Докладчик Орлова И.Н. Дело №33а-3615/2019
Судья Мурадова С.Л.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 августа 2019 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Карлинова С.В., судей Орловой И.Н., Сорокина С.А., при секретаре судебного заседания Андрияновой Т.А., рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Тимофеева Виталия Ивановича о признании незаконным заключения врачебной комиссии филиала «Медицинской части № 1» Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть № 21 Федеральной службы исполнения наказаний России от 9 января 2019 года, возложении обязанности провести медицинское освидетельствование, поступившее по апелляционной жалобе представителя Тимофеева В.И. Тимофеевой А.С. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 мая 2019 года.
Заслушав доклад судьи Орловой И.Н., судебная коллегия
установила:
Тимофеев В.И., действуя через представителя Тимофееву А.С., обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене заключения врачебной комиссии филиала «Медицинской части № 1» Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть № 21 Федеральной службы исполнения наказаний России от 9 января 2019 года, возложении обязанности провести медицинское освидетельствование специальной медицинской комиссией врачей Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть № 21 Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России).
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемое заключение вынесено с нарушением порядка проведения, предусмотренного Правилами медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года № 54, и Порядком медицинского освидетельствования осужденных к лишению свободы и их представления к освобождению от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью, утв. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 9 августа 2001 года № 311/242. Тимофеев В.И. находился на стационарном лечении в Бюджетном учреждении Чувашской Республики «Республиканская клиническая больница» Минздрава Чувашской Республики с 17 июля 2018 года по 23 июля 2018 года, на стационарном лечении в филиале «Республиканская больница» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России в июле – августе 2018 года, имеет серьезные заболевания, в связи с чем, подлежал направлению на медицинское освидетельствование. Между тем, врачебная комиссия обследование и осмотр отбывающего наказание Тимофеева В.И. не производила. Врачебная комиссия диагностировала заболевание с кодом <данные изъяты>, что не соответствует клиническим данным обследования в условиях стационара. По результатам медицинского освидетельствования подлежало вынесению заключение комиссии по форме № 035-1/У-И, однако врачебная комиссия вынесла заключение, не соответствующее утвержденной форме, является неполным, недостоверным, не отражающим в достаточной степени состояние здоровья.
В судебном заседании суда первой инстанции представители административного истца Тимофеева А.С. и Антонова П.П. поддержали заявленные требования, представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России Спиридонова А.А. возражала относительно заявленных требований, представители заинтересованных лиц УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии, ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии в судебном заседании не присутствовали.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 мая 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Не согласившись с данным решением, административным истцом подана апелляционная жалоба на предмет отмены и принятия по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований. Доводы апелляционной жалобы основаны допущенными судом нарушениями норм процессуального и материального права, неверными выводами суда об освидетельствовании Тимофеева В.И. специальной медицинской комиссией, поскольку он на основании оспариваемого заключения не был направлен на освидетельствование специальной медицинской комиссией, судом не выяснен состав подкомиссии, правомочность подписания оспариваемого заключения ФИО1, не входившей в состав подкомиссии.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца Антонова П.П. поддержала доводы апелляционной жалобы, представитель заинтересованного лица УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии Чумакова О.С. возражали относительно доводов апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 09.01.2019 в отношении Тимофеева В.И. вынесено филиалом «Медицинская часть № 1» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России заключение Врачебной комиссии, согласно которому на момент проведения освидетельствования у осужденного Тимофеева В.И. отсутствует заболевание, предусмотренное в Перечне заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» и он не подлежит представлению к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью.
Разрешая настоящий публично - правовой спор, суд исходил из того, что оспариваемое заключение принято специальной медицинской комиссией, обследование проведено компетентными специалистами, по результатам изучения медицинских документов Тимофеева В.И., в связи с чем, не установил оснований для удовлетворения заявленного требования.
Судебная коллегия не может согласиться с правильностью указанных выводов.
В силу части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения статьи, возложены на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Между тем, суд первой инстанции уклонился от распределения между лицами, участвующими в деле, бремени доказывания, и пришел к выводу о принятии оспариваемого заключения уполномоченной комиссией в отсутствие доказательств создания такой комиссии, проверки ее компетентности, а также, не установил процедуру вынесения заключения специальной медицинской комиссией, учитывая заявленные административным истцом требования.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» утверждены Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью, а также перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.
Пунктами 3, 5 названных Правил медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью предусмотрено, что медицинское освидетельствование осужденных осуществляется медицинскими комиссиями лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы. Осужденные направляются на медицинское освидетельствование лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими частями уголовно-исполнительной системы, а также лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения при наличии у них заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, подтвержденного клиническими данными обследования его здоровья в условиях стационара лечебно-профилактического учреждения.
Приказом ФСИН России от 1 апреля 2015 года № 277 утвержден Устав ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, согласно пункту 1.1. которого предусмотрено, что ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России является учреждением, входящим в уголовно-исполнительную систему, осуществляющим медико-санитарное обеспечение сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей, осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, и иных граждан, прикрепленных на медицинское обслуживание в установленном порядке, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В состав Учреждения в качестве обособленных подразделений, не являющихся юридическими лицами, в числе прочего, входят филиал «Медицинская часть № 1» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России (осуществляет медицинское обслуживание ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашкой Республике - Чувашии), филиал «Республиканская больница» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России (осуществляет медицинское обслуживание ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии).
Положение о филиале «Медицинская часть № 1» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России утверждено начальником ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России от 1 июня 2015 года.
Пунктом 1.4 названного Положения определено, что филиал является структурным подразделением ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, осуществляющим оказание лечебно-профилактической помощи осужденным, а также организацию и осуществление санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий на всех объектах исправительных учреждений.
В силу пункта 3.15 названного Положения филиал наделен функциями по организации деятельности врачебной комиссии филиала МЧ № 1 ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России; организации работы по экспертизе качества медицинской помощи; определению трудовых рекомендаций для лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в изменении условий труда, отборе осужденных, подлежащих направлению на медико-социальную экспертизу, определению и направлению осужденных, подлежащих освобождению от отбыванию наказания в связи с тяжелой болезнью на медицинское освидетельствование медицинской комиссией, и иные функции, предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России от 2 февраля 2018 № 6 «Об организации деятельности врачебной комиссии, подкомиссий врачебной комиссии филиалов медицинских частей, больниц ФКУЗ МСЧ 21 ФСИН России, филиала «Центр медицинской и социальной реабилитации» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России» утверждено Положение о врачебной комиссии, подкомиссий врачебной комиссии филиалов медицинских частей, больниц ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, филиала «Центр медицинской и социальной реабилитации» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России и состав врачебной комиссии.
Врачебная комиссия, подкомиссии врачебной комиссии филиалов медицинских частей, больниц ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, филиала «Центр медицинской и социальной реабилитации» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России создаются приказом ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах УФСИН России по Чувашской Республике – Чувашии, сотрудникам и членам их семей (пункт 1.1. названного Положения).
Согласно пункту 2.14 названного Положения, врачебная комиссия, подкомиссии врачебной комиссии выносят заключение о направлении на медицинское освидетельствование осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 №54 «О медицинском освидетельствование осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».
Положение о филиале «Республиканская больница» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России утверждено начальником ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России от 01.07.2015. В соответствии с п. 3.12 названного Положения Республиканская больница наделена функциями организации работы специальной врачебной комиссии ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России.
Приказом ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России от 22.10.2018 № 69 «О медицинских комиссиях по освидетельствованию осужденных, предоставляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью» утвержден порядок организации деятельности медицинских комиссий ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России по освидетельствованию осужденных, предоставляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью и составы медицинских комиссий.
Медицинские комиссии по освидетельствованию осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью создаются в филиалах «Республиканская больница», «Республиканская туберкулезная больница № 1» и «Республиканская туберкулезная больница № 2» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России с целью освидетельствования тяжелобольных осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью (пункт 1.1 названного Порядка).
Таким образом, по смыслу названных ведомственных нормативных правовых актов в ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России созданы специальная медицинская комиссия, осуществляющая деятельность, в числе прочего, в филиале «Республиканская больница» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, а также, подкомиссия врачебной комиссии, осуществляющая деятельность, в числе прочего, в филиале «Медицинская часть № 1» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, которая уполномочена по направлению осужденных, подлежащих освобождению от отбыванию наказания в связи с тяжелой болезнью на медицинское освидетельствование на специальную медицинскую комиссию.
В спорных правоотношениях осужденный Тимофеев В.И. на медицинское освидетельствование специальной медицинской комиссией направлен не был, и не был освидетельствован специальной медицинской комиссией.
Учитывая, что специальной медицинской комиссией осужденный Тимофеев В.И. не был освидетельствован, доводы апелляционной жалобы о несоблюдении формы выданного заключения (формы № 035-1/У-И) со ссылкой на пункт 4 Порядка медицинского освидетельствования осужденных к лишению свободы и их представления к освобождению от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью, утв. Приказом Министерства здравоохранения Российской федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 9 августа 2001 года № 311/242, несостоятельны.
Согласно пунктов 3.2, 3.8, 3.9 Положения о врачебной комиссии, подкомиссий врачебной комиссии филиалов медицинских частей, больниц ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, филиала «Центр медицинской и социальной реабилитации» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, утв. Приказом ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России от 2 февраля 2018 № 6, врачебная комиссия, подкомиссия ВК состоят из председателя, одного или двух заместителей председателя, секретаря и членов комиссии. Решения ВК, подкомиссий ВК считаются принятыми, если его поддержало две трети членов ВК, подкомиссий ВК. Решения ВК, подкомиссий ВК оформляются в виде протокола.
Приложением № 3 к Приказу ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России от 2 февраля 2018 № 6 утвержден состав подкомиссии врачебной комиссии филиала «Медицинская часть № 1» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России: .... – начальник филиала – врач, капитан внутренней службы (председатель подкомиссии); ФИО2 – врач – терапевт терапевтического отделения филиала, лейтенант внутренней службы (заместитель председателя подкомиссии); ... – врач – стоматолог стоматологического кабинета филиала (секретарь подкомиссии); ... – врач – психиатр – нарколог наркологического кабинета филиала; ... врач – дерматовенеролог дерматовенерологического кабинета филиала.
В материалах дела содержится Заключение врачебной комиссии от 9 января 2019 года, содержащее различные сведения о составе членов комиссии, принявших Заключение.
Так, на л.д. 62 оспариваемое заключение выдано: председателем комиссии - ... членами - ... секретарь - ...
Из протокола заседания врачебной комиссии от 09.01.2019 № 5 усматривается тот же состав членов подкомиссии врачебной комиссии (л.д.63).
Между тем, из Заключения врачебной комиссии от 9 января 2019, находящегося на л.д.61, подлинник которого находится в материале № 4/3-2/2019, возбужденному по ходатайству Тимофеева В.И. об освобождении от наказания в связи с болезнью, видно, что оно выдано: председателем комиссии - ...., членами - ФИО3.В. и Егординовой И.В., секретарь - ...
Противоречивость состава членов подкомиссии врачебной комиссии филиала «Медицинская часть № 1» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России не может свидетельствовать о соблюдении порядка принятия оспариваемого заключения, в связи с чем, Заключение врачебной комиссии от 9 января 2019 года подлежит признанию незаконным.
С оставлением без удовлетворения судом первой инстанции заявленного требования о возложении обязанности провести медицинское освидетельствование специальной медицинской комиссией врачей ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, судебная коллегия соглашается, поскольку специальной медицинской комиссией осужденный Тимофеев В.И. освидетельствован не был, в связи с чем нарушения прав, свобод и законных интересов осужденного Тимофеева В.И. филиалом «Республиканская больница» ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России, уполномоченной на ее осуществление, допущено не было.
Учитывая изложенное, в соответствии с частью 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в части отказа в удовлетворении административного требования Тимофеева В.И. о признании незаконным заключения врачебной комиссии подлежит отмене как вынесенное при неправильном применении норм материального права (пункт 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявленного требования о признании незаконным заключения врачебной комиссии Медицинской части № 1 ФКУЗ МСЧ-21 ФСИН России от 9 января 2019 года.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 мая 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении административного требования Тимофеева В.И. о признании незаконным заключения врачебной комиссии Медицинской части № 1 Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть № 21 Федеральной службы исполнения наказаний России от 9 января 2019 года и принять в указанной части новое решение.
Признать незаконным заключение врачебной комиссии Медицинской части № 1 Федерального казенного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть № 21 Федеральной службы исполнения наказаний России от 9 января 2019 года.
В остальной части апелляционную жалобу представителя Тимофеева В.И. Тимофеевой А.С. на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 мая 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: И.Н. Орлова
С.А.Сорокин