Решение по делу № 2-12/2019 от 18.07.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2-12/2019

24 января 2019 года            с.Малая Пурга Удмуртской Республики

Малопургинский районный суд УР в составе:

председательствующего судьи Ажгихиной Н.В.,

при секретаре Рагозиной Г.Р.,

с участием помощника прокурора Малопургинского района УР Дементьева О.А., представителя ответчика администрации МО «Малопургинский район» Акуловой Т.С., третьего лица Фёдорова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Малопургинского района УР в интересах Иванова В.А. к администрации МО «Малопургинский район», администрации МО «Малопургинское», МУП «Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве» МО «Малопургинский район» о понуждении к выполнению мероприятий по водоотведению,

установил:

    Прокурор Малопургинского района, действующий в интересах Иванова В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к администрации МО «Малопургинский район» о понуждении к выполнению мероприятий по водоотведению. Требования мотивированы тем, что Иванов В.А. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Территория земельного участка подтапливается ливневыми и талыми водами ввиду отсутствия надлежащего водоотведения (системы ливневой канализации, организованной системы водоотводных канав). Указанное свидетельствует о недостаточной организации администрацией МО «Малопургинский район» водоотведения, что нарушает права Иванова В.А. и безопасные условия его проживания. Также подтопление земельного участка приводит к его порче, невозможности использования по назначению. В целях разболачивания земельного участка истец полагает необходимым возложить на ответчика обязанность выполнить в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу следующие мероприятия: произвести расчистку канав, лотков и водопропускных труб поверхностных стоков вдоль дороги по <адрес>; привести в исправное состояние участки разрушенных лотков с учетом соблюдения необходимых уклонов по <адрес>; отвести поверхностные стоки, направленные на участок жилого дома по адресу: <адрес>, путем выполнения канав с выпуском в нижний бьеф пруда с обеих сторон дороги по <адрес>. Также полагает бездействие администрации МО «Малопургинский район» по устранению причин подтопления земельного участка Иванова В.А. незаконным.

    В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация МО «Малопургинское», МУП «Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве» МО «Малопургинский район», в качестве третьего лица Федоров В.С.

    В ходе судебного разбирательства истцом уточнены исковые требования, просит признать незаконным бездействие администрации МО «Малопургинский район» по устранению причин подтопления земельного участка по адресу: <адрес>, возложить на администрацию МО «Малопургинский район» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ года:

- произвести расчистку канав и водопропускных труб вдоль дороги с двух сторон от дома № до дома № по ул.<адрес>

- перекрыть выпуск водоотводной трубы на земельный участок дома № по <адрес>;

- отремонтировать (опустить ниже уровня воды) водопропускную трубу под дорогой возле здания № по <адрес> в устьевую часть <данные изъяты>, обеспечив отвод грунтовых и поверхностных вод с земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

    В судебном заседании процессуальный истец - помощник прокурора Малопургинского района УР Дементьев О.А. исковые требования поддержал в полном объеме. Просит возложить обязанности по устранению причин подтопления на администрацию МО «Малопургинский район». Дополнительно пояснил, что доказательств того, что перекрытие выпуска водоотводной трубы на земельный участок Иванова В.А. не повлечет за собой нарушение прав иных лиц, проживающих по <адрес>, не имеется.

    Материальный истец Иванов В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил. Ранее в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

    Представитель ответчика администрации МО «Малопургинский район» Акулова Т.С. исковые требования не признала в полном объеме по причине того, что считает, что администрация района является ненадлежащим ответчиком по делу. Также полагает, что перекрытие выпуска водоотводной трубы на земельный участок Иванова В.А. повлечет за собой затопление иных земельных участков по ул.<адрес>

    Ответчики администрация МО «Малопургинское», МУП «Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве» МО «Малопургинский район» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причине неявки не сообщили.

    Третье лицо Федоров В.С. полагает, что требования о перекрытии выпуска водоотводной трубы на земельный участок Иванова В.А. повлечет за собой затопление иных земельных участков по <адрес>. В остальной части с исковыми требованиями согласен.

    Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

    В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии с п.4 ч.1, ч.3, ч.4 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах поселения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в п.4 статьи 34 Устава муниципального образования «Малопургинский район».

Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 этого же федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Пунктами 1, 4 и 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечение доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Частью 2 статьи 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению (пункт 1).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 этого же федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 октября 1973 года № 2410, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) «Канализация. Термины и определения», введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года № 805, установлено рекомендованное к применению определение термина «канализация»: отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Таким образом, из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод, в связи с чем доводы представителя администрации МО «Малопургинский район» о том, что требования, заявленные истцом относятся к благоустройству территории, суд признает неоснованными на законе.

Строительными нормами и правилами 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденными постановлением Госстроя СССР от 19 сентября 1985 года № 154 и зарегистрированными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19 июля 2011 года в качестве свода правил 104.13330.2011, было предусмотрено, что при проектировании инженерной защиты территории от затопления и подтопления надлежит разрабатывать комплекс мероприятий, обеспечивающих предотвращение затопления и подтопления территорий в зависимости от требований их функционального использования и охраны природной среды или устранение отрицательных воздействий затопления и подтопления. Защита территории населенных пунктов должна обеспечивать бесперебойное и надежное функционирование и развитие городских, градостроительных, производственно-технических, коммуникационных объектов и других территориальных систем и отдельных сооружений народного хозяйства. В качестве основных средств инженерной защиты следует предусматривать сооружения по регулированию и отводу поверхностного стока, дренажные системы и отдельные дренажи и другие защитные сооружения. Инженерная защита территории от затопления и подтопления должна быть направлена на предотвращение или уменьшение народнохозяйственного, социального и экологического ущерба, который определяется снижением количества и качества продукции различных отраслей народного хозяйства, ухудшением гигиенических и медико-санитарных условий жизни населения, затратами на восстановление надежности объектов на затапливаемых и подтопленных территориях (пункты 1.1, 1.2 и 1.9 указанных строительных норм и правил).

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 964-пр утвержден свод правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», с момента введения в действие которого вышеназванные строительные нормы и правила признаны не подлежащими применению. В данном своде правил приведены положения, схожие с вышеназванными положениями (пункты 4.1, 4.1.1, 4.8 и 4.9 этого свода правил).

В частности, Сводом правил 104.13330 «Строительные нормы и правила 2.06.15-85 «Инженерная защита территории от затопления и подтопления» подтопление определено, как комплексный гидрогеологический и инженерно-геологический процесс, при котором в результате изменения водного режима и баланса территории происходит повышение уровня подземных вод и/или влажности грунтов, приводящие к нарушению хозяйственной деятельности на данной территории, изменению физических и физико-химических свойств подземных вод и грунтов, видового состава, структуры и продуктивности растительного покрова, трансформации мест обитания животных. Этим же документом инженерная защита территорий, зданий и сооружений определена, как комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия опасных геологических, экологических и других процессов на территорию, здания и сооружения, а также защиту от их последствий (пункт 3.10 свода правил).

Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как сказано выше, к одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах поселения, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Анализ вышеприведенных норм действующего законодательства свидетельствует о том, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании обращения Иванова В.А., являющегося собственником земельного участка по адресу: <адрес> по факту подтопления земельного участка по указанному адресу, в ДД.ММ.ГГГГ году Малопургинской прокуратурой УР проведена проверка, по результатам которой установлено, что земельный участок Иванова В.А. заболачивается в результате ненадлежащего водоотведения ливневых и талых вод на территории МО «Малопургинское».

Совокупность представленных в материалы доказательств, исследованных и оцененных судом по правилам статьи 67 ГПК РФ (в том числе: представление прокурора Малопургинского района УР от ДД.ММ.ГГГГ, протокол совещания по заболачиванию земельного участка № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, информация ОАО институт <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ года, ответы администрации МО «Малопургинский район», администрации МО «Малопургинское»), свидетельствует о том, что администрацией МО «Малопургинский район» не принимаются предусмотренные законом меры в целях организации надлежащего функционирования и обслуживания системы водоотведения ливневых сточных и грунтовых вод, что влечет нарушение гарантированных в статье 42 Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, в том числе в случае возникновения чрезвычайной ситуации.

Принимая во внимание, что, исходя из вышеприведенных норм Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация водоотведения ливневых сточных и грунтовых вод в границах поселения, и как следствие принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование водоотведения и обеспечивающих предотвращение подтопления территории поселения, в частности, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения поселения, решение которого осуществляется органами местного самоуправления муниципального района в пределах своих полномочий (в данном случае - администрацией МО «Малопургинский район»), суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором Малопургинского района УР требований в части возложения обязанности на администрацию МО «Малопургинский район» произвести расчистку канав и водопропускных труб вдоль дороги с двух сторон от дома № до дома № по <адрес> и отремонтировать (опустить ниже уровня воды) водопропускную трубу под дорогой возле здания № по <адрес> в устьевую часть р.Пургинка, обеспечив отвод грунтовых и поверхностных вод с земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. При этом суд приходит к выводу на основе анализа вышеприведенных правовых норм, что надлежащим ответчиком по настоящему иску является администрация МО «Малопургинский район», следовательно, в удовлетворении требований к администрации МО «Малопургинское», МУП «Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве» МО «Малопургинский район» необходимо отказать.

Суд не усматривает оснований для возложения на администрацию МО «Малопургинский район» обязанности по перекрытию выпуска водоотводной трубы на земельный участок дома № по <адрес> т.к. из пояснений представителя ответчика администрации МО «Малопургинский район» и третьего лица Федорова В.С. следует, что указанные работы могут повлечь за собой подтопление иных земельных участков по ул.Колхозная. Учитывая, что в силу ст.56 ГПК РФ бремя доказывания исковых требований лежит на истце, а доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что перекрытие выпуска водоотводной трубы на земельный участок дома № по <адрес> является единственным способом устранения причин подтопления земельного участка Иванова В.А. и данный способ не повлечет за собой подтопление иных земельных участков по <адрес>, истцом не представлено. При этом суд учитывает положения ч.3 ст.17 Конституции Российской Федерации, согласно которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Доводы представителя ответчика администрации МО «Малопургинский район» о том, что в настоящее время все сети водоснабжения и водоотведения переданы МУП <данные изъяты>» МО «Малопургинский район», в связи с чем, обязанность по организации водоотведения должна быть возложена на МУП «Управляющая компания в жилищно-коммунальном хозяйстве» МО «Малопургинский район», судом отклоняются как несостоятельные, поскольку данная обязанность в силу приведенных выше правовых норм, подлежит исполнению именно органом местного самоуправления, то есть администрацией МО «Малопургинский район».

Также судом отклоняется и ссылка представителя ответчика администрации МО «Малопургинский район» о том, что полномочия по решению вопросов местного значения переданы администрации МО «Малопургинское» на основании соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ года, т.к. из текста соглашения следует, что администрация МО «Малопургинский район» передала администрации МО «Малопургинское» часть полномочий по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществления иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, за исключением проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта, осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, оформления права муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения и земельные участки под ними, приобретения дорожно-эксплуатационной техники и другого имущества, необходимого для строительства, ремонта дорог общего пользования местного значения, в пределах выделенных денежных средств по статьям расходов. Сведений о том, что администрация МО «Малопургинский район» передала администрации МО «Малопургинское» полномочия по организации водоотведения на территории МО «Малопургинское» указанное соглашение не содержит, иных соглашений ответчиком администрацией МО «Малопургинский район» не представлено.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

Поскольку доказательств, свидетельствующих о надлежащем обеспечении водоотведения ливневых сточных и грунтовых вод земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, равно как и доказательств принятия соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование водоотведения и обеспечивающих предотвращение подтопления указанной территории, ответчиком в нарушение положений статьи 56 ГПК РФ не представлено, суд признает бездействие администрации МО «Малопургинский район» по устранению причин подтопления земельного участка Иванова В.А. незаконным и возлагает на ответчика обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ года выполнить следующие мероприятия: произвести расчистку канав и водопропускных труб вдоль дороги с двух сторон от дома № до дома № по <адрес>; отремонтировать (опустить ниже уровня воды) водопропускную трубу под дорогой возле здания № по <адрес> в устьевую часть <данные изъяты>, обеспечив отвод грунтовых и поверхностных вод с земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

    На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

    Исковые требования прокурора Малопургинского района УР в интересах Иванова В.А. к администрации МО «Малопургинский район» удовлетворить частично.

    Признать незаконным бездействие администрации МО «Малопургинский район» по устранению причин подтопления земельного участка Иванова В.А. расположенного по адресу: <адрес>, от ливневых и грунтовых вод ввиду отсутствия надлежащего водоотведения.

    Возложить на администрацию МО «Малопургинский район» обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ года:

- произвести расчистку канав и водопропускных труб вдоль дороги с двух сторон от дома № до дома № по <адрес>;

- отремонтировать (опустить ниже уровня воды) водопропускную трубу под дорогой возле здания № по ул. <адрес> в устьевую часть <данные изъяты>, обеспечив отвод грунтовых и поверхностных вод с земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

    Исковые требования прокурора Малопургинского района УР в интересах Иванова В.А. в остальной части оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Малопургинский районный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме. Полный текст решения изготовлен 29 января 2019 года.

Председательствующий            Н.В. Ажгихина

2-12/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Иванов В. А.
Иванов Василий Андриянович
Прокурор Малопургинского района УР
Ответчики
администрация МО "Малопургинское"
администрация МО "Малопургинский район"
Другие
Федоров В. С.
МУП "Управляющая компания в ЖКХ"
Федоров Вячеслав Семенович
Суд
Малопургинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Ажгихина Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
malopurginskiy.udm.sudrf.ru
18.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2018Передача материалов судье
20.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2018Судебное заседание
21.09.2018Судебное заседание
05.10.2018Судебное заседание
25.10.2018Судебное заседание
07.11.2018Судебное заседание
27.12.2018Судебное заседание
24.01.2019Судебное заседание
29.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2020Передача материалов судье
27.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Судебное заседание
27.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020Дело оформлено
26.11.2019Дело передано в архив
24.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее