Дело № 2-2226/2023
УИД 26RS0001-01-2023-002525-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2023 г. г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Сергеева А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ялмамбетовой Д.М.,
с участием представителя истца В. А.В. – Васильевой Е.Н.,
представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> Тимченко И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску В. А. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности перевести с социальной пенсии по инвалидности на пенсию по случаю потери кормильца,
установил:
В. А. В. обратился в суд с иском первоначально к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> края, в которм просил признать незаконным решение ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (межрайонное) от дата № об отказе В. А. В. в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, возложить на ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (межрайонное) обязанность перевести В. А. В. с социальной пенсии по инвалидности на страховую пенсию по случаю потери кормильца – бабушки Клочковой Е. С..
В ходе рассмотрения дела ответчик ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес> края (межрайонное) заменен на его правопреемника – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес>.
В судебном заседании представителем истца В. А.В. – Васильевой Е.Н. исковые требования были уточнены, просил признать незаконным решение ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (межрайонное) от дата № об отказе В. А. В. в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.; возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обязанность перевести В. А. В. с социальной пенсии по инвалидности на страховую пенсию по случаю потери кормильца – бабушки Клочковой Е. С., с момента возникновения права.
В обоснование иска указано, что 28.02.2020г. истец подал в ГУ Управление РФРФ по <адрес> заявление о назначении пенсии по потере кормильца бабушки Клочковой Е. С..
Решением ГУ УПФ РФ по <адрес> № от 13.03.2020г. ему отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что, поскольку он получает пенсию по инвалидности, не представляется возможным признать его иждивенцем.
Считает такое решение незаконным, необоснованным и нарушающим его и законные интересы, поскольку он с рождения является инвалидом и по состоянию здоровья нуждается в постоянном стороннем уходе. Указал, что с его рождения и до смерти бабушки они жили вместе, вели общее хозяйство и её помощь была постоянным и основным источником средств для его существования.
Факт нахождения его на иждивении Клочковой Е.С. установлен справкой администрации <адрес> № от дата, а также подтвержден решением суда от дата об удовлетворении требований Клочковой Е.С. об установлении базовой части пенсии в повышенном размере с учетом нахождении на иждивении нетрудоспособных членов семьи, справкой администрации <адрес> № от дата о нахождении В. А.В. на иждивении Клочковой Е.С., справкой ГУ УПФ РФ по <адрес> от дата о получении пенсии с надбавкой на иждивенцев.
Истец Васильев В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не уведомил, в связи с чем суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя.
Представитель истца В. А.В. – Васильева Е.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> Тимченко И.П. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражала, поддержала ранее поданный отзыв на исковое заявление, согласно которому решением ГУ УПФ по <адрес> края от дата № отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального Закона Федерального закона от дата № 400-ФЗ (ред. от дата) «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием права на назначение, так как В. А.В. имел трудоспособного родителя.
Действующим законодательством предусмотрен определенный круг лиц, относящихся к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца и расширение этого круга лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, законом не предусмотрено.
Также сослались на то, что в результате всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов и учитывая, что В. А.В. является получателем социальной пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты, не представляется возможным сделать вывод о том, что В. А.В. находился на полном содержании у бабушки Клочковой Е.С. или, что он получал от нее помощь, которая являлась для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Учитывая, что В. А.В. на момент смерти бабушки Клочковой Е. С. имел трудоспособного родителя (маму), при таких обстоятельствах, Отделение Фонда полагает, что в удовлетворении иска следует отказать.
Суд, выслушав участников процесса, оценив представленные доказательства, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от дата N 400-ФЗ, вступившим в силу с дата
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от дата N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, установлено, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
В части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" определен круг лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, в их числе - внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет или внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Частью 6 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
По смыслу изложенных норм Федерального закона "О страховых пенсиях", понятие "иждивение" предполагает как полное содержание члена семьи умершим кормильцем, так и получение от него помощи, являющейся для этого лица постоянным и основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода (получение пенсии и других выплат). Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца.
Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от дата N 1260-О-О.
Кроме того, как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 20-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки И.К. Дашковой", помощь, оказываемая члену семьи, являющемуся инвалидом, его кормильцем может выражаться не только непосредственно в денежной форме, но и в осуществлении необходимого этому члену семьи (инвалиду) постоянного ухода за ним, сопряженного со значительными материальными затратами в целях поддержания жизнеобеспечения данного лица и удовлетворения его специфических нужд и потребностей, не покрываемых за счет доходов самого инвалида и фактически возлагаемых на его кормильца.
Таким образом, с учетом обстоятельства (фактов), с которыми истец связывает свое требование к ответчику, юридически значимым обстоятельством по настоящему делу является выяснение вопросов о том, относится ли В. А.В. к категории лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца; состоял ли В. А.В. на иждивении умершего кормильца (в данном случае – бабушки Клочковой Е.С.).
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец В. А.В., дата р., является инвалидом с детства первой группы, что подтверждается справкой серии № №, выданной дата ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России.
Согласно заключению по определению нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России от дата В. А.В. по состоянию здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
Как следует из свидетельства о рождении истца В. А.В. серии I-ГН №, его отцом является В. В. В.ч, дата г.р., матерью – Васильева (в девичестве – Пустовит) Е. Н., дата г.р.
Матерью Васильевой (Пустовит) Е. Н. и, соответственно, бабушкой истца В. А.В. является Клочкова Е. С., дата г.р.
Согласно свидетельству о смерти серии II-ДН №, выданному дата, Клочкова Е. С. умерла дата
Согласно представленной истцом в материалы дела справки администрации <адрес> от дата, В. А.В. проживал, вел совместное хозяйство и находился на иждивении Клочковой Е.С. на момент ее смерти дата
Как следует из справки ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края от дата, Клочкова Е.С. состояла на пенсионном учете в ГУ – Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края и получала пенсию по старости с дата по дата Размер пенсии на дату смерти составлял 16 126 руб., 79 коп. (с учетом надбавки на иждивенцев: Николая, дата г.р. и А., дата р.
Из решения об отказе в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца В. А.В. от дата усматривается, что истец В. А.В. являлся получателем социальной пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты (судебный запрос о размерах получаемых В. А.В. социальной пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты оставлен пенсионным органом без ответа). По общему правилу под нетрудоспособными лицами следует понимать лиц, достигших пенсионного возраста. При этом достижение пенсионного возраста является безусловным основанием для признания такого лица нетрудоспособным.
На момент смерти Клочковой Е.С. дата, согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от дата № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
П. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от дата № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было определено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет.
Как усматривается из решения ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (б/н, б/д), содержащемуся в пенсионном (выплатном) деле Васильевой Е.Н., Васильева Е.Н. с дата являлась получателем трудовой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от дата № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, на момент возникновения спорных отношений, отец истца - В. В. В.ч, дата г.р., являлся нетрудоспособным в связи с достижением им пенсионного возраста 60 лет.; мать истца - Васильева Е. Н., дата г.р., являлась нетрудоспособной в связи с достижением ею пенсионного возраста 50 лет (с учетом отнесения ее к категории лиц, которым трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от дата № 173-ФЗ).
Применительно к части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях", отсутствие у инвалида с детства В. А.В. на момент возникновения спорных отношений (смерти кормильца) трудоспособных родителей, дает основания для признания его нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца – бабушки Клочковой Е.С.
Факт нахождения истца на иждивении умершего кормильца - бабушки Клочковой Е.С. на момент ее смерти подтверждается справкой администрации <адрес> от дата, а также сведениями о размере получаемых ею сумм пенсии - 16 126 руб., 79 коп., что более чем в три раза превышает величину прожиточного минимума за 1 квартал 2012 г. в целом для Российской Федерации для пенсионеров (4 964 руб.), установленную постановлением Правительства РФ № от дата
Кроме того, о нахождении истца на иждивении Клочковой Е.С. бесспорно свидетельствует тот факт, что Клочкова Е.С. на момент смерти получала надбавку к трудовой пенсии по старости на иждивенца А., дата р. (то есть на истца), что следует из справки ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края от дата
Сам по себе факт получения истцом на момент смерти кормильца дохода в виде пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты и его размер, по мнению суда, в данном случае не имеют правового значения, поскольку понятие "иждивение" не исключает наличие у члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода (получение пенсии и других выплат). Более того, в силу части 6 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании незаконным решения ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (межрайонное) от дата № об отказе В. А. В. в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца и возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обязанность перевести В. А. В. с социальной пенсии по инвалидности на страховую пенсию по случаю потери кормильца – бабушки Клочковой Е. С. с момента возникновения права являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Определяя момент возникновения права истца на перевод с социальной пенсии по инвалидности на страховую пенсию по случаю потери кормильца суд исходит из нижеследующего.
Пунктом 3 части 5 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по случаю потери кормильца назначается ранее дня обращения за страховой пенсией - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.
Из материалов дела следует, что с заявлением о переводе с социальной пенсии по инвалидности на страховую пенсию по случаю потери кормильца истец обратился в пенсионный орган позднее чем через 12 месяцев со дня смерти кормильца - дата
Таким образом, с учетом приведенных выше положений пункта 3 части 5 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» истец подлежит переводу с социальной пенсии по инвалидности на страховую пенсию по случаю потери кормильца – бабушки Клочковой Е. С. на 12 месяцев раньше дня обращения за указанной пенсией, то есть с дата
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования В. А. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> – удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края (межрайонное) от дата № об отказе В. А. В. в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обязанность перевести В. А. В. с социальной пенсии по инвалидности на страховую пенсию по случаю потери кормильца – бабушки Клочковой Е. С., с дата
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 1 июня 2023 г.
Судья А.В. Сергеев