспертам документов, порядок их рассмотрения, порядок проведения иных исследований в рамках данной экспертизы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок проведения историко-культурной экспертизы на земельных участках, землях лесного фонда либо водных объектах или их частях, подлежащих воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в ст. 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ и расположенных в границах территорий, утвержденных в соответствии с пп. 34.2 п. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, путем археологической разведки определяется в соответствии со ст. 45.1 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 года № 569 утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе.

Согласно п. 6 Положения экспертиза проводится по инициативе заинтересованного органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического или физического лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что на ответчика не может быть возложена обязанность по организации проведения государственной историко-культурной экспертизы, необходимой для целей исключения объекта из единого государственного реестра, поскольку инициатором и заказчиком проведения такой экспертизы, посредством заключения в установленном порядке соответствующего договора, по смыслу п. 6 вышеуказанного Положения, должно выступить заинтересованное лицо.

В соответствии с п. 1 и 2 ст. 48 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (п. 1).

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации (п. 2).

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 1 ст. 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

По смыслу приведенных норм в совокупности с положениями ст. 11, 16.1, 28, 31, 36, п. 1 ст. 47.2, 45, 47.6 Закона № 73-ФЗ, обязанность по выполнению мер, направленных на сохранение объекта культурного наследия возлагается на лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, или находится во владении или в пользовании на основании гражданско-правового договора, а также на собственников и владельцев земельных участков, на которых расположен объект культурного наследия. При этом осуществление собственником (владельцем) мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является предметом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, невыполнение требований к сохранению объекта культурного наследия или совершение действий, угрожающих сохранности объекта культурного наследия и влекущих утрату им своего значения, а также уничтожение объекта по вине собственника, влечет наступление последствий, в том числе, предусмотренных ст. 11 Закона № 73-ФЗ.

Спорные объекты собственностью Российской Федерации, а также собственностью Архангельской области не являются. Доказательств обратному не представлено.

Согласно ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 3.3 указанного Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального округа в отношении земельных участков, расположенных на территории муниципального округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

При отсутствии достоверных сведений о собственниках спорных объектов, суд приходит к выводу, что данные объекты находятся в муниципальной собственности администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» и администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области.

Таким образом, учитывая, что объекты культурного наследия являются муниципальной собственностью, заключения государственной историко-культурной экспертизы по инициативе администрации муниципального образования «Коношский муниципальный район» и администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области в инспекцию не представлялись, то требования прокурора о понуждении ответчика подготовить обращение Правительства Архангельской области в федеральный орган охраны объектов культурного наследия с предложением об исключении спорных объектов культурного наследия регионального значения из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются преждевременными.

Формальное обращение в федеральный орган охраны объектов культурного наследия в нарушение перечисленных выше норм права, а также в нарушение письма Министерства культуры Российской Федерации от 01 июня 2018 года № 218-01.1-39-СО без предоставления заключения государственной историко-культурной экспертизы в рассматриваемом случае не приведет к защите прав неопределенного круга лиц и не будет способствовать защите нарушенного права.

На основании вышеизложенного суд считает, что требования прокуроров о возложении на Инспекцию по охране объектов культурного наследия Архангельской области обязанности в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу подготовить обращение Правительства Архангельской области в федеральный орган охраны объектов культурного наследия с предложением об исключении спорных объектов культурного наследия регионального значения из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не подлежит удовлетворению.

В случае поступления в инспекцию заключений государственной историко-культурной экспертизы и допущенной впоследствии со стороны инспекции волокиты по обращению в федеральный орган охраны объектов культурного наследия с предложением об исключении объектов культурного наследия регионального значения из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации прокурор не будет лишен права обратиться вновь с соответствующим исковым заявлением.

Принимая во внимание предмет, основание заявленных требований, избранный прокурорами способ защиты, суд приходит к выводу, что в настоящее время со стороны ответчика бездействия, выраженного в неисполнении обязанности по обращению в федеральный орган охраны объектов культурного наследия с предложением об исключении спорных объектов культурного наследия регионального значения из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований и.о.прокурора Устьянского района Архангельской области и прокурора Коношского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к Инспекции по охране объектов культурного наследия Архангельской области об обязании подготовить обращение – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 29 января 2024 года.

Председательствующий                 Е.В. Акишина

2-102/2024 (2-3250/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Устьянского района Архангельской области
Прокурор Коношского района Архангельской области
Ответчики
Инспекция по охране объектов культурного наследия Архангельской области
Другие
Правительство Архангельской области
Министерство имущественных отношений Архангельской области
МТУ Росимущества в Архангельской области и Ненецком автономном округе
Министерство культуры Архангельской области
Администрация МО "Коношский муниципальный район"
Министерство культуры Российской Федерации
Администрация Устьянского муниципального округа Архангельской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Акишина Е.В
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
15.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.09.2023Передача материалов судье
18.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.10.2023Предварительное судебное заседание
26.10.2023Предварительное судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Судебное заседание
04.12.2023Судебное заседание
19.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее