Мотивированный текст решения изготовлен 20 ноября 2024 года.
Гражданское дело № 2-1322/2024
УИД № 27RS0021-01-2024-002174-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Переяславка 19 ноября 2024 года
Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Стеца Е.В., при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Вяземском, Бикинском и имени Лазо районах к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Георгиевка муниципального района имени Лазо Хабаровского края о понуждении исполнения требований санитарного законодательства,
у с т а н о в и л:
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Вяземском, Бикинском и имени <адрес>х (далее - Управление Роспотребнадзора) обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Георгиевка муниципального района имени <адрес> (далее МБОУ СОШ <адрес>) о понуждении исполнения требований санитарного законодательства, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ при проведении проверки в отношении МБОУ СОШ <адрес> были выявлены грубые нарушения действующего санитарного законодательства РФ, а именно: нарушение п. 2.4.11, 2.5.2, 2.5.3, 3.4.10, 3.4.13 СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологического требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» покрытия пола коридора первого этажа имеют трещины, потертости покрытия (линолеум) пола кабинетов в начальных классах имеют повреждения – точечная «перфорация»; потолки кабинетов в пяти начальных классах имеют трещины, отслоения краски; стены туалетной комнаты для мальчиков имеют трещины, отслоения краски; стены туалетной комнаты для мальчиков имеют трещины, потертости; потолок туалетной комнаты для мальчиков имеет следы протекания; дверь в туалетной комнате спортивной раздевалки для мальчиков имеет повреждение – трещина; служебный туалет первого этажа: пол – имеет потертости, трещины, стены имеют трещины; один учебный кабинет начальных классов не обеспечен холодным и горячим водоснабжением (раковина для мытья рук отсутствует, в кабинет не подведены системы холодного и горячего водоснабжения; в туалете для мальчиководна раковина неисправна – отсутствует кран, на одном унитазе из двух отсутствует крышка сливного бака, на втором унитазе крышка сливного бака имеет сколы, один писсуар из двух обмотан скотчем, на унитазе служебного туалета отсутствует крышка сливного бака; санитарный узел для мальчиков оборудован двумя унитазами, один унитаз не оборудован кабиной с дверьми.
По окончанию проверки юридическому лицу МБОУ СОШ <адрес> – ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание об устранении нарушений со сроком исполнения по п. 1 до ДД.ММ.ГГГГ, по п. 2,3,4 со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени нарушения не устранены, что может способствовать развитию чрезвычайной ситуации санитарно-эпидемиологического характера в образовательном учреждении. Просит суд возложить обязанность выполнить требования действующего санитарного законодательства РФ и законодательства РФ в сфере защиты прав потребителей, а именно: обеспечить муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Георгиевка муниципального района имени <адрес> провести ремонтные работы стен, полов, потолков, окон кабинетов начальных классов, коридора первого этажа, туалетных комнат для мальчиков и девочек, санитарного узла для сотрудников, стен спортивной раздевалки для мальчиков и спортивной раздевалки для девочек в срок до ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить холодным и горячим водоснабжением помещение учебного кабинета для обучающихся 1-4 классов в срок до ДД.ММ.ГГГГ; оборудовать туалетную комнату для мальчиков, туалетную комнату для девочек (первого этажа) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда района имени Лазо Хабаровского края от 28.10.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
Представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Вяземском, Бикинском и имени <адрес>х ФИО3 ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, требования иска поддержал по основаниям, изложенным в нем.
Ответчик МБОУ СОШ <адрес> своего представителя не направил, ходатайств, в том числе, об отложении рассмотрения дела, не заявил.
Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Управление образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края своего представителя не направил. Согласно отзыва на требования иска указал, что у ответчика отсутствует реальная возможность устранить в кратчайший срок выявленные нарушения. Учитывая тяжелое винансовое положение образовательной организации, социально значимую деятельность ответчика, высокую дотационность бюджета района, а также то, что целью ответчика является удовлетворение публичных интересов, и так как требования истца подлежат безусловному исполнению, исполнить исковые требования возможно только в условиях софинасирования с бюджетами вышестоящих уровней. Просит увеличить срок исполнения требований не ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края, надлежащим образом извещенное о времени и дате судебного заседания, своего представителя не направил.
Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Управления Роспотребнадзора по Хабарвоскому краю в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Вяземском, Бикинском и имени Лазо районах в силу положений ч. 1 ст. 46 ГПК РФ наделено полномочиями по предъявлению исков в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Пунктом 8.2 Типового положения о территориальном органе Роспотребнадзора, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24.04.2006 года № 308, предусмотрено, что территориальные органы наделены полномочиями по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства РФ в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также по принятию мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера.
Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируются ст. 41, 42, 45 Конституции РФ.
Данные положения Конституции РФ находят развитие в ст. 1,8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федерального закона от 30.03.1999), согласно которым граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абз. 10 ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 определено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющий федеральный государственный санитарно - эпидемиологический надзор.
Из материалов дела следует, что здание МБОУ СОШ <адрес>, расположено по адресу: <адрес>, район имени Лазо, <адрес>.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Вяземском, Бикинском и имени Лазо районах 06.06.2024 проведен профилактический визит в соответствии с п. 11(4) постановления Правительства РФ от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в отношении МБОУ СОШ <адрес>.
По результатам составлен акт профилактического визита от 20.06.2024 из которого следует, что выявлены нарушения требования пунктов 2.4.11, 2.5.2, 2.5.3, 3.4.10, 3.4.13 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
В частности, установлено, что покрытия пола коридора первого этажа имеют трещины, потертости покрытия (линолеум) пола кабинетов в начальных классах имеют повреждения – точечная «перфорация»; потолки кабинетов в пяти начальных классах имеют трещины, отслоения краски; стены туалетной комнаты для мальчиков имеют трещины, отслоения краски; стены туалетной комнаты для мальчиков имеют трещины, потертости; потолок туалетной комнаты для мальчиков имеет следы протекания; дверь в туалетной комнате спортивной раздевалки для мальчиков имеет повреждение – трещина; служебный туалет первого этажа: пол – имеет потертости, трещины, стены имеют трещины; один учебный кабинет начальных классов не обеспечен холодным и горячим водоснабжением (раковина для мытья рук отсутствует, в кабинет не подведены системы холодного и горячего водоснабжения; в туалете для мальчиководна раковина неисправна – отсутствует кран, на одном унитазе из двух отсутствует крышка сливного бака, на втором унитазе крышка сливного бака имеет сколы, один писсуар из двух обмотан скотчем, на унитазе служебного туалета отсутствует крышка сливного бака; санитарный узел для мальчиков оборудован двумя унитазами, один унитаз не оборудован кабиной с дверьми.
Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспорены.
МБОУ СОШ <адрес> выдано предписание об устранении выявленных нарушений № 12.0-498 от 27.06.2024 со сроком исполнения п. 1 до 30.05.2025, по п. 2,3,4 со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
МБОУ СОШ <адрес> не устранены нарушения, установленные вышеуказанным предписанием о чем свидетельствуют пояснения третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, изложенные в отзыве на требования иска.
Согласно Устава МБОУ СОШ <адрес> (далее Учреждение), Учреждение, является юридическим лицом, созданным муниципальным образованием муниципальный район имени <адрес>, которое, в том числе обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работников Учреждения. К компетенции учреждения, в том числе относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников Учреждения.
Учредителем МБОУ СОШ МБОУ СОШ <адрес> является муниципальный район имени <адрес>. Функции и права учредителя от имени муниципального района имени <адрес> осуществляет Управление образования администрации муниципального района имени <адрес>, к полномочиям которой относится, в том числе финансирование Учреждения.
Неисполнение МБОУ СОШ МБОУ СОШ <адрес> предписания Управление Роспотребнадзора в установленный срок в части обеспечения исполнения пунктов 2.4.11, 2.5.2, 2.5.3, 3.4.10, 3.4.13 СП 2.4.3648-20 послужило основанием для обращения Управления Роспотребнадзора в суд с требованиями, являвшимися предметом рассмотрения по настоящему делу.
В соответствии с Уставом МБОУ СОШ <адрес>, основным видом деятельности школы является образовательная деятельность по оказанию гражданам услуг в сфере общего образования.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно п. 3 ст. 39 указанного Федерального закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
На основании п. 2 ч. 6 ст. 28 названного закона, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (далее - СП 2.4.3648-20)
п. 2.5.2 полы не должны иметь дефектов и повреждений и должны быть выполненными из материалов, допускающих влажную обработку и дезинфекцию;
п. 2.5.3 стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протеканий и признаков поражений грибком, должны иметь отделку, допускающую влажную обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств;
п. 2.4.11 на каждом этаже объекта размещаются туалеты для детей и молодежи. На каждом этаже объектов организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, хозяйствующих субъектов социального обслуживания семьи и детей с круглосуточным пребыванием, загородных стационарных детских оздоровительных лагерей с круглосуточным пребыванием оборудуются туалетные комнаты для детей (молодежи) разного пола. Площадь туалетов для детей до 3 лет должна составлять не менее 12 м2, от 3 до 7 лет - 16,0 м2; для детей старше 7 лет - не менее 0,1 м2 на ребенка. Туалетные комнаты оборудуются умывальниками и туалетными кабинами с дверями. Во вновь строящихся хозяйствующих субъектах в туалетах для мальчиков дополнительно устанавливаются писсуары, оборудованные перегородками. Туалетные кабины оснащаются мусорными ведрами, держателями для туалетной бумаги, сиденьями на унитазы. Умывальные раковины обеспечиваются мылом, электро- или бумажными полотенцами, ведрами для сбора мусора. Санитарно-техническое оборудование должно гигиеническим нормативам, быть исправным и без дефектов.
п. 3.4.10 на каждом этаже размещаются санитарные узлы раздельные для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями и умывальниками для мытья рук. Для инвалидов маломобильных групп туалетная комната (кабина) должна быть оборудована с учетом обеспечения условий доступности. Для персонала оборудуется отдельный санузел (кабина). Для обучающихся 5 - 11 классов необходимо оборудовать комнату (кабину) личной гигиены девочек площадью не менее 3,0 м2, оснащенную унитазом, умывальной раковиной, душевым поддоном с гибким шлангом, биде или иным оборудованием, обеспечивающим личную гигиену.
п. 3.4.13 холодным и горячим водоснабжением обеспечиваются помещения пищеблока, столовая, душевые, умывальные, комнаты (кабины) личной гигиены, помещения медицинского назначения, кабинеты технологии, учебные кабинеты для обучающихся 1 - 4 классов, кабинеты изобразительного искусства, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств, а также туалеты.
В ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение неисполнение ответчиком требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.4.11, 2.5.2, 2.5.3, 3.4.10, 3.4.13 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Указанные обстоятельства не оспаривались представителем ответчика, представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, а также подтверждены представленными доказательствами со стороны истца.
Основной причиной выявленных нарушений связано с недостаточным финансированием учреждения.
Отсутствие финансирования, на которое ссылается представитель Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, не может служить основанием для несоблюдения своей непосредственной обязанности по осуществлению мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе мер по организации их питания, и выполнению требований санитарного законодательства.
При этом, в здании учреждения на постоянной основе осуществляется обучение детей, в целях охраны здоровья которых, предотвращения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) условия их пребывания должны отвечать всем санитарно-эпидемиологическим требованиям к обеспечению безопасных условий.
Таким образом, поскольку факты нарушений ответчиком санитарно -эпидемиологических требований при осуществлении деятельности, выявленных в ходе проверки, подтверждается совокупностью представленных суду доказательств, суд приходит к выводу, что действия МБОУ СОШ <адрес> не соответствуют санитарно-эпидемиологических требованиям, а требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.
В силу ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд находит заслуживающими внимание доводы представителя Управления образования администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края о затруднительности исполнения решения суда в части выделения учреждению Управлением образования денежных средств для проведения мероприятий в целях выполнения требований п. 2.4.11, 2.5.2, 2.5.3, 3.4.10, 3.4.13 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» в срок до 20.08.2025, поскольку бюджет муниципального района имени Лазо Хабаровского края является высокодотационным, а на текущий год и 2025 год денежные средства на эти цели не предусмотрены. Из сведений, представленных стороной ответчика муниципальным районом имени Лазо Хабаровского края в адрес Министра образования и науки Хабаровского края направлена информация о намерениях по участию в отборах Министерства просвещения РФ на предоставление субсидии из федерального бюджета для проведения капитального ремонта зданий муниципальных образовательных организаций, где участие МБОУ СОШ МБОУ СОШ <адрес> запланировано на 2025-2027 г.
Учитывая обстоятельства дела, баланс интересов сторон, требования разумности и справедливости, принимая во внимание существующий порядок финансирования бюджетных учреждений и фактические обстоятельства дела, суд находит, что установление ответчику срока исполнения решения суда в срок до 31.08.2026, что будет соответствовать интересам сторон.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Налоговый кодекс РФ предоставляет судам общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, право освобождать его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым этими судами (п. 2 ст. 333.20 НК РФ).
Принимая во внимание тот факт, что МБОУ СОШ МБОУ СОШ <адрес> является бюджетным, финансирование образовательного учреждения даже на исполнение решений суда производится не всегда и не в полном объеме, суд полагает возможным освободить административного ответчика от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Вяземском, Бикинском и имени Лазо районах к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа села Георгиевка муниципального района имени Лазо Хабаровского края о понуждении исполнения требований санитарного законодательства, удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение среднюю общеобразовательную школу села Георгиевка муниципального района имени <адрес> (ИНН 2713010407, ОГРН 1022700778847) выполнить требования действующего санитарного законодательства РФ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе села Георгиевка муниципального района имени <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, район имени Лазо, <адрес>, в соответствии с СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологического требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а именно:
обеспечить муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Георгиевка муниципального района имени Лазо Хабаровского края провести ремонтные работы стен, полов, потолков, окон кабинетов начальных классов, коридора первого этажа, туалетных комнат для мальчиков и девочек, санитарного узла для сотрудников, стен спортивной раздевалки для мальчиков и спортивной раздевалки для девочек; обеспечить холодным и горячим водоснабжением помещение учебного кабинета для обучающихся 1-4 классов; оборудовать туалетную комнату для мальчиков, туалетную комнату для девочек (первого этажа) в срок до 31.08.2026.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, через суд района имени Лазо Хабаровского края, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Стеца