Решение по делу № 2-1257/2023 от 14.02.2023

    Дело № 2-1257/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

         18.10.2023 года                                                           г. Оренбург

       Центральный районный суд г.Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Турковой С.А

при секретаре Аскаровой Е.Е.,

с участием истца Дымовой Т.А.,

представителей ответчиков Липкович Я.Г., Махмутова С.Р.,

представителя третьего лица Семеновой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по коллективному иску Дымовой Т.А., Хусаинова З.М., Меркулова А.Е., Позднякова Д.Г. , Правиковой Н.И. к АО «ЭнергостыТ Плюс», АО «Оренбургкоммунэлектросеть» о признании действий по начислению платы за электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета на общедомовые нужды незаконными, обязании произвести перерасчет и возврат уплаченной суммы, обящании демонтировать прибор общедомового учета электрической энергии,

УСТАНОВИЛ:

    Дымова Т.А., Хусаинов З.М., Меркулов А.Е., Поздняков Д.Г., Правикова Н.И. обратились в суд с иском к АО «ЭнергосбыТ Плюс», указав что их дом по адресу <адрес> введен в эксплуатацию в 2017 году, в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства ему присвоен статус «жилой дом блокированной застройки». В июне 2022 года общим собранием собственников было принято решение об изменении статуса дома и обратились в Управление Росреестра об изменении статуса дома, в результате объект недвижимости признан самостоятельным зданием с назначением «жилой дом». Жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным домам. В их доме нет чердака, подвала, ни одной лампочки, освещающей придомовую территорию. Каждый блок имеет индивидуальные входы во внутренний собственный двор и на улицу. Земельные участки под блоками находятся в собственности. До начала 2022 года собственники оплачивали потребление электрической энергии по индивидуальным приборам учета. Но начиная с января 2022 в квитанциях появилась строка «электроснабжение ОДН», сумма составляет от 200 рублей и выше. Суммарно общая сумма по дому составляет чаще всего больше, чем каждый из них платит ежемесячно даже в зимний период. Для начисления ОДН используются показания общедомового прибора учета, тогда как в квитанциях указано, что площадь помещений общего пользования в составе дома 0кв.м. В границах из дома нет общего кабеля, нет вводно-распределительного устройства (ВРУ), ни одного прибора, потребляющего э/э на общедомовые нужды. Электроснабжение дома осуществляется от воздушной линии. ВРУ, состоящее из общедомового и индивидуальных приборов учета, расположено вне границ дома и земельных участков на столбе, который удален от дома на 10-15м., и от него к дому идут уже индивидуальные кабели по дворовому фасаду, с вводом в каждый блок. При отсутствии в доме мест общего пользования- общего имущества, отсутствует и расход коммунальных ресурсов, приходящихся на содержание указанных мест. Считают. Что фактически ответчик незаконно удерживает с них потери электроэнергии.

Просили признать действия АО «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению платы за электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета на общедомовые нужды незаконными, обязать произвести перерасчет и возврат средств, уплаченных истцами по начислниям за ОДН за период с 12.2021 года по январь 2023 года, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 410 рублей.

В последующем исковые требования уточнили, предъявив также требования к АО «Оренбургкоммунэлектросеть», просят обязать АО «Оренбургкоммунэлектросеть» демонтировать прибор общедомового учета электрической энергии.

В судебное заседание истцы Хусаинов З.М., Меркулов А.Е., Поздняков Д.Г., Правикова Н.И. не явились, в заявлении просили дело рассмотреть без их участия.

Истец Дымова Т.А. в судебном заседании заявленные исковые требования просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указала, что считает заключение экспертов неверным, заявила о недопустимости доказательств – Акта от 19.04.2028 года, Акта от 10.04.2018 года, Акта от 15.05.2018 года, в актах содержаться не допустимые сведения в качестве заявителя указана Дымова, данного протокола они не создавали, жильцов в доме на эту дату еще не было, собрания быть не могло, 4 месяцами ранее подавать договор не могли. Старшей по дому указана Дымова, но подпись ей не принадлежит.

Представитель ответчика к АО «ЭнергосбыТ Плюс» Липкович Я.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражал по основаниям, изложенным в возражениях, дополнительно указал, что дом сдавался как многоквартирный дом, есть акт технологического подключения, есть общие домовые приборы учета, общие сети, есть документы, АТП, назначали экспертизу осматривали помещение, нашли это общее имущество, это общее имущество потребляет электроэнергию, сети внутридомовые принадлежат жителям, должны нести бремя содержания данного имущества, оплату потерь, начисления законны. 261 закон в ст. 12,13 указано, что все потребляемые ресурсы должны потребляться с приборами учета, возникает разница и вменяется жителям. Энергоснабжающая организация поставляет электроэнергию, а жители оплачивают, их действия правомерны. АТП главный документ, он не оспорен, сроки давности прошли, эти их действия сейчас не добросовестны. Дом подключен как весь объект как многоквартирный дом, там есть это общее имущество.

Представитель ответчика АО «Оренбургкоммунэлектросеть» Махмутов С.Р., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных исковых требований возражал по основаниям, указанным в письменных возражениях, дополнительно указал, что поддерживает позицию к АО «ЭнергосбыТ Плюс», дом подключался как многоквартирный, есть границы, мощность 154 киловатт не распределена. Акт подписан Дымовой Т.А., что ей не оспаривается, просил обратить внимание что и сейчас Дымова Т.А. защищает права всех жильцов,, что касается протокола собрания, организация не обязана их хранить, в течении 3 лет акт не был оспорен, а сейчас прошли сроки. Это многоквартирный дом, судебная экспертиза все это подтверждает, имеется решение арбитражных судов, в котором оспаривалось представление прокуратуры, представление признано незаконным.

        Представитель третьего лица Прокуратуры г.Оренбурга Семенова О.С., в судебном заседании просила заявленные исковые требования удовлетворить указав, что учитывая что объект имеет статут «дом блокированной застройки», применение постановления №491 тут не допустимо, пяти пар кабельной линии не свидетельствует о внесении их в общее имущество. В доме нет общего имущества, начисление платы за ОДН не допустимо, был осмотр с участием специалиста технопарк ОГУ, общего имущества в доме не обнаружено.

Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон по делу.

    Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 153 Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения. Эта плата включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 154 Кодекса).

Согласно части 9.1 статьи 156 Кодекса, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлен в Правилах N 354 (пункты 40, 44).

Под коммунальными услугами согласно пункту 2 Правил N 354 понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных данными правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Таким образом, потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг. Возможность взимания платы за потребленные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость, в том числе, от конструктивных особенностей многоквартирного дома.

Порядок определения размера платы для потребителей за коммунальные услуги, в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, установлен в Правилах № 354 (пункты 40, 44).

Под коммунальными услугами согласно пункту 2 Правил № 354 понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных данными правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Таким образом, потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме находится в прямой взаимосвязи с предоставлением и потреблением коммунальных услуг при содержании общего имущества в многоквартирном доме и при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания такого имущества услуг. Возможность взимания платы за потребленные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества в многоквартирном доме поставлена в зависимость, в том числе, от конструктивных особенностей многоквартирного дома.

Статьей 16 ЖК РФ определены виды жилых помещений, имеющих отношение к понятию «многоквартирный дом». Основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.

Дом блокированной застройки - это жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок (пункт 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 3.1.7 СП 54.13330.2022 здание жилое многоквартирное блокированное - многоквартирное жилое здание, предназначенное для малоэтажной застройки, имеющее общие инженерные системы, в котором каждая квартира имеет самостоятельный выход на приквартирный участок и (или) на придомовую территорию, при этом помещения разных квартир могут располагаться друг над другом.

Блокированная застройка домами жилыми одноквартирными - застройка, включающая в себя два и более пристроенных друг к другу дома, каждый из которых имеет непосредственный выход на отдельный приквартирный участок (пункт 3.3 СП 55.13330.2016).

Блокированная жилая застройка не относится ни к индивидуальному жилищному строительству, ни к малоэтажной многоквартирной жилой застройке, а является самостоятельным видом разрешенного использования, и фактически может представлять собой два объединенных общей стеной жилых дома.

Жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным домам (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.04.2016 № 56-КГ16-1).

Многоквартирный дом - это здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1-3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома (пункт 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из установленных обстоятельств дела следует. что застройщиком жилого дома по адресу <адрес> являлась ФИО11

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 была оформлена заявка на присоединение по одному источнику энергоснабжения энергопринимающих устройств с максимальной мощностью до 15 кВт включительно, по адресу <адрес>.

    Между ГУП ОКЭС Оренбургской области «Оренбургкоммунэлектросеть» и ФИО11 заключен 26.04.2017 года договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, согласно которого и.2 технологическое присоединение необходимо для электроснабжения строительной площадки и многоквартирного (5-ти квартирного) жилого дома, расположенного по адресу <адрес>

    Согласно протокола общего собрания собственников дома по адресу <адрес> от 28.09.2017 года при участии трех собственников пяти-квартирнго жилого дома разрешен вопрос о выборе старшего по дому для взаимодействия с «Оренбургкоммунэлектросеть» по вопросам касающимся эксплуатации электроэнергии. Инициатор проведения собрания ФИО11, предложив избрать в качестве старшего по дому Дымову Т.А. Принято решение избрать старшего по дому Дымову Т.А.

Согласно акта допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 10.04. 2018 общедомовой прибор учета установлен в ВПУ на опоре по адресу <адрес> балансовая принадлежность – потребителя, характеристика помещения – жилое (многоквартирный (пяти квартирный) жилой дом). Прибор учета электрической энергии соответствует нормативной документации и допущен в эксплуатацию.

    Согласно акта проверки измерительного комплекса от 15.05.2018 года проведена проверка электросчетчика , выдано заключение о том, что прибор учет электрической энергии соответствует Н.Д. и подключен верно. Измерительный комплекс пригоден к коммерческому расчету за электроэнергию.

    Актом об осуществлении технологического присоединения от 19.04.2018 года заключённого между ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» и старшей по дому Дымовой Т.А., действующей на основании протокола общего собрания жильцов многоквартирного (пяти-квартирного) жилого дома №1 от 28.09.2017 года, мероприятия по технологическому присоединению выполнены согласно техническим условиям от 07.11.2017 года . Определены границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и эксплуатационной ответственности сторон.

Актом проверки измерительного комплекса от 25.11.2022 года проверка электросчетчик по адресу <адрес> (многоквартирный пяти-квартирный жилой дом блокированного типа), установлено, что прибор учета является общедомовым прибором учета электрической энергии, учитывает общий объем электрической энергии отпущенной из сетей сетевой организации, измерительный комплекс пригоден к коммерческому расчету электроэнергии.

Согласно выписки из ЕГНР от 19.10.2017 года кадастровый номер жилому помещению <адрес> присвоен 28.08.2017 года, сведения об объекте недвижимости «актуальные», в особых отметках: 05.10.2016 года создание многоквартирного дома, по адресу <адрес> в нем 5 помещений, в том числе 5 жилых помещений.

    Согласно выписок из ЕГРН от 14.07.2022 года по адресу <адрес>, объект недвижимости признан самостоятельным зданием с назначением «жилой дом» в силу ч.1 ст.16 ФЗ от 30.12.2021 №476-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации».

Дому по адресу <адрес> в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства присвоен статус «жилой дом блокированной застройки».

     В обоснование заявленных требований истцами указано на отсутствие в их доме блокированной застройки общего имущества и мест общего пользования, что в силу конструктивных особенностей домов блокированной застройки, не имеющих общедомовых источников потребления электрической энергии, потребление электрической энергии на общедомовые нужды (ОДН) фактически отсутствует и, соответственно, разница между показаниями общедомового прибора учета и индивидуальных приборов учета не может являться потреблением электроэнергии на общедомовые нужды, подлежащим отнесению на собственников жилых помещений.

Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно ст. 11 п. 9 Закона об энергосбережении собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы.

В силу п. 1, 5 ст. 13 данного Закона потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с п. 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества в многоквартирном доме включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 данных Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Здания такого типа не отнесены к объектам, на которые в соответствии со ст. 13 Закона об энергосбережении не распространяются требования об обязательной организации учета используемых энергетических ресурсов (ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт).

Отсутствие мест общего пользования не имеет определяющего значения для решения вопроса о необходимости установки общедомового прибора учета электрической энергии.

Согласно пункту 8 Правил N 491 по общему правилу коллективный (общедомовой) прибор учета должен быть установлен на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников в многоквартирном доме, с системой коммунальной инфраструктуры. Внешней границей сетей, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, является внешняя граница стены данного дома.

Согласно пункту 8 Правил N 491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

В соответствии с пунктами 2 Правил N 861, Основных положений N 442 точка поставки - место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств.

По смыслу приведенных норм права, граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином.

Согласно акта об осуществлении технологического присоединения от 19.04.2018 года заключённого между ГУП «Оренбургкоммунэлектросеть» и старшей по дому Дымовой Т.А., действующей на основании протокола общего собрания жильцов многоквартирного (пяти-квартирного) жилого дома от 28.09.2017 года, мероприятия по технологическому присоединению выполнены согласно техническим условиям от 07.11.2017 года . Определены границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) и эксплуатационной ответственности сторон:

- описание границ балансовой принадлежности электроэнергетики (энергопринимающих устройств) : опора 17 в месте контактного присоединения ВЛИ-0,4кВ заявителя к ВЛИ-0,4 КВ Сетевой организации

- описание границ эксплуатационной ответственности сторон: опора 17 в месте контактного присоединения ВЛИ-0,4кВ заявителя к ВЛИ-0,4 КВ Сетевой организации.

У сторон на границе балансовой принадлежности электроэнергии (энергопринимающих устройств) и в эксплуатационной ответственности объектов находятся следующие технологически соединенные элементы электрической сети:

- наименование электроустановки (оборудования) сетевой организации : ТП-3154гр.7

- наименование электроустановки (оборудования) заявителя: ВЛИ-04кВ (СИП 4*25,L=10м.), прибор учета, внутренние электрические сети и электрооборудование объекта.

Таким образом, стороны по согласованию между собой определили границу балансовой принадлежности, границу эксплуатационной ответственности и точку поставки - место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств - опора 17 в месте контактного присоединения ВЛИ-0,4кВ заявителя к ВЛИ-0,4 КВ сетевой организации.

Из представленных фотоматериалов следует, что место контактного присоединения ВЛИ-0,4кВ заявителя к ВЛИ-0,4 КВ сетевой организации находится на верху опоры 17.

По результатам проведенной в рамках рассмотрения заявленных требований судебной экспертизы следует, что по результатам проведенного исследования эксперты приходят к выводу, что в объекте капитального строительства по адресу <адрес> имеется общедомовое имущество, в частности участок трубопровода водоснабжения от места подключения к центральной сети до первого запорного устройства потребителя, а также аналогичный участок трубопровода системы водоотведения, в том числе общедомовое имущество-объекты электросетевого хозяйства, потребляющие электрическую энергию, в частности общедомовой прибор учета электроэнергии.

По результатам проведенного исследования экспертами сделан вывод, что в объекте капитального строительства по адресу <адрес> имеются объекты электросетевого хозяйства, указанные в Акте об осуществлении технологического присоединения от 19.04.2018 года (ВЛИ-0,4кВ (СИП 4*25     Lм.), прибор учета, внутренние электрические сети и электрооборудование объекта.

По результатам проведенного исследования экспертами сделан вывод, что документально определенные границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов электросетевого хозяйства, указанные в Акте от 19.04.2018 годе соответствуют фактическому их расположению в объекте капитального строительства по адресe <адрес>.

Из дополнительных пояснений экспертов следует, что согласно Письма Минэкономразвития России от 14.03.2017 № Д23и-1328, п. 1.1, п. 33 СП 55.13330.2016, утвержденным Приказом Минстроя России от 20.10.2016 № 725/пр, жилой дом может быть признан жилым домом блокированной застройки при одновременном наличии определенных признаков.

В частности, если:

жилой дом:

имеет не более трех этажей;

состоит из нескольких блоков, число которых не превышает 10;

имеет выход на территорию общего пользования;

каждый блок такого дома:

предназначен для проживания одной семьи;

имеет общую стену (стены) без проемов с соседним блоком (блоками);

имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям;

не имеет общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками;

расположен на отдельном земельном участке, сформированном для его использования;

разрешенное использование земельного участка допускает размещение на нем жилых домов блокированной застройки.

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации дом блокированной застройки - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.

Согласно СП 54.13330.2022 "СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные" п. 3.1.6 здание жилое многоквартирное: жилое здание, включающее две и более квартиры, помещения общего пользования и общие инженерные системы.

В виду наличия общего имущества (чердаков, подполий, шахт коммуникаций), эксперты приходят к мнению, что объект капитального строительства по адресу: <адрес>, является многоквартирным жилым домом.

         По тексту экспертного заключения поясняют следующее:

- на странице экспертного заключения, на фотографии представлен к обозрению общедомовой прибор учета электроэнергии.

Общедомовой прибор учета представляет собой средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом (пункт 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).

Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках всего дома.

- в квартирах, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <адрес> приборы учета электроэнергии отсутствуют. Единственный прибор учета поставляемого ресурса (электроэнергии) установлен в шкафу на опоре индивидуально для каждой квартиры. В помещениях квартир установлены только пластиковые боксы для выполнения подключения приборов электропотребления (розетки, освещение и т. д.).

Согласно Акту об осуществлении технологического присоединения от 19.04.2018 года:

п. 3 у сторон на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) находятся следующие технологически соединенные элементы электрической сети:

у организации:

ТП-3154 гр. 7.

у заявителя:

ВЛИ-0.4 кВ (СИП 4x25, L=10 м.);

прибор учета;

внутренние электрические сети и оборудование объекта.

Изображение данной ВЛИ-0,4 длиной 10 м приведено на фотографии , страницы экспертного заключения

Данный кабель имеет подключение на опоре ЛЭП от магистральной сети и в металлическом шкафу к общедомовому прибору учета электроэнергии и является частью общедомового имущества.

Анализируя выводы, содержащиеся в заключении экспертов , суд приходит к выводу, что заключение экспертов является обоснованным, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, каких-либо оснований сомневаться в выводах, содержащихся в заключении эксперта, у суда не имеется.

На основании вышеизложенного следует, что жилой дом по адресу: <адрес> в своем составе имеет общедомовое имущество в виде системы электроснабжения, обязанность по содержанию которого возложена на собственников жилого дома

Положениями пункта 9 статьи 11, пунктов 1, 5 статьи 13 Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность совершить определенные действия по оснащению таких домов коллективными (общедомовыми) приборами учета электрической энергии или обеспечить допуск сетевых организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.

При этом способ определения объема поставленных энергоресурсов, основанный на измерении приборами учета, является приоритетным (статья 13 Закона об энергосбережении).

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". Этим Законом определены субъекты, обязанные оплачивать потери в электросетях (часть 3 пункта 4 статьи 26, пункт 3 статьи 32). Право установить методику определения и порядок компенсации потерь электроэнергии в электросетях предоставлено Правительству Российской Федерации или уполномоченному им федеральному органу исполнительной власти (пункт 2 статьи 21). Порядок определения потерь в электросетях и порядок их оплаты устанавливаются в правилах недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии (пункт 3 статьи 26).

Законодательство об электроэнергетике обязывает поставщиков электроэнергии (гарантирующих поставщиков, энергосбытовые и энергоснабжающие организации) обеспечить потребителей необходимыми им объемами электроэнергии, сетевые организации - оказать услуги по передаче этой электроэнергии, а потребителей - оплатить полученную электроэнергию и услуги, связанные с процессом энергоснабжения. Баланс интересов сторон достигается такой организацией взаиморасчетов, при которой поставщик электроэнергии получает полную оплату поставленной на розничной рынок электроэнергии, сетевая организация - оплату услуг по передаче электроэнергии, а потребитель получает качественный энергоресурс и своевременно оплачивает фактически принятый им объем электроэнергии и услуги, связанные с процессом энергоснабжения.

В процессе передачи электроэнергии часть ее теряется в электросетях, в связи, с чем в пункте 4 статьи 26 и пункте 3 статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (а также в пункте 4 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, далее - Основные положения N 442) определены лица, обязанные оплачивать величину потерь электроэнергии, не учтенную в ценах на электрическую энергию. К ним отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Этими лицами оплачиваются электроэнергия, потерянная в сетях, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.

В пункте 50 Правил N 861 предусмотрено, что размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.

Суд отмечает, что разница между показаниями общедомового прибора учета и совокупности индивидуальных приборов учета может возникать в результате несанкционированных подключений, внедоговорного потребления коммунальных услуг.

Оценив пояснения сторон спора и представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что отсутствие в спорном доме как здании блокированной застройки мест общего пользования не исключает наличие потерь электрической энергии и необходимость установки общедомового прибора учета; установка сетевой организацией коллективного прибора учета вне границ многоквартирного дома при условии возмещения потребителям стоимости потерь, не противоречит требованиям действующего законодательства и не свидетельствует о несоответствии прибора учета понятию общедомового прибора учета; ввод приборов учета в эксплуатацию и их пригодность для коммерческого учета подтверждена представленными в материалы дела актами, наличие общих объектов электросетевого хозяйства подтверждено также результатами судебной экспертизы, связи с чем, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о признании действий АО «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению платы за электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета на общедомовые нужды незаконными, обязании АО «Оренбургкоммунэлектросеть» демонтировать прибор общедомового учета электрической энергии.

Суд не находит оснований для признания недопустимыми доказательствами актов от 19.04.2018 года, от 10.04.2018 года, от 15.05.2018 года.

Доводы истца Дымовой Т.А. о том, что часть актов она не подписывала, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, подписание акта от 15.05.2018 года ФИО11 самой ФИО11 не оспорено, то обстоятельство, что подписание Дымовой Т.А. акта об осуществлении технологического присоединения от 19.04.2018 года осуществлено как потребителем, а не старшей по дому, не свидетельствует о том, что прибор учета не может быть принят в качестве расчетного. Неисправность прибора учета истцом не доказана, техническая пригодность данного прибора учета к коммерческим расчетам истцом в ходе рассмотрения дела не оспаривалась. Суд также учитывает наличие в материалах дела не признанного решением суда ничтожным или недействительным протокола общего собрания собственников, наделивших Дымову Т.А. полномочиями по взаимодействию с «Оренбургкоммунэлектросеть» по вопросам касающимся эксплуатации электроэнергии.

Требования об обязании произвести перерасчет и возврат средств, уплаченных истцами по начислниям за ОДН за период с 12.2021 года по январь 2023 года, являются производными от требований о о признании действий АО «ЭнергосбыТ Плюс» по начислению платы за электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета на общедомовые нужды незаконными, обязании АО «Оренбургкоммунэлектросеть» демонтировать прибор общедомового учета электрической энергии,в свзи с чем, также не подлежат удовлетворению.

С учетом требований ст.98 ГПК РФ, поскольку истцам отказано в удовлетворении заявленных требований, требования о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 410 рублей удовлетворению не подлежат.

        На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                        РЕШИЛ:

         в удовлетворении коллективных исковых требований Дымовой Т.А., Хусаинова З.М., Меркулова А.Е., Позднякова Д.Г. , Правиковой Н.И. к АО «ЭнергостыТ Плюс», АО «Оренбургкоммунэлектросеть» о признании действий по начислению платы за электроэнергию по показаниям общедомового прибора учета на общедомовые нужды незаконными, обязании произвести перерасчет и возврат уплаченной суммы, обящании демонтировать прибор общедомового учета электрической энергии – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через суд Центрального района г. Оренбурга в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение изготовлено 20.10.2023 года

2-1257/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Правикова Наталья Ивановна
Дымова Татьяна Андреевна
Хусаинов Зуфар Минниханович
Поздняков Дмитрий Геннадьевич
Меркулов Андрей Егорович
Ответчики
АО "ЭнергосбыТ Плюс"
Другие
Прокуратура г. Оренбурга
АО "Оренбургкоммунэлектросеть"
Мукатаева Динара Маликовна
Суд
Центральный районный суд г. Оренбург
Судья
Туркова С.А.
Дело на сайте суда
centralny.orb.sudrf.ru
14.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.02.2023Передача материалов судье
17.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.03.2023Подготовка дела (собеседование)
09.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2023Судебное заседание
19.05.2023Судебное заседание
26.05.2023Судебное заседание
26.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2023Судебное заседание
24.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Судебное заседание
25.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2023Судебное заседание
12.10.2023Производство по делу возобновлено
12.10.2023Судебное заседание
18.10.2023Судебное заседание
18.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее