Дело № 3а-87/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Ярославль 18 февраля 2019 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Щегольковой Е.Ю.,
при секретаре Амелиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зобовой Елены Валерьевны об оспаривании результатов государственной кадастровой оценки,
установил:
Зобова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением:
об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 6 455 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 2 627 000 рублей;
об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 468 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 190 000 рублей;
об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 546 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 222 000 рублей.
Заявление обосновано тем, что Зобова Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, участником долевой собственности на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и плательщиком земельного налога. Зобовой Е.В. проведена оценка рыночной стоимости земельных участков. Согласно отчету, выполненному ООО «Ярэксперт» (далее – Отчет), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 29 мая 2018 года составляет 2 627 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 190 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 222 000 рублей.
Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости, установленная на основании результатов государственной кадастровой оценки промышленности и земель иного специального назначения, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 15 декабря 2011 года № 976-п, составляет по состоянию на 29 мая 2018 года для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> - 4 556 778, 15 рублей; для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 330 375, 24 рублей; для земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 385 437, 78 рублей.
В связи с этим, пользуясь правом, предоставленным статьей 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Романова М.А. административный иск поддержала.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области по доверенности Колобова Е.В. в удовлетворении административного иска возражала, ссылаясь на отсутствие в материалах дела достоверных доказательств размера рыночной стоимости земельных участков, определенной на дату установления их кадастровой стоимости.
Административные ответчики ФГБУ Федеральная кадастровая палата Росреестра, Управление Росрестра по Ярославской области в письменном отзыве на административный иск оставили его разрешение на усмотрение суда.
Административный ответчик Правительство Ярославской области своих представителей в судебное заседание не направило, письменного отзыва на административный иск не представило суду.
Заинтересованные лица Куприн А.Н., Плешенков С.В. – сособственники земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> возражений на административный иск не заявили.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что административное исковое заявление Зобовой Е.В. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях – статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Для определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно части 1 статьи 245, статье 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
1) недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
2) установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения закреплены в статье 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Суд принимает во внимание, что в соответствии с частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Поскольку оспариваемая в настоящем деле кадастровая стоимость земельного участка установлена до дня вступления в силу указанного Федерального закона, в настоящем административном деле суд применят положения Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Судом установлено, что Зобовой Е.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 6 455 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>
<данные изъяты> доля в праве собственности на земельный участок площадью 468 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>
<данные изъяты> доля в праве собственности на земельный участок площадью 546 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>
В соответствии с частью 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 390, пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Решением муниципального Совета Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района от 23.10.2018 года N 158 на территории Ивняковского сельского поселения установлен земельный налог, налоговые ставки земельного налога установлены в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.
До принятия указанного нормативного акта на территории Ивняковского сельского поселения действовало решение Муниципального Совета Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района от 24 сентября 2010 года N 34, содержавшее аналогичные положения.
Таким образом, правоотношения административного истца по определению земельного налога являются публичными. Изменение размера земельного налога, в том числе его уменьшение, для административного истца возможно путем оспаривания кадастровой стоимости земельных участков.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Зобова Е.В. в силу статьи 24.18, части 3, части 5 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» обладает правом оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ей на праве собственности.
В соответствии с вышеприведенными положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, частью 1 статьи 248 КАС РФ, а также частью 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что земельные участки административного истца не вошли в Перечень объектов, подлежащих оценке на 1 января 2009 года – дату проведения государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Ярославской области от 15 декабря 2011 года № 976-п.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости датой определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> является 29 мая 2018 года.
Согласно положениям части 1 и части 2 статьи 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> подлежит определению по состоянию на 29 мая 2018 года в порядке определенном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 года N 222, на основании результатов государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Ярославской области от 15 декабря 2011 года № 976-п.
По состоянию на 29 мая 2018 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 4 556 778, 15 рублей; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 330 375, 24 рублей; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 385 437, 78 рублей.
Административным истцом представлен Отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков, согласно которому на 29 мая 2018 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 2 627 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 190 000 рублей; земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> – 222 000 рублей.
В результате исследования Отчета оснований для признания его недостоверным доказательством рыночной стоимости указанных земельных участков суд не находит.
Рыночная стоимость объекта определена оценщиком сравнительным подходом методом сравнения продаж.
До выбора объектов, использованных в качестве аналогов для расчета, оценщиком проведен анализ рынка и определены все предложения о сделках с земельными участками на дату оценки, относящиеся к одному сегменту рынка с объектом оценки.
Для сопоставления с объектом оценки оценщиком использованы сведения о трех объектах – аналогах, к ценам которых применены корректировки на уступку, на близость к автомобильной трассе, на площадь.
Все действия, совершенные оценщиком в процессе оценки, нашли свое отражение в Отчете, их обоснованность сомнений не вызывает.
В свою очередь, оснований согласиться с доводами заинтересованного лица Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области о недостоверности Отчета по изложенным данным лицом возражениям суд не находит.
Так, в своих возражениях Департамент указывает на необоснованное включение оценщиком в окончательную выборку объекта – аналога, расположенного в поселке <адрес>), цена которого за 1 кв.метр существенно ниже цен двух других объектов, использованных в качестве аналогов.
Вместе с тем, Департамент не приводит доводы о том, что указанный объект по каким – либо ценообразующим факторам не сопоставим с объектом оценки. Также Департамент не приводит доказательств того, что цена указанного объекта сформирована под влиянием каких – либо обстоятельств, не являющихся рыночными условиями формирования цены.
В возражениях относительно применения указанного аналога Департамент приводит доводы о том, что данный земельный участок не существует как объект права, так как является частью иного участка, имеющего большую площадь.
Для использования указанного объекта оценщику надлежало определить стоимость межевых и кадастровых работ по выделу данного участка из большего, а также установить возможность производства таких работ.
Данные доводы заинтересованного лица суд полагает необоснованными, поскольку заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что формирование указанного земельного участка невозможно.
В свою очередь, использованные оценщиком сведения о данном объекте, в частности его площадь и установленная продавцом цена за данный участок, полностью подтверждаются имеющимся в составе Отчета скрин – шотом страницы Интернет – сайта «Домофонд», где размещено объявление о его продаже.
При таких обстоятельствах, использование оценщиком указанного объекта в качестве аналога допустимо и законодательству в области оценочной деятельности не противоречит.
Департамент заявляет также, что оценщиком необоснованно не приняты для расчета сведения о предложениях к продаже земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в деревне <адрес> и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в <адрес>, которые, по мнению Департамента, являются сопоставимыми с объектом оценки по основным ценообразующим факторам.
Суд полагает, что отказ оценщика от использования данных объектов в Отчете достаточно обоснован тем, что они имеют отличный от объекта оценки вид разрешенного использования, тогда как использованные объекты – аналоги по данному показателю полностью с объектом оценки совпадают.
Кроме того, суд принимает во внимание, что оснований полагать, что количество использованных оценщиком объектов – аналогов было недостаточно для расчета, материалы дела не содержат.
При исследовании Отчета установлено, что оценщиком допущена описка в части ссылки на номер таблицы и страницу в Справочнике оценщика недвижимости 2017 года под научным руководством Лейфера Л.А. при обосновании размера корректировки на площадь.
Вместе с тем, для расчета оценщиком приняты корректировки из таблицы данного справочника, предлагающие корректировки для земельных участков под придорожный сервис. Корректировки, приведенные в таблице, номер которой ошибочно указан в Отчете, в расчетах не участвовали.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что неверное указание норма таблицы и страницы справочника, использованного оценщиком для определения величины корректировки, является явной опиской, которое к недостоверности результатов оценки не привело.
По изложенным основаниям, суд приходит к выводу о том, что процесс отбора аналогов, применение к их ценам корректировок полно и подробно изложены в Отчете и являются обоснованными. Оснований полагать, что описанная выше процедура оценки привела к недостоверным выводам относительно величины рыночной стоимости земельных участков административного истца, у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований не доверять выводам Отчета и установленным в нем величинам рыночной стоимости земельных участков.
В связи с этим, рыночная стоимость земельных участков административного истца подлежит установлению в размере, определенном Отчетом.
Таким образом, учитывая, что административный истец обладает правом заявления требований о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков в связи с установлением в отношении них рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, а также принимая во внимание, что размер рыночной стоимости объектов недвижимости подтвержден достаточными и допустимыми доказательствами, суд полагает, что административное исковое заявление Зобовой Е.В. подлежит удовлетворению.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата обращения Зобовой Е.В. с настоящим административным иском в суд, а именно – 28 декабря 2018 года.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Зобовой Елены Валерьевны удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 6 455 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 2 627 000 (два миллиона шестьсот двадцать семь тысяч) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 2 627 000 (два миллиона шестьсот двадцать семь тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 468 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 190 000 (сто девяносто тысяч) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 190 000 (сто девяносто тысяч) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 546 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование – объекты придорожного сервиса, расположенного по адресу: <адрес>, в размере рыночной стоимости 222 000 (двести двадцать две тысячи) рублей.
Внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости, установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 222 000 (двести двадцать две тысячи) рублей.
Дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 28 декабря 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ярославского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Щеголькова