УИД 39RS0002-01-2022-007377-69
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-23086/2023
№ 2-460/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 4 декабря 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Беспятовой Н.Н.,
судей Гилязовой Е.В., Лебедева А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3, ФИО1, ФИО2 к специализированной некоммерческой организации Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» об обязании провести мониторинг технического состояния многоквартирного дома и его несущих конструкций, представить предложение о сроках капитального ремонта, произвести отбор подрядной организации для разработки проектно-сметной документации, организовать и провести капитальный ремонт,
по кассационной жалобе специализированной некоммерческой организации Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 13 апреля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 28 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Беспятовой Н.Н., выслушав объяснения представителя СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» ФИО8, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО3, ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с иском к СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» об обязании провести мониторинг технического состояния многоквартирного дома и его несущих конструкций, представить предложение о сроках капитального ремонта, произвести отбор подрядной организации для разработки проектно-сметной документации, организовать и провести капитальный ремонт.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что ФИО3, ФИО1 являются собственниками квартир № 1 и № 2, а ФИО2 – нанимателем <адрес> многоквартирного <адрес>. Данный дом до 1945 года постройки, имеет износ 57% и требует капитального ремонта путем замены стропильной системы крыши и кровли, приведения в надлежащее состояние системы водоотведения атмосферных осадков с кровли, устранения трещин в несущих стенах, восстановления штукатурного слоя и утепления современными материалами стен, а также восстановления отмостки. Несмотря на состояние дома и своевременную и добросовестную оплату взносов на капитальный ремонт, такой ремонт дома никогда ранее не проводился. Более того, Фондом капитального ремонта перенесены сроки проведения ремонта крыши дома с периода 2021-2023 год на период 2023-2026 год без исследования ее технического состояния, тогда как ремонт необходим уже в настоящее время. Соответствующие обращения к ответчику результата не принесли. Длительное бездействие ответчика, выражающееся в отсутствии каких-либо действий по организации и проведению капитального ремонта, нарушает их права и законные интересы.
Уточнив исковые требования на основании заключения судебной строительно-технической экспертизы, просили обязать СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»:
- в срок до 30 июня 2023 года провести мониторинг технического состояния многоквартирного дома по адресу: <адрес> его несущих конструкций – крыши, а именно стропильной системы, материалов кровли, кирпичных вентиляционных каналов в чердачном пространстве и выходящих черед кровлю на улицу, системы водоотведения атмосферных осадков с кровли в порядке, установленном статьей 11 Закона Калининградской области от 26 декабря 2013 года № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области»;
- в срок до 30 июня 2023 года представить предложение о сроках капитального ремонта крыши, а именно стропильной системы, материалов кровли, кирпичных вентиляционных каналов в чердачном пространстве и выходящих черед кровлю на улицу, системы водоотведения атмосферных осадков с кровли;
- в срок до 31 декабря 2023 года произвести отбор подрядной организации для разработки проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта крыши, а именно стропильной системы, материалов кровли, кирпичных вентиляционных каналов в чердачном пространстве и выходящих черед кровлю на улицу, системы водоотведения атмосферных осадков с кровли;
- в срок до 31 декабря 2023 года организовать и провести капитальный ремонт крыши за счет средств регионального оператора с использованием в случае недостаточности средств финансовой поддержки областного и местного бюджетов, а именно: заменить 100% (180 кв.м) кровельного материала, в том числе со 100% заменой подвесных желобов, водосточных труб и металлических элементов; заменить теплоизоляционный слой с учетом замены пароизоляционных слоев покрытия чердака над мансардой (квартирой № 3) в соответствии требованиями СП 50.13330.2012; заменить 100% мауэрлата; заменить 100% сплошной обрешетки под настенным желобами; сменить 50% рядовой обрешетки; выполнить на 100% ограждения и специальные элементы безопасности в виде крюков для навешивания лестниц, сооружений для крепления страховочных тросов, снегозадержания и молниезащиты, ступеней, подножек, стационарных лестниц, ходовых трапов и эвакуационных платформ в соответствии с требованиями СП 17.13330.2017; переложить кирпичи кирпичной трубы от уровня чердака до верха трубы с оштукатуриванием; установить оголовники; усилить 100% стропильных ног.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 13 апреля 2023 года исковые требования ФИО3, ФИО1 и ФИО2 удовлетворены.
На СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» возложены обязанности:
- в срок до 30 октября 2023 года провести мониторинг технического состояния многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> его несущих конструкций - крыши (стропильной системы, материала кровли, кирпичных вентиляционных каналов в чердачном пространстве и выходящих через кровлю на улицу, системы водоотведения атмосферных осадков с кровли) в порядке, установленном статьей 11 Закона Калининградской области от 26 декабря 2013 года № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области»;
- в срок до 30 октября 2023 года предоставить ФИО3, ФИО1, администрации городского округа «<адрес>» предложение о сроке начала капитального ремонта крыши;
- в срок до 1 мая 2024 года произвести отбор подрядной организации для разработки проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта крыши многоквартирного <адрес> в <адрес>;
- в срок до 1 мая 2024 года организовать и провести капитальный ремонт крыши жилого <адрес> в <адрес> в следующем объеме: произвести замену кровельного материала 100% (180 кв.м) с полной заменой подвесных желобов, водосточных труб и металлических элементов кровли 100%, выполнить ограждения и специальные элементы безопасности (крюки для навешивания лестниц, элементы для крепления страховочных тросов и снегозадержания, ступени, подножки, стационарные лестницы и ходовые трапы, эвакуационные платформы, элементы молниезащиты зданий в соответствии с требованиями СП 17.13330.2017) – 100%, произвести полную замену теплоизоляционного слоя с учетом замены пароизоляционных слоев покрытия чердака «над мансардой (над квартирой № 3) в соответствии требованиями СП 50.13330.2012 «Тепловая защита зданий», полную перекладку кирпичей кирпичной трубы от уровня чердака до верха трубы с оштукатуриванием, установкой оголовников, выполнить замену мауэрлата 100%, усиление стропильных ног – 100%, замену сплошной обрешетки под настенным желобами 100%, смену рядовой обрешетки 50%.
С СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» в пользу ФИО3 взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 600 руб., в доход федерального бюджета – расходы по проведению экспертизы в сумме 70 000 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 28 июня 2023 года решение Центрального районного суда г. Калининграда от 13 апреля 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит об отмене принятых судебных постановлений и вынесении нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований с возложением на Фонд обязанности провести капительный ремонт общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в виде ремонта крыши при наличии финансирования данного ремонта за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета г. Калининграда, а также за счет иных не запрещенных законом средств.
В возражениях на кассационную жалобу и дополнения к ней ФИО3, ФИО1, ФИО2 полагают, что жалоба не содержит доводов, свидетельствующих о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, просят решение и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения были допущены.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из его материалов, ФИО3 и ФИО1 являются собственниками квартир № 1 и № 2 в многоквартирном жилом <адрес> в <адрес>. Квартира № 3 является объектом муниципальной собственности городского округа «Город Калининград, нанимателем данной квартиры является ФИО2
Указанный многоквартирный жилой дом – до 1945 года постройки, по последним актуальным сведениям технической инвентаризации имеет износ 57%.
Собственниками избран способ управления общим имуществом данного многоквартирного дома – непосредственное управление.
Собственники формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.
Указанный многоквартирный дом был включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Калининградской области.
Согласно Региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 9 декабря 2014 года № 826, капитальный ремонт данного многоквартирного дома был запланирован в части крыши в период с 2021 года по 2023 год.
Однако по данным СНО Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» – капитальный ремонт многоквартирного дома запланирован в период с 2023 года по 2026 год.
СНО Калининградской области «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» 22 апреля 2020 года составлен акт технического осмотра дома, установлено наличие дефектов конструкции кровли, дымовентиляционных каналов.
На общем собрании от 11 мая 2022 года собственниками принято решение о необходимости проведения капитального ремонта крыши и внутренних инженерных систем водоотведения в период до 31 декабря 2023 года за счет средств регионального оператора с использованием в случае недостаточности средств финансовой поддержки областного и местного бюджета в соответствии с Региональной программой.
Выполнение функций регионального оператора на территории Калининградской области возложено на СНО КО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что на Фонд, являющийся специализированной организацией, созданной для организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, возложена обязанность по постоянному мониторингу технического состояния многоквартирных домов, по представлению ежегодного доклада об их техническом состоянии, включающего предложения по обеспечению сохранности нормативного состояния многоквартирных домов и безопасности проживания в них. Данная обязанность Фондом не исполнена. Заключением судебной строительно-технической экспертизы установлена необходимость проведения капитального ремонта крыши указанного многоквартирного дома в целях безопасного проживания граждан в указанном многоквартирном доме, в связи с чем, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований о проведении срочного капитального ремонта по предложенному экспертом варианту № 1, поскольку установлено, что многоквартирный жилой дом – до 1945 года постройки, имеет износ 57%, региональным оператором капитальный ремонт крыши был включен в Региональную программу на период с 2021 по 2023 год, предложение о переносе капитального ремонта в адрес истцов ответчиком не направлялось, мониторинг текущего состояния крыши ответчиком не проводился, тогда как выводы эксперта указывают на необходимость незамедлительного проведения ремонтных работ. Судом установлен срок для исполнения решения в части мониторинга технического состояния многоквартирного жилого дома, направления предложения о сроке начала капитального ремонта крыши - до 30 октября 2023 года, в части отбора подрядной организации, проведения капитального ремонта крыши в срок до 1 мая 2024 года.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, признав необоснованными доводы апелляционной жалобы о возможности использования предложенного экспертом варианта № 2, поскольку установленное экспертом техническое состояние спорных конструкций многоквартирного дома свидетельствует о наличии необходимости безотлагательного проведения капитального ремонта указанного жилого дома. Несмотря на проведение собственниками текущего ремонта, подтвержденного представленными в материалы дела доказательствами, дом в приведенной в решении части нуждается в незамедлительном капитальном ремонте, действий по проведению которого ответчиком не предпринимается, мониторинг технического состояния конструкций не проводится, срок капитального ремонта перенесен ответчиком самостоятельно на 2023-2026 год без учета реального состояния его основных конструкций, изменений в региональную программу не вносилось.
Ссылки Фонда на недостаточное финансирование суд апелляционной инстанции посчитал не являющимися основанием для отказа в иске, поскольку в силу закона именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о нарушении прав других собственников помещений многоквартирных домов на проведение капитального ремонта в периоды, утвержденные Региональной программой, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истцы, независимо от положения собственников других домов, вправе ставить вопрос о проведении капитального ремонта в установленные региональной программой сроки, которые ответчиком не соблюдаются.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не может признать выводы, к которым пришли суды нижестоящих инстанций, законными и обоснованными в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (часть 1). Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались (часть 2).
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора (часть 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) должны определяться судом на основании норм материального права, подлежащих применению (абзац второй пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»).
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (подпункт 61 пункта 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Пунктом 61 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
Вопросы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на федеральном уровне регламентированы главой 18 Жилищного кодекса Российской Федерации, включающей статью 189, устанавливающую порядок принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (часть 2 статьи 189).
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи189).
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4 статьи 189).
В силу части 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 настоящего Кодекса;
3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления в течение месяца со дня истечения указанного срока принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта, уведомив собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятом решении, в том числе с использованием системы. В случае возникновения аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 5 настоящей статьи, принимается в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. В указанном случае капитальный ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта и только в объеме, необходимом для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, за счет средств регионального оператора, определенных статьей 185 настоящего Кодекса и законом субъекта Российской Федерации в качестве денежных средств для обеспечения финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, и учитывается при ежегодной актуализации региональной программы капитального ремонта (часть 6 статьи 189).
Обязанности регионального оператора по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах закреплены в статье 182 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 названной статьи региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
В силу части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя сведения, перечисленные в пунктах 1 - 4 названной части 2 статьи 168.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (часть 3 статьи 168).
Согласно части 4 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1-5 части 4 статьи 168.
Решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 41 статьи 168).
Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (часть 5 статьи 168).
Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (часть 6 статьи 168).
Капитальный ремонт многоквартирных домов в Калининградской области проводится в соответствии с Законом Калининградской области от 26 декабря 2013 года № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области» (далее - Закон) и региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденной постановлением Правительства Калининградской области от 9 декабря 2014 года № 826 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, на 2015-2044 годы» (далее - региональная программа).
Как установлено материалами дела, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области, на 2015-2044 годы, утвержденную постановлением Правительства Калининградской области от 9 декабря 2014 года № 826, с плановыми периодами проведения капитального ремонта с 2021 года по 2023 год (ремонт кровли, ремонт внутридомовой инженерной системы водоотведения), с 2024 года по 2026 год (ремонт подвальных помещений), с 2027 года по 2029 год (ремонт приборов учета), с 2024 года по 2026 год (ремонт подвальных помещений), с 2030 года по 2032 год (ремонт фундамента), с 2036 года по 2038 год (ремонт системы газоснабжения) и с 2039 года по 2041 год (ремонт фасада, систем электроснабжения, теплоснабжения, холодного водоснабжения).
Из материалов дела также следует, что 11 мая 2022 года собственниками многоквартирного дома проведено общее собрание, на котором приняты решения:
- о необходимости проведения капитального ремонта крыши и внутренних инженерных систем водоотведения в период до 31 декабря 2023 года за счет средств регионального оператора с использованием в случае недостаточности средств финансовой поддержки областного и местного бюджета в соответствии с Региональной программой;
- обратиться в суд с исковым заявлением к Фонду капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах Калининградской области о признании незаконным отказа в проведении капитального ремонта крыши многоквартирного дома в период с 2021 года по 2023 год, признании незаконным бездействия фонда и возложении обязанности провести капитальный ремонт, в частности крыши и внутридомовых инженерных систем водоотведения в период 2021 по 2023 год.
Возлагая на ответчика обязанность в срок до 1 мая 2024 года провести капитальный ремонт крыши жилого дома многоквартирного дома за счет средств регионального оператора с использованием в случае недостаточности средств финансовой поддержки областного и местного бюджетов, суды не дали какой-либо оценки представленному в материалы дела решению собственников многоквартирного дома от 11 мая 2022 года на предмет его соответствия положениям статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации и установленному данной нормой порядку его принятия. Также суды не установили, направлялось ли такое решение собственниками ответчику, принимая во внимание доводы Фонда о том, что о принятом решении собственников помещений многоквартирного дома стало известно только при рассмотрении дела в суде.
В соответствии с частью 7 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока. При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
Возражая против удовлетворения иска, ответчик ссылался на то, что многоквартирный <адрес> не включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта 2021-2023 годов.
Однако, суды оставили без должного правового обоснования возложение на Фонд обязанности по проведению капитального ремонта крыши многоквартирного дома ранее установленного краткосрочным планом срока в отсутствие в материалах дела сведений о внесении в установленном законом порядке изменений в утвержденный в целях реализации региональной программы краткосрочный план проведения капитального ремонта, при том, что нормативные акты органов государственной власти Калининградской области, в том числе и об утверждении краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, являются действующими нормативными правовыми актами, которые не оспорены и не отменены в установленном порядке, а указанные в них требования являются обязательными к исполнению всеми заинтересованными лицами.
Обстоятельств, при которых ремонт многоквартирного дома осуществляется без его включения в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта (части 2 и 6 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации), судами также не установлено и не приведено в судебных актах.
Ссылаясь на невыполнение Фондом возложенной на него статьей 11 Закона Калининградской области от 26 декабря 2013 года № 293 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Калининградской области» обязанности по постоянному мониторингу технического состояния многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Калининградской области, суды в обоснование своих выводов не привели мотивы со ссылкой на конкретные доказательства, имеющиеся в деле, а также не учли, что невыполнение данной обязанности в силу действующего законодательства само по себе не влечет безусловную обязанность Фонда по проведению капитального ремонта многоквартирного дома, включенного в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, ранее установленных таким планом сроков.
Также судами не дана оценка тому обстоятельству, что, являясь региональным оператором, в соответствии с приведенными выше положениями жилищного законодательства, Фонд капитального ремонта многоквартирных домов фактически самостоятельно не производит работы по капитальному ремонту многоквартирных домов. Между тем, обжалуемые судебные акты возлагают на ответчика обязанность провести капитальный ремонт крыши многоквартирного дома.
В силу положений статей 67, 71, 195 - 198, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий для применения или неприменения соответствующей нормы права, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не могут быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
Вышеприведенным требованиям процессуального закона принятые судебные акты не соответствуют.
Неправильное установление фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, применение норм материального права и нарушение норм процессуального права в силу вышеприведенных положений статьи 3791 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены судебного акта в кассационном порядке.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
По смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
Поскольку судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела соответствующие обязанности не исполнены, нарушения и неполнота судебного разбирательства, допущенные судом первой инстанции, не устранены, принимая также во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене апелляционного определения по настоящему делу с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 28 июня 2023 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи