КОПИЯ
86RS0№-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2021 года г. Нижневартовск
Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Егоровой В.И.,
при секретаре Бабюк Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Управление автомобильных дорог» к Мунтяну Г. И. и ООО «СИБТРАНС-ГРУЗ» о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам Югры тяжеловесными транспортными средствами,
УСТАНОВИЛ:
КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» обратилось в суд с указанным исковым заявлением к Мунтяну Г.И. и ООО «СИБТРАНС-ГРУЗ», указав в обоснование требований, что <дата> при осуществлении весового контроля на 54 км автодороги «Нефтеюганск – Сургут» в Сургутском районе ХМАО-Югры сотрудниками службы весового контроля, произведено контрольное взвешивание транспортного средства марки «КРАЗ №», государственный номер Н083СН 86 с прицепом марки « МАЗ 938Б» государственной номер АН0864 86, под управлением водителя Мунтяну Г.И. При взвешивании выявлено превышение допустимых массы и осевых нагрузок транспортных средств, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Югры. По результатам взвешивания составлен акт № от <дата>, из которого следует, что владельцем ТС марки «КРАЗ №», государственный номер № с прицепом марки «МАЗ 938Б» государственной номер № является ООО «СИБТРАНС-ГРУЗ», маршрут движения ТС указан: м/р Вынгапурское - 54 км а/д Нефтеюганск-Сургут-м/р Приразломное. На пункте весового контроля превышение допустимых осевых нагрузок транспортных средств не устранено. Размер ущерба, причиненного транспортным средством составил 78 790 рублей. Просит взыскать с Мунтяну Г. И. и ООО «СИБТРАНС-ГРУЗ» в солидарном порядке в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры плату в счет возмещения ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, в сумме 78 790 рублей.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом, в исковом заявлении одновременно содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствии представителя КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог»
Ответчик Мунтяну Г.И. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился. Последствия разъяснены и понятны. Суду пояснил, что на <дата> являлся собственником автомобиля «КРАЗ №», государственный номер № с прицепом марки « МАЗ 938Б» государственной номер №. Наличие нарушений выявленных на весовом контроле <дата> не оспаривал.
Представитель ответчика ООО «СИБТРАНС-ГРУЗ» в судебное заседание не явился, о времени и месте извещался надлежащим образом по месту регистрации юридического лица.
Выслушав ответчика Мунтяну Г.И., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от <дата> №-рп образовано Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Управление автомобильных дорог», которому переданы функции по управлению находящимися в собственности ХМАО-Югры автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре. В число полномочий КУ входит: осуществление контроля соблюдения перевозчиками допустимых весовых и габаритных параметров автомобильного транспорта при проезде по автомобильным дорогам; выдаче разрешений на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и/или крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, в отношении автомобильных дорог.
Таким образом, Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Управление автомобильных дорог» обратилось в суд в связи с осуществлением переданных ему региональным органом государственной власти отдельных контрольных функций, в целях защиты публичных интересов.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, что <дата> при осуществлении весового контроля на 54 км автодороги «Нефтеюганск – Сургут» в <адрес> Ханты-Мансийского автономного округа-Югры сотрудниками службы весового контроля, произведено контрольное взвешивание транспортного средства марки «КРАЗ №», государственный номер № с прицепом марки « МАЗ 938Б» государственной номер №, под управлением водителя Мунтяну Г.И.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА – весы автомобильные электронные портативные), заводской №, поверка весового оборудования проведена <дата>. По результатам поверки весы автомобильные электронные портативные ВА-20П заводской № признаны пригодными к применению в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений.
Весовое оборудование установлено <дата> на 54 км автодороги Нефтеюганск – Сургут. Площадка контрольного взвешивания обследовалась <дата>. Уклоны площадки контрольного взвешивания для работы весового оборудования отвечают нормативным требованиям.
ООО «СибТрансАвто» осуществляло функции по содержанию пункта весового контроля и осуществляло весовой контроль на основании государственного контракта №, заключенного в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по результатам электронного аукциона.
При взвешивании выявлено превышение допустимых массы и осевых нагрузок транспортных средств, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Югры.
По результатам взвешивания составлен акт № от <дата>, из которого следует, что владельцем ТС марки «КРАЗ №», государственный номер № с прицепом марки «МАЗ 938Б» государственной номер №, является Мунтяну Г.И., организация осуществляющая перевозку тяжеловесного груза ООО «СИБТРАНС-ГРУЗ», маршрут движения ТС указан: м/р Вынгапурское – 54км а/д Нефтеюганск-Сургут – м/р Приразломное. Указанный акт подписан Мунтяну Г.И. без замечаний. На пункте весового контроля превышение допустимых осевых нагрузок транспортных средств ответчиком не устранено.
Таким образом, транспортное средство под управлением Мунтяну Г.И. следовало по маршруту м/р Вынгапурское – 54км а/д Нефтеюганск-Сургут – м/р Приразломное 398 км, с массой и осевыми нагрузками, указанными в акте №, по следующим автомобильным дорогам, находящимся в оперативном управлении истца:
- а/д Сургут – Когалым-гр. с 242 по 34 км, 208 000 м (п. 31 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа №-ПР125 от <дата>);
а/д Сургут-Нижневартовск с 18 по 34 км, 16 000 метров (п. 28 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа №-ПР125 от <дата>);
- а/д транспортная развязка в 2-х уровнях на пересечении автомобильных дорог «Северный обход <адрес>» и «Сургут – Нижневартовск», (п. 27 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа №-ПР125 от <дата> да);
- а/д Северный обход <адрес>, 23 600 м (п. 26 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа №-ПР125 от <дата>);
- а/д Сургут – Лянтор с 12 по 19 км, 7 000 м (п. 77 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа №-ПР125 от <дата>);
- а/д Автодорожный мост через реку Обь в городе Сургуте с подходами, 11 390 м (п. 22 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа №-ПР125 от <дата>);
- а/д Нефтеюганск – Сургут с 50 по 38 км, 10 480 м, и с 23 по 7 км, 14 090 м (п.п. 23 и 98 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа №-ПР125 от <дата>);
- а/д Ханты-Мансийск-Горноправдинск с 0 по 106 км, 106 000 метров (п. 40-44 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа №-ПР125 от <дата>);
- а/д подъезд к <адрес> 2,48 км, 2480 метров (п. 47 в перечне автомобильных дорог регионального значения приказа №-ПР125 от <дата>).
В соответствии с распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры №-рп от <дата> и приказом КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» №-Пр-125 от <дата>, автомобильные дороги относятся к дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и находятся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и в оперативном управлении истца.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 257-ФЗ от <дата> «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами;
Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> № «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства согласно приложению N 1 или нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства согласно приложению N 2.
Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, на <дата> определялись Правительством РФ в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (Постановление Правительства РФ от <дата> №).При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования РФ причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от <дата> №-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
Согласно части 2 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 12 ст. 31 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ)
На момент причинения ущерба (<дата>) действовали Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденные Постановлением Правительства РФ № от <дата> «О возмещении вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации».
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от <дата> № «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам РФ» предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств.
Таким образом, действующим на момент причинения ущерба законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Законом об автомобильных дорогах (пунктом 13.2 и 13.3 статьи 11 в редакции, действующей после <дата>) установлено, что установление порядка осуществления весового и габаритного контроля (в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля), установление порядка установления постоянных маршрутов тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а также транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов относятся к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта РФ (на основании пунктов <дата>.30, <дата>.31 и <дата>.32 Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от <дата> №).
Приказом Минтранса России от <дата> N 119 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
Согласно части 13 статьи 31 Федерального закона от <дата> № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных среде механизмов и т.п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо/гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативно управления либо на ином законном основании (на праве аренды, доверенности на право управления транспортным средством и т.п.).
Поскольку Мунтяну Г.И., являющийся собственником транспортного средства марки «КРАЗ №», государственный номер № с прицепом марки « МАЗ 938Б» государственной номер №, управлял указанным транспортным средством без оформления специального разрешения на движение транспортных средств, с превышением транспортным средством установленных ограничений по массе и нагрузке на ось, следовательно, ответчиком Мунтяну Г.И. должен быть возмещен ущерб, причиненный перевозкой тяжеловесного груза.
Согласно расчету размера платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, составленному в соответствии с Правилами возмещения вреда, утвержденными Постановлением Правительства РФ от <дата> №, размер ущерба, причиненного транспортным средством Мунтяну Г.И. составил 78 790 рублей.
Письмом КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» от <дата> в адрес ответчика Мунтяну Г.И. направлено письмо с предложением в добровольном порядке внести плату в счет возмещения ущерба, причиненного перевозкой тяжеловесного груза транспортным средством «КРАЗ №», государственный номер № с прицепом марки « МАЗ 938Б» государственной номер № Вместе с тем, ответчиком Мунтяну Г.И. до настоящего времени плата внесена не была.
Таким образом, с Мунтяну Г.И. подлежит взысканию плата в счет возмещения ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесным грузом, в размере 78 790 рублей.
Требования Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Управление автомобильных дорог» к ООО «СИБТРАНС-ГРУЗ» удовлетворению не подлежат, поскольку указанное общество не являлось собственником транспортного средства КРАЗ №», государственный номер № с прицепом марки « МАЗ 938Б» государственной номер №.
В п. 8 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> №, указано, что средства, полученные в качестве платежей в счет возмещения вреда, подлежат зачислению в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов собственников частных дорог.
Учитывая, что требуемый к взысканию ущерб причинен автомобильным дорогам, собственником которых является Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, компенсация такого вреда подлежит зачислению в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
По правилам ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, в размере 2 563,7 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Управление автомобильных дорог» к Мунтяну Г. И. и ООО «СИБТРАНС-ГРУЗ» о взыскании ущерба, причиненного автомобильным дорогам Югры тяжеловесными транспортными средствами, удовлетворить частично.
Взыскать с Мунтяну Г. И. в бюджет Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в счет возмещения ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов, 78 790 рублей.
Взыскать с Мунтяну Г. И. в доход бюджета города окружного значения Нижневартовск государственную пошлину в размере 2 563 рубля 70 копеек.
В удовлетворении требований Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Управление автомобильных дорог» к ООО «СИБТРАНС-ГРУЗ», отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нижневартовский городской суд.
Судья В.И. Егорова
Подлинный документ находится в
Нижневартовском городском суде
ХМАО-Югры в деле №