УИД 59RS0004-01-2023-001409-20
Дело № 2-2227/2023 Мотивированное решение изготовлено 13.07.2023 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2023 года
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Рожковой И.П.,
при секретаре Баженовой В.Р.,
с участием представителя истца Маслак А.Е.,
представителя ответчиков Бочаровой С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Перми, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к закрытому акционерному обществу «Гастроном Центральный» о возложении обязанности,
установил:
Заместитель прокурора Ленинского района г.Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ЗАО «Гастроном Центральный», просит возложить на ответчика обязанность в течение 18 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: <Адрес>, в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: обеспечить герметизацию и гидроизоляцию ЗС ГО в целях обеспечения постоянной готовности помещения к переводу его в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимых условий для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени; произвести планово-предупредительный и текущий ремонт ЗС ГО (л.д. 3-6).
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ленинского района г.Перми в соответствии с решением от ДД.ММ.ГГГГ №/№ проведена проверка исполнения ЗАО «Гастроном Центральный» законодательства об оборонно-промышленном комплексе, в том числе в части соблюдения требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны. В ходе проверки исследован объект - защитное сооружение гражданской обороны (по данным МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» инвентарный номер ЗС ГО: 00013-25, тип - убежище, класс V), расположенное в подвале нежилого помещения по адресу: г.Пермь, ул. Ленина, д. 34, принадлежащего на праве собственности ЗАО «Гастроном Центральный». Установлено, что в сентябре 2021 г. 1 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю проведена проверка соблюдения законодательства о гражданской обороне, которая показала, что ЗС ГО не поддерживается в состоянии постоянной готовности к использованию, ЗАО «Гастроном Центральный» допущено нарушение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №. По результатам проверки инспектором ОНДиПР 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю ЗАО «Гастроном Центральный» выдано предписание об устранении обязательных требований гражданской обороны № от ДД.ММ.ГГГГ, установленный срок истек ДД.ММ.ГГГГ. В феврале 2023 года прокуратурой инициировано проведение проверки исполнения ЗАО «Гастроном Центральный» законодательства об оборонно-промышленном комплексе, в том числе в части соблюдения требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны при содержании ЗС ГО. В ходе осмотра ЗС ГО, произведенного с участием старшего инспектора ООНиПМ 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю установлено, что в ЗС ГО нарушена герметизация и гидроизоляция, не производится техническое обслуживание, не проведен планово-предупредительный, текущий и капитальный ремонт. Таким образом, в ходе проверки соблюдения ЗАО «Гастроном Центральный» законодательства об оборонно-промышленном комплексе при содержании и эксплуатации ЗС ГО выявлены следующие нарушения: в ЗС ГО нарушена герметизация и гидроизоляция, что является нарушением п. 3.2.1, 3.2.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила); в нарушение п. 5.2.1, 5.2.2 Правил ЗАО «Гастроном Центральный» не проводится планово-предупредительный ремонт ЗС ГО; окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО с установленной периодичностью не производится, что является нарушением п. 5.2.3, 5.2.4 Правил. ЗАО «Гастроном Центральный» как собственник нежилых помещений, в которых расположено ЗС ГО, обязано осуществлять содержание защитного сооружения гражданской обороны, по настоящее время ЗАО «Гастроном Центральный» действенные меры по устранению выявленных нарушений законодательства не приняты.
Представитель истца в судебном заседании требования просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании указала, что в настоящее время проводится работа по снятию с учета (изменению типа) защитного сооружения, проведение текущего ремонта было запланировано на 2022, денежных средств оказалось недостаточно, в связи с необходимостью ремонта фасада.
Представитель третьего лица – Главного управления МЧС России по Пермскому краю извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д.74), не явился.
Третье лицо – МКУ «Пермское городское управление гражданской защиты» извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом (л.д. 76, 77), представителя в судебное заседание не направило.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению, в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены в Федеральном законе от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Федеральный закон №28-ФЗ).
Согласно ст.ст.1, 2 Федерального закона №28-ФЗ гражданская оборона представляет собой комплекс мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
В силу ч.1 ст.3 Федерального закона №28-ФЗ правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (ч.1 ст.4 Федерального закона №28-ФЗ).
Статьей 6 Федерального закона №28-ФЗ установлено, что порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, определение порядка приведения в готовность гражданской обороны, утверждение положения о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны, порядка государственного надзора за реализацией органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий в области гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п.14 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по созданию объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила).
В пунктах 1.2, 2.1 и 2.2 указанных Правил определено, что статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
В силу п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружений гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п.3.2.2 Правил, при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проемов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений.
При наличии проектного обоснования и согласования (заключения) органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям допускается устройство временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
Согласно п.5.2.1 Правил, в ЗС ГО предусматривается два вида ремонта строительных конструкций и защитных устройств - текущий и капитальный.
К текущему ремонту относятся работы по систематическому предохранению конструкций от преждевременного износа путем проведения мероприятий планово-предупредительного характера и устранению мелких повреждений и неисправностей в процессе их эксплуатации.
При текущем ремонте использование сооружения по прямому назначению не прекращается.
В соответствии с п.5.2.2 Правил, текущий и капитальный ремонт строительных конструкций производятся в сроки, указанные в Правилах.
В судебном заседании установлено, что нежилое помещение, общей площадью 2 391,9 кв.м, этаж подвал, 1,2, номера на поэтажном плане подвал пом.1-37, 1эт.пом.-1-36, 2 эт.пом.-1-23, адрес объекта: <Адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности ЗАО «Гастроном Центральный» (л.д.42 – копия свидетельства о государственной регистрации права).
Согласно паспорту убежища №, данное защитное сооружение принято ЗАО «Гастроном Центральный» в эксплуатацию в 1956 году; назначение убежища по проекту: склад ЗАО «Гастроном Центральный» (л.д. 31).
На основании решения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17) прокуратурой Ленинского района г.Перми проведена проверка исполнения ЗАО «Гастроном Центральный» законодательства об оборонно-промышленном комплексе, в том числе в части соблюдения требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны, в ходе которой обследован объект - защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <Адрес>, установлено нарушение герметизации и гидроизоляции; не проводится техническое обслуживание, планово-предупредительный ремонт, текущий, капитальный ремонт.
По результатам осмотра составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
Также из материалов дела следует, что по результатам проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспектором ОНПР г.Перми по Ленинскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Перми Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю ЗАО «Гастроном Центральный» выдано предписание об устранении обязательных требований гражданской обороны № в отношении ЗС ГО в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24-26).
Поскольку в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ленинского района г.Перми, выявлено, что нарушения требований законодательства о защитных сооружениях гражданской обороны ЗАО «Гастроном Центральный» в отношении ЗС ГО, расположенного в нежилом помещении, принадлежащем на праве собственности указанному юридическому лицу, не устранены, носят длящийся характер, постольку суд находит требование прокуратуры о возложении на ответчика обязанности по их устранению обоснованными и подлежащими удовлетворению, учитывая, что бездействие ответчика относительно обеспечения постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц.
В соответствии с положениями ч.1, ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заявленный истцом срок устранения нарушения - в течение 18 месяцев с даты вступления решения в законную силу суд признает разумным, с учетом продолжительности и характера выявленных нарушений. При этом каких-либо объективных, бесспорных доказательств того, что данный срок не отвечает принципу разумности, стороной ответчика суду не представлено (ст.56 ГПК РФ).
Доводы представителя ответчика о том, что ЗАО «Гастроном Центральный» проводится работа по снятию с учета (изменению типа) защитного сооружения отказ в удовлетворении заявленных требований не влекут, поскольку на дату рассмотрения дела с учета как защитное сооружение гражданской обороны объект не снят, своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратил.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
возложить на закрытое акционерное общество «Гастроном Центральный» (ИНН 5902181280) обязанность в течение 18 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны, расположенном по адресу: <Адрес>, в соответствии с Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:
обеспечить герметизацию и гидроизоляцию защитного сооружения гражданской обороны в целях обеспечения постоянной готовности помещения к переводу его в установленные сроки на режим защитного сооружения и необходимых условий для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении гражданской обороны как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени;
произвести планово-предупредительный и текущий ремонт защитного сооружения гражданской обороны.
Взыскать с закрытого акционерного общества «Гастроном Центральный» в доход местного бюджета госпошлину в размере 6000 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий – (И.П.Рожкова)