Дело № 2а-5490/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 октября 2017 года город Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Михайловой Т.А., при секретаре ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Жилищного кооператива «Светла-17» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, возложении обязанности,
установил:
Жилищный кооператив «Светла-17» в лице представителя ФИО1 А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что дата через Отделение № 5 МКУ МФЦ ВГО представитель ЖК «Светла-17» обратился к административному ответчику с заявлением о регистрации права собственности (перехода права) в отношении объектов недвижимости: кадастровый номер №, общая площадь 174,4 кв.м, этаж цокольный, мансарда, адрес <адрес> в связи с принятием общим собранием членов ЖК «Светла-17» решения о передачи в собственность ЖК «Светла-17» нежилых помещений в цокольном этаже: 101,6 кв.м., 33,0 кв.м., 13,10 кв.м., а также мансардные помещения, общей площадью 172,8 кв.м. Управлением Росреестра по Приморскому краю вынесено решение от дата об отказе в государственной регистрации. Административный истец полагает данный отказ незаконным, указывает, что административный ответчик в качестве одной из причин, препятствующих регистрации, ссылается на особенности правового регулирования ТСЖ, которые не имеют правового значения, так как заявителем является Жилищный кооператив, а не ТСЖ. Кроме того, в обоснование оспариваемого решения административный ответчик ссылается на ограничения (запреты), установленные судебными актами. Между тем, как указывает административный истец, данные ограничения прекращены, Арбитражным судом Приморского края дата по делу № было вынесено определение об отмене обеспечительных мер, принятых определением суда от дата. Другие ограничения отменены ранее. Отсутствие ограничений прав и обременений объектов недвижимости подтверждается выпиской из ЕГРН от дата. Оспариваемое решение административного ответчика препятствует использованию имущества в гражданском обороте, исполнению уставной деятельности кооператива. С учетом этого, просит признать незаконным решение Управления Росреестра по Приморскому краю от дата об отказе в государственной регистрации права собственности (перехода права) в отношении объектов недвижимости: кадастровый номер №, общая площадь 174,4 кв.м., этаж цокольный, мансарда, адрес <адрес>, обязать административного ответчика произвести государственную регистрацию права собственности (перехода права) в отношении указанных объектов недвижимости.
В судебном заседании представитель ЖК «Светла-17» ФИО1 на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - Управления Росреестра по Приморскому краю) ФИО7 против удовлетворения заявленных требований возражала, представила письменные возражения, в которых указала, что нормы ч. 4 ст. 37 ЖК РФ фиксируют запрет собственнику помещения в многоквартирном доме на осуществление выдела в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, а также на отчуждение своей доли в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома и совершение иных действий, влекущих за собой передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение. Положения ст. 37 ЖК РФ, п. 2 ст. 290 ГК РФ свидетельствуют о невозможности самостоятельной регистрации права собственности в отношении одного лица на отдельные элементы общего имущества многоквартирного дома. Передача в собственность лицу (ТСЖ и/или ЖК) права собственности на нежилые помещения многоквартирного дома, являющиеся общим имуществом, не соответствует требованиям закона, влечет нарушение прав собственников жилых помещений. Право собственности на общее имущество многоквартирного дома может принадлежать только собственникам помещений (как жилых, так и не жилых) в этом доме, но не ТСЖ или ЖК, как юридическому лицу. Также указала, что на дату принятия решения об отказе установленные ограничения не прекращены, при этом прекращение обременений носит заявительный характер.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении дела административный ответчик должен доказать законность совершенных действий или принятых решений, тогда как на административном истце лежит обязанность доказать нарушение непосредственно его прав и свобод.
В судебном заседании установлено, что дата через Отделение № 5 МКУ МФЦ ВГО представитель ЖК «Светла-17» обратился в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о регистрации права собственности (перехода права) в отношении объектов недвижимости: кадастровый номер №, общая площадь 174,4 кв.м, этаж цокольный, мансарда, адрес <адрес>, представив на государственную регистрацию кадастровый паспорт от дата, выданный ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, протокол общего собрания членов ЖК «Светла-17» <адрес> в очной форме путем совместного присутствия от дата, лист записи ЕГРЮЛ от дата Инспекции ФНС по Ленинскому району г. Владивостока, свидетельство от дата Инспекции ФНС по Фрунзенскому району г. Владивостока.
Уведомлением отдата № ЖК «Светла-17» сообщено о приостановлении государственной регистрации в соответствии с п.п. 1,2,5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Уведомлением от дата № ЖК «Светла-17» отказано в государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В обоснование отказа в государственной регистрации административным ответчиком указано, что основной целью создания собственниками помещений в многоквартирном доме ТСЖ является эксплуатация комплекса недвижимого имущества в многоквартирном доме. Кроме того, указанные нежилые помещения признаны общим имуществом многоквартирного дома в судебном порядке на основании решения Фрунзенского районного суда г. Владивостока от дата по делу №.
Также административным ответчиком указано, что в делах правоустанавливающих документов имеются следующие документы: постановление ОСП по Ленинскому району г. Владивостока от дата (судебный пристав-исполнитель ФИО8) о запрете производить любые действия, направленные на регистрацию отчуждения, обременения или иного перехода прав в отношении технического помещения общей площадью 101,6 кв.м.; определение Арбитражного суда Приморского края по делу № от дата (судья ФИО9) о запрете администрации г.Владивостока совершать любые действия и заключать любые сделки, направленные на отчуждение, обременение или иной переход прав в отношении технического помещения площадью 101,6 кв.м до вступления решения в законную силу, запрете ООО "Восток БизнесИнвест" и МУ «АПМЗН» совершать любые действия и заключать любые сделки, направленные на отчуждение, обременение или иной переход прав, запрете УФРС по ПК производить любые действия, направленные на регистрацию отчуждения, обременения или иного перехода прав в отношении технического помещения площадью 101,6 кв.м. до вступления решения в законную силу; определение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от дата (судья ФИО10); о наложении запрета Администрации г.Владивостока производить отчуждение нежилого помещения; ареста, наложить запрет ООО "ВостокБизнесИнвест" производить отчуждение нежилого помещения общей площадью, постановление Фрунзенского районного суда г.Владивостока от дата (и.о.судьи ФИО11) об аресте; постановление ОСП по Фрунзенскому району г.Владивостока от дата (судебный пристав-исполнитель ФИО12) о запрете ГУ ФРС по ПК до вынесения решения и вступления его в законную силу производить регистрацию прав; постановление от дата о возбуждении исполнительного производства, ПСП Ленинского района г.Владивосток (судебный пристав-исполнитель ФИО13) о запрете по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края производить регистрацию права собственности объекта незавершенного строительства мансардного этажа в жилом доме, произведенного по постановлению № от дата
Государственным регистратором указано, что на дату принятия решения об отказе указанные ограничения не прекращены.
Данное решение принято административным ответчиком в пределах полномочий, предоставленных данному государственному органу, в соответствии с законодательством, действовавшим на момент принятия решения, и прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.
В соответствии с п. 1 ст. 14 ФИО5 закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим ФИО5 законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим ФИО5 законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 ФИО5 закона от дата N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1, п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости; с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 Жилищного кодекса РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Из положений ч. 4 ст. 110 ЖК РФ следует, что жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами, которые в свою очередь отнесены к некоммерческим организациям (п. 3 ст. 50 ГК РФ),
В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Согласно пункту 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных этим кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Пунктом 4 статьи 37 Жилищного кодекса РФ запрещены выдел в натуре и отчуждение доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершение иных действий, влекущих передачу этой доли отдельно от права собственности на помещение в многоквартирном доме.
Как следует из содержания оспариваемого решения, при проведении государственным регистратором правовой экспертизы было установлено, что целью создания ЖК «Светла-17» являлась реализация собственниками жилых и нежилых помещений прав по владению, пользованию и в установленных законодательством пределах, распоряжению общим имуществом (абз. 2 п. 2.1 Устава «Светла-17»).
Наличие в оспариваемом решении имеется ссылки на пункт п. 4.11 Устава, в соответствии с которым установлен порядок приобретения ЖК имущества в собственность при условии, если общим собранием членов принято соответствующее решение, является технической опиской, поскольку в действующей и представленной на государственную регистрацию редакции Устава указанный пункт отсутствует.
Доводы административного истца о том, что особенности правового регулирования ТСЖ, на который ссылается административный ответчик в оспариваемом решении, не имеют правового значения, так как заявителем является Жилищный кооператив, не могут быть приняты во внимание, поскольку сама по себе ссылка государственного регистратора на положения действующего законодательства, регулирующего особенности деятельности товариществ собственников жилья, не исключает наличия законных оснований для отказа в государственной регистрации права собственности.
Судом установлено, что наличие в оспариваемом решении указания на наименование заявителя как – ТСЖ «Светла-17» обусловлено тем, что в самом заявлении о государственной регистрации права в качестве заявителя указано Товарищество собственников жилья «Светла-17», что само по себе на законность оспариваемого отказа не влияет.
Наряду с этим, в судебном заседании установлено, что нежилые помещения в цокольном этаже общей площадью 101,6 кв.м. в жилом здании (лит.1), номера на поэтажном плане 104 (II) по <адрес> признаны общим имуществом многоквартирного дома в судебном порядке на основании решения Фрунзенского районного суда г. Владивостока от дата по делу №.
Доводы административного истца об отсутствии ограничений (обременений) в отношении спорных нежилых помещений не могут быть приняты во внимание с учетом иных установленных административным ответчиком оснований для отказа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Жилищного кооператива «Светла-17» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности, возложении обязанности оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд города Владивостока в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда – 09.10.2017.
Судья Т.А. Михайлова